Содержание квартиры или дома в чистоте способствует гармоничному существованию в пространстве всех членов семьи. Но в то же время каждая хозяйка знает, сколько сил и времени отнимает приведение жилья в порядок. И чем больше пространство, тем сложнее поддерживать его в идеальном состоянии. Чтобы уборка плодотворной и не столь утомительной, нужно знать некоторые секреты наведения чистоты. Рассмотрим все, что нужно знать об уборке.
Общие правила и методы
У каждой хозяйки свои нормы чистоты, но убирать квартиру или частный дом приходится каждой женщине с определенной регулярностью. Чтобы сделать это быстро, каждая использует свои методы. Часто бытовые вопросы такого плана решают всей семьей. Когда все члены семьи проводят уборку каждый в своей комнате, удается быстрее справиться с беспорядком.
Существует несколько вариантов уборки.
- Ежедневная. Как правило, это легкая уборка, которую приходится осуществлять, чтобы поддерживать приемлемый порядок. На кухне в любом случае после приемов пищи приходится мыть посуду, расставлять ее по местам, протирать рабочие поверхности, убирать пыль в комнатах и, возможно, иногда протирать полы. Особенно если в доме есть животные и маленькие дети.
- Еженедельная. За рабочие будни в любом помещении накапливается список неотложных дел и вопросов, которые требуют решения. Требуется и вымыть везде полы, и пропылесосить ковры, мягкие поверхности. Частично приходится раскладывать вещи по местам, что-то постирать и погладить, почистить кухонную утварь и поверхности, до которых не доходили руки в течение недели.
- Генеральная. Это та самая уборка, которой зачастую с содроганием ждет вся семья. Ведь чаще всего в этом процессе задействуются абсолютно все члены семьи, включая и самых маленьких. Детям в этом случае чаще всего предлагается разобраться с игрушками, расставить их по местам, обнаружить поломанные. Взрослые в это время перебирают свои вещи, в это время обязательно находятся те, от которых нужно избавиться. Стоит смелее расставаться с вещами, которыми давно не пользовались, освобождая тем самым место для новых вещей, которые принесут радость. В этот день более тщательно отмывают все поверхности, заглядывая в каждый уголок, отодвигают мебель, плиту, холодильник. Часто в этот день моют окна, обрабатывают все зеркальные поверхности, снимают и стирают шторы. Уделяют внимание сантехнике, очищая все до блеска. Отдельное внимание уделяют холодильнику, избавляются от залежавшихся продуктов, хорошо отмывают и просушивают все полочки и ящички.
При проведении любой уборки – ежедневной, еженедельной, генеральной – нужно хорошо проветривать помещения.
Что касается методов, то у каждого он свой. Но существуют два основных.
- В первом случае продвигаются из одного помещения в другое. Сначала убираются, например, в комнатах, затем перемещаются на кухню, в ванную, прихожую. Если это частный дом, то обязательно уделяют внимание и придомовой территории. Убирают с глаз лишние предметы, мусор, подметают дорожки, приводят в порядок клумбы, если это лето.
- Во втором случае акцент делают на вещах. Сначала во всех комнатах разбирают одежду, сортируют, что-то отправляется в мусор, все остальное раскладывают, развешивают по местам. Следующим этапом могут быть книги, далее игрушки, предметы быта. Так, продвигаясь постепенно по всем помещениям, можно все привести в порядок.
Но все чаще люди думают о том, как упростить для себя процесс уборки и сделать его даже приятным какой-то степени. В связи с этим стоит отметить некоторые интересные методы. Например, узнать, что представляет собой японский или шведский варианты уборки.
Маргарета Магнуссен, шведская художница, в своей книге призывает относиться к уборке так, будто она производится в последний раз. В глобальном смысле посыл будет таким: что вы оставите после себя? В таком случае концепция уборки полностью меняется. Она приобретает философский смысл. И это не просто наведение порядка в доме, это приведение в порядок своих мыслей и чувств.
Для того чтобы оставить пространство чистым, следует рассмотреть каждую вещь и оценить ее роль в доме. Например, будет ли она радовать кого-то после вас? Кроме того, следует понять, какие предметы доставляют радость и приятные воспоминания вам.
Если хорошо подумать и разобраться в этом, то их не так уж и много. Это касается и одежды, и предметов интерьера, и книг. Не обязательно все вещи отправлять в мусорный контейнер.
Скорее всего, в вашем доме найдется много красивых и добротных вещей, которые могут пригодиться другим людям. Можно собрать одежду и отдать нуждающимся, полезные книги, которые вы уже прочитали, отдать тем, кто еще сможет почерпнуть из них много полезного. В завершение такой уборки вы обязательно почувствуете удовлетворение от проделанной работы. Кроме того, можно себя и наградить за труд. Купить то, что действительно давно хотелось, или просто сходить туда, где есть возможность получить положительные эмоции. Вариантов много. Совершая такую уборку, удается очистить пространство для чего-то нового. И если подходить с философской точки зрения, это не вещи, а хорошие события, правильные мысли, светлые чувства.
Книга японского автора Мари Кондо тоже перевернула взгляд многих на уборку, поскольку это тоже целая философия, а не просто наведение чистоты. Главный принцип, который нужно учитывать при уборке, это понять – приносит ли та или иная вещь вам радость. Тем предметам, которые вызывают отрицательные эмоции, не место в доме. Есть, конечно, вещи необходимые, без которых просто не обойтись в повседневной жизни, но у каждого предмета должно быть свое место. Такую уборку называют «сделанной раз и навсегда». Просто для каждой вещи нужно найти оптимальное расположение, и наводить глобальный порядок больше не придется. Сделать это, на самом деле, очень просто.
Рассмотрим конкретный пример на одежде. Все предметы гардероба должны быть скрыты от глаз, но в то же время быть на виду. Добиться этого можно, размещая все вещи не стопками, которые рано или поздно разрушаются, а вертикально. Например, футболки следует сложить прямоугольничками и разместить в ящике комода или на полке так, чтобы все футболки были видны. Это напоминает корешки книг, когда сразу видно название.
Так же поступают и с вещами, причем с любыми. Не составит труда таким же образом разместить в ящике и носки. Конечно, одежда, которой место на плечиках, должна там и находиться. Но при этом нужно выделить секцию для платьев, брюк, пальто и т. д. Извлекая какой-либо предмет гардероба, его после использования возвращают на то же место. Но при этом обязательно нужно избавляться от вещей, которые не вызывают никаких эмоций. По такой же схеме наводят порядок и в других вещах, отводится отдельное место документам, инструментам, книгам, даже милым безделушкам.
Важно знать, что где находится. Тогда не будет хаоса, который и заставляет постоянно возвращаться к наведению порядка. Такое отношение к уборке помогает упорядочить и мысли, и чувства.
Составление плана
Чтобы успеть охватить все области в доме, следует составить определенный алгоритм действий. Эта последовательность позволит выполнить все намеченное. Любая уборка состоит из множества пунктов. Но можно составить план на неделю, в котором будет присутствовать ежедневная задача. Рассмотрим примерный план, который облегчит проведение уборки.
- Понедельник. Можно начать в этот день разбирать вещи и раскладывать их по своим местам. Например, в шкафу стоит выделить отдельные полки для футболок, джинсов, в комоде выделить ящики для нижнего белья, носков и колготок.
- Вторник. Наводится ревизия в документах, книгах, игрушках. Ненужные безжалостно отправляются в мусор. Остальные размещаются в строгой последовательности. Для книг это отдельные полки для художественной литературы, учебной и т. д. Документы все строго раскладываются по папкам – отдельно те, которые нужно сохранить; те, которые требуются время от времени; и те, что нужны довольно часто.
- Среда. Пусть это будет днем, когда следует привести в порядок ванную и санузел, почистить всю сантехнику, разобраться с грязным бельем. На полочках тоже необходимо все расставить по своим местам, навести ревизию. Лишние баночки и бутыльки выбросить.
- Четверг. Можно уделить внимание кухне, разобрать и помыть холодильник, почистить плиту, убраться в шкафчиках.
- Пятница. Этот день стоит посвятить зеркальным поверхностям, а также протереть люстры и светильники. Если есть возможность и позволяют погодные условия, можно протереть окна.
- Суббота. Наступает время, когда нужно все везде пропылесосить, ковры, мягкую мебель. А далее следует мытье полов. Стоит позаботиться и о цветах, устроить им душ и внести удобрения.
- Воскресенье. Это время отдыха, когда можно просто насладиться любимой книгой, приготовить что-нибудь необычное или любимое блюдо всей семьи.
Что потребуется?
Для любого наведения чистоты следует иметь арсенал определенных средств и инструментов, которые облегчат любые действия и помогут это делать с настроением.
Одежда
Это самое простое, поскольку у каждой женщины всегда есть в шкафу пара-тройка футболок, штаны, которые вышли из моды. Именно они и являются рабочим вариантом одежды. Одеваться стоит так, чтобы было удобно выполнять любые манипуляции и при этом не бояться запачкать вещи.
Но также хорош вариант, когда есть специальный удобный спортивный костюм, в котором и удобно, и в то же время приятно заниматься любыми домашними делами.
Моющие средства
Для разных манипуляций необходима определенная химия. Каждая хозяйка в своем арсенале имеет несколько средств, которые уже проявили себя с лучшей стороны. И чаще всего каждая женщина пользуется именно проверенными средствами. Есть несколько видов домашних занятий, при которых требуется моющий раствор, чистящие средства или порошок. К ним можно отнести:
- мытье посуды;
- чистку ковров и мебели;
- мытье полов и окон;
- стирку белья;
- чистку сантехники и кухонных поверхностей.
Рекомендовать конкретные средства не имеет смысла, поскольку полки хозяйственных магазинов предлагают огромное разнообразие всевозможных средств, и выбор их зависит от разных нюансов: от материалов поверхностей, тканей, уровней загрязнения, финансов, собственных предпочтений.
Инвентарь
Что касается инвентаря, то чем больше помощников, облегчающих труд, тем лучше. Такой комплект есть в каждом доме. Основные инструменты, необходимые в каждом доме для общей уборки, могут выглядеть так:
- пылесос – и лучше, если в нем есть не одна насадка, а несколько для обработки разных поверхностей;
- щетка, веник, швабра – хорошо, если в ней будет присутствовать система с отжимом, которая позволит не отжимать тяпку вручную всякий раз;
- для кухни нужен скребок, которым можно очистить керамическую поверхность плиты, различные губки, щетки, ершики;
- для обработки мебельных поверхностей нужны мягкие тряпки, лучший вариант – микрофибра, пригодится варежка для полировки мебели, для полов также нужны удобные тряпки.
Этапы уборки разных зон
У каждой хозяйки есть своя удобная инструкция, с помощью которой можно правильно и быстро убрать любое помещение.
Спальни
Порядок в спальне начинается с замены белья. Для начала нужно отправить грязное белье в стирку, пропылесосить матрас, застелить кровать. Далее следует протереть пыль, включая все поверхности, вымыть пол.
Общие помещения
Обычно наведение порядка заключается в мытье полов, вытирании пыли. Если есть предметы, которые разбросаны, или вещи, размещенные хаотично, нужно просто все расставить по своим местам.
Если в этих помещениях присутствуют цветы, нужно их полить и протереть листья от пыли.
Кухня
Обработка всех поверхностей моющими средствами – обязательный этап. Ведь на кухне часто скапливается жир и грязь, лучше производить такую манипуляцию систематически. Есть день, когда нужно почистить всю посуду и вымыть холодильник, а также почистить духовку. Далее необходимо почистить кафель и обработать полы.
Санузлы
Туалет и ванная комната – те места, которые требуют частой дезинфекции. Чистка сантехники – обязательный этап любой уборки. Кафельные стены, зеркальные поверхности, полы – это следующий шаг. Периодически нужно уделять внимание и мытью стиральной машины внутри и снаружи. Кроме того, наступает такой момент, когда в ревизии нуждаются полочки и шкафчики с различными принадлежностями.
Прихожая
Это место требует частой уборки лишь потому, что вся грязь с улицы скапливается здесь. Поэтому здесь нужно чаще протирать полы, а также следить за чистотой обуви. Следует не допускать и захламления вешалки, а также полок для обуви. Те предметы одежды, что не используются в настоящий момент, нужно убирать в другое место. Регулярная чистка и мытье обуви также позволят содержать прихожую в чистоте.
Лайфхаки для поддержания чистоты
Самый простой способ реже тратить время на наведение порядка – это не допускать хаоса в вещах и поддерживать чистоту. Сделать это совсем несложно.
- В комнатах нужно все вещи после их использования возвращать на свои места. Вещи вечером убрать в шкаф, прочитанную книгу поставить на место.
- На кухне лучше сразу наводить порядок. Это займет мало времени, а чистота будет радовать. После ужина гораздо лучше помыть посуду сразу, протереть стол и плиту. Зато утром чистое помещение поднимет настроение.
- То же самое касается и ванной комнаты с туалетом. Не стоит дожидаться глобальных загрязнений. Гораздо проще сделать пару-тройку движений ершиком, щеткой, тряпочкой каждый день, чем посвятить потом этой утомительной чистке полдня.
- Очень важным моментом является правильная организация системы хранения вещей. Всевозможные контейнеры, боксы, корзинки, шкафы, стеллажи и комоды помогают для каждой вещи найти свое место и быстро вернуть ее туда, если вдруг она попалась на глаза.
- Любую работу нужно делать с настроением, включать любимую музыку, открывать окна. Обязательно при каждой уборке стоит выбросить хотя бы одну ненужную вещь. Это очень поднимает настроение и вызывает такое приятное ощущение освобождения.
Кроме того, будет очень полезным приучить всех членов семьи к соблюдению чистоты. Когда каждый научится убирать за собой сразу, время на уборку сократится до минимума.