Чистить зубы – навык, привычка, гигиеническая процедура, необходимость которой не нуждается в аргументации. Другой вопрос, что приучить ребенка к ежедневной чистке зубов иногда становится настоящим челленджем. Кто-то мирно следует урокам родителя, а кто-то избегает ритуала под любым предлогом. К счастью, выход есть, и не один.
Как привить понимание необходимости чистки?
Все лекции, нотации, беседы и прочий мало иллюстративный, ужасно нудный по подаче «контент» нужно сразу же вычеркнуть из плана приучения. Маленькому ребенку надо объяснять жизненно важные вещи на том языке, который ему понятен, а главное – интересен. Примерно в 2 года ребенок уже уверенно берет в руки щетки, менее уверенно, но все же сам выдавливает на щетку пасту и делает движения, которые можно отнести к чистке зубов. Если это автоматический ритуал, вряд ли малыш будет делать его с должным рвением.
Ему нужен аргумент – зачем чистить, и почему это интересно.
В понимании необходимости гигиенической процедуры помогают разные вещи.
-
Обучающие мультики. К примеру, «Добрый доктор стоматолог», «Птичка Тари». Ребята увлеченно смотрят мультики, которые объясняют наглядно, ярко, нативно то, чего родители от них хотят. Если мультик особенно понравился малышу, можно нарисовать (сделать скрин, распечатать) полюбившегося героя и приклеить его временно на дверь ванной комнаты. Сработает хорошая ассоциация.
-
Чтение сказок. Многие детки аудиалы, их впечатляет услышанное. Потому приучить чистить зубки можно и таким образом. Причем сказка может быть авторства родителей, многосерийная, и каждая новая серия рассказывается ребенку только после ритуала чистки зубов.
-
Развивающие книги. Те самые, в которых есть окошки и кармашки, где можно буквально открыть ротик персонажу и посмотреть, что там внутри.
-
Кукольный театр. Разыграть сценку несчастной зверушки, у которой нет пасты и щеточки, могут и сами родители.
Итог ясен: в игровой форме нужно рассказать ребенку, что чистить зубки важно, и что он тоже вырос и наконец-то получает свою щеточку, свою пасту и детский таймер чистки зубов. Таймеры бывают разные: некоторые продаются вместе с пастой. Можно же просто купить маленькие песочные часы, и пока песочек пересыпается, ребенок 2 минуты послушно чистит зубки. Конечно, выиграют те родители, кто торжественно обыграют момент взросления: щеточку можно перевязать ленточкой или поместить в яркую коробочку и оставить на детской тумбочке. Как подарок от Зубной Феи.
Как обучить правильно чистить зубы?
Допустим, малыш понял важность процедуры, не спорит с родителями и активно отправляется в ванную. Но еще важнее, правильно ли он чистит зубы, не стала ли процедура формальной.
Время, отведенное на чистку, – 2 минуты как минимум. Для малыша можно увеличить до 3-х минут, потому что он еще нерасторопен. Процедура проводится утром и вечером, никак иначе.
Разберем по пунктам правила чистки зубов для малышей.
-
Зубную щетку держать нужно под углом в 45 градусов. Сначала родитель показывает на себе, потом ставит руку малышу. Чтобы малыш не сбивался с курса, можно показывать технику на игрушке: мама держит мишку и щетку в его лапе и отмечает, как правильно мишка держит щетку. Ребенок с удовольствием повторяет самостоятельно.
-
Движения щетки – выметающие, идущие от десны к краю зуба. Это удобно показывать в книжке с объемными изображениями.
-
Зубки чистим снаружи и внутри, не «обижая» ни одну из сторон. И обязательно чистим язык, ведь процедура относится к гигиене полости рта, а значит, необходимо привести в порядок и зубки, и язычок.
-
Жевательная поверхность зубов очищается поступательными круговыми движениями. Ребенок повторяет за взрослым. Можно назвать это движение «покружимся» – малыш с удовольствием кружит щеточкой по поверхности зуба. Можно делать это под счет.
-
Смыкая челюсть, нужно помассировать десны. Ребенку объясняют, что десны – это словно грядочки, из которых растут зубки. И их обязательно нужно пропалывать, только нежно и аккуратно.
Научить правильно чистить – дело не одного дня. Нельзя торопить и ругать малыша, который не сразу все понимает, делает неуклюже и расстраивается из-за своих промахов. Это обучение, со своими успехами и неудачами. Конечно, кроху нужно мотивировать. Например, с внутренней стороны двери ванной комнаты прикрепить «Плакат достижений». Если малыш удачно справился, отметить это дело веселой наклейкой напротив даты или дня недели в таком плакате-календаре. Либо позволить малышу выбрать самому поощрительную наклейку из набора.
Все, что родитель обыгрывает, ребенок усваивает гораздо успешнее.
Что делать, если ребенок отказывается?
Возможно, он испугался, и дело только в этом. Например, первая паста имела неприятный вкус. Или накануне он впервые попал к стоматологу, и это ему совсем не понравилось. Наконец, для двухлетнего малыша это может быть сложно, или какие-то другие ассоциации не дают ему спокойно научиться такому несложному дело.
Если ребенок не хочет/ не любит чистить зубы, в ход идут родительские хитрости.
-
Уговорить его может любимая игрушка. Здесь все зависит от стараний родителей. Почти беспроигрышный вариант – записать мини-мультик. Папа или мама садятся под стол, держат в руках (незаметно) любимого мишку/зайку малыша. А тот рядом со стаканчиком, в котором красуются детская паста и симпатичная щеточка, просит малыша следовать его примеру и обязательно чистить зубки. Голос можно потом в самой простой программе монтажа изменить на мультяшный. Для ребенка такой мультик будет чудом, и, вполне вероятно, мишке или зайке удастся уговорить ребенка.
-
Рассказать, что паста обиделась на малыша и куда-то подевалась. Конечно, тут нужно немного актерского мастерства, чтобы мама с папой увлеченно искали тюбик по всему дому. Ребенок должен захотеть поучаствовать в поисках. И, конечно, должен стать тем, кто его найдет. Вероятно, лояльность к чистке повысится после такого приключения.
-
Найти очень хорошего врача, который, словно фокусник, показывает чудо-инструменты и дарит какую-нибудь медицинскую мелочевку из разряда «чудо чудесное» для малыша. Такие врачи есть, и если навести справки, можно найти доктора в яркой форме, с шутками-прибаутками, красочным кабинетом, где все приводит ребенка в восторг. Иногда после такой экскурсии в суперкабинет малыш меняет свое мнение о чистке зубов.
-
Доверить ребенку самому выбрать для себя пасту и щеточку. Такие условия многих подкупают.
-
Во время чистки включать веселую песенку, которую карапуз захочет услышать еще не раз.
Но есть вещи, которые делать не стоит.
-
Пугать страшными историями о кариесе и адской зубной боли. Не факт, что мостик ассоциаций сложится в голове малыша правильно. Возможно, страшная история будет связана только с пастой и щеткой.
-
Обещать конфету либо другую еду, вкусняшку за каждый ритуал чистки. Это неправильно ни с какой из сторон, это умаляет авторитет родителя и также выстраивает неверные связи. Логика должна быть проста: чистить зубки полезно и здорово, потому что я хочу быть здоровеньким, умненьким и просто молодцом. А не потому что мне за это что-то дадут.
-
Угрожать стоматологическим креслом. Все угрозы, кроме парализующего страха, не вызывают ничего. «Запугать» – самая неумная тактика относительно маленького ребенка.
-
Кричать и наказывать. Как правило, это не дает ничего хорошего. Как правило, это выстраивает далеко не доверительные и теплые отношения между ребенком и родителями. Если малыш и станет чистить зубы, боясь наказания, то будет делать это плохо, без всякого понимания ценности процесса.
Хоть один из способов и приемов, да сработает. Конечно, родителю надо запастись терпением и быть готовым проявить самый творческий подход.
Полезные рекомендации родителям
Детские психологи, заручившись помощью детских стоматологов, разработали не один список рекомендаций, существенно облегчающих процесс приучения ребенка к чистке зубов. Родителям на заметку – самые интересные советы из этих списков.
-
Нельзя давить. Это вызовет в малыше ответный отпор. Больше юмора, терпения, готовности к разговору и понимающих взглядов со стороны старшего – это располагает любого малыша. Просто кого-то быстрее, кого-то не сразу.
-
Свой пример обязателен. Ребенок должен видеть, как с удовольствием и как старательно родители чистят зубы каждое утро и каждый вечер. Под музыку, пританцовывая, улыбаясь себе в зеркале – как угодно, но такое позитивное подкрепление тоже работает.
-
Фиксация успехов. Всем нужна похвала, а уж детям – вне сомнений. И устная прежде всего. Подарки – это хорошо, но не все старания должны иметь материальное вознаграждение. А вот искренний родительский восторг, умиление, восхищение так же важны для малыша, они очень много говорят ему о себе и выстраивают теплые отношения со старшими.
-
Приучение к походам к стоматологу. Пусть это идет в параллели с обучением чистке зубов. Чем раньше малыш поймет, что у врача весело, познавательно и не больно, тем больше вероятности, что эта ассоциация будет на всю жизнь. Не стоит оттягивать момент посещения стоматолога и делать его сакральным: чем легче и веселее, тем меньше страха у ребенка. Конечно, врача нужно подобрать хорошего.
-
Немного волшебства. В продаже есть детские пасты, которые во время чистки меняют цвет. Пена становится зеленой, и этот фокус возможен, только если почистить зубы. Детей такая фантастика не оставляет равнодушными.
-
Соревнуемся. Кто лучше чистит – ребенок или папа, можно провести такое соревнование. Конечно, папе придется играть в поддавки, но это ради общего дела. Мама-судья строго и справедливо вынесет вердикт, победителю слава и почесть. И пусть он еще поучит папу, который вдруг забыл правила чистки.
Получается, что все графики, календари чистки, строгие правила нужны родителям, а малыш постигает такие вещи в игровой форме. И если мамы и папы будут помнить об этом, с гарантией почти в 100% проблем с обучением гигиене полости рта в семье не будет.