Веер

Какие бывают вееры и как их правильно держать?

Какие бывают вееры и как их правильно держать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Виды
  4. Материалы изготовления
  5. Примеры дизайна
  6. Как правильно держать веер?
  7. Современное использование

Веера использовались очень активно в разные периоды времени, в современной жизни их актуальность несколько снизилась. Тем не менее этот аксессуар продолжает использоваться: в дизайне помещений, нарядах особого плана. Веер имеет богатейшую историю, в музеях можно найти потрясающие древние экземпляры.

Что это такое?

Веер по определению – маленькое приспособление-опахало складного типа, цель которого – сформировать воздушный поток, направленный на лицо или другие части тела. Выглядит стандартный веер однотипно: каркас из более плотного материала и часть, прикрепленная к основе. Последняя может быть изготовлена из бумаги, ткани, другого аналогичного сырья. Технически данный аксессуар представляет собой лопатку с рукояткой, которая является составляющей каркаса. В европейскую часть веера попали в XVI веке, но история происхождения их гораздо более древняя и интересная.

История происхождения

Кто изобрел самый первый веер, определить практически невозможно. Первые из них, скорее всего, представляли собой обычные ветки с листьями или пучки трав, которыми обмахивались первые люди на планете. Этот прототип современного аксессуара постепенно совершенствовался. Древность его подтверждает огромное количество легенд и мифов. Рисунки, изображающие этот предмет, находили на памятниках, упоминания о нем существуют в текстах старинного типа.

Сначала появились экземпляры в нескладном виде – опахала с рукояткой, дополненные кругом или другим типом экрана. Что касается первого реально найденного веера, то он был обнаружен в Китае. Его создали в 770-221 гг. до нашей эры, точнее определить дату невозможно. В тот период веер был элементом богатства, статуса, авторитета человека. Именно в Китае веер приобрел форму полукруга, изготавливали эти модели из пластинок бамбука.

Вот эти вариации были «в ходу» не только у респектабельных богатых людей, но и у обычных крестьян, прислуги. Первые отдыхали под веерами, вторые – трудились. Во времена династии Юань и Сун были изобретены модели складного типа. Именно они со временем приобрели настоящую популярность и распространились по всему свету. Искусство создания этой вещи с тех времен постоянно совершенствовалось, использовались самые изящные и оригинальные материалы для основы и деталей. Китайские веера стали настоящим произведением искусства и размещались в дворцах императоров.

Подобные модели делали из нефритового, золотого, бамбукового или сандалового материала, слоновой кости, панциря черепах, рогов животных. Создатели опахал использовали искусство резьбы на костяке. На нем формировали изображения людей, животных, птиц, флористическо-пейзажные сюжеты. Также активно применялась каллиграфия.

Во времена Древнего Египта веера присутствовали в обиходе фараонов, они были знаком особого положения, ознаменовывали собой счастье и процветание.

Существовал даже титул носителей вееров. Такие же функции выполнял веер в персидских, индийских государствах. Корейский экземпляр имел схожий вид с китайским, но более всего ценились модели из бумаги пенькового типа, живописно оформленные. Стилизация изображения была оригинальной – не только пейзажи, но и символические детали. В Древнем Риме и Греции опахала использовались активно, создавали их из листвы, перьев павлина, дерева и кости. В те времена существовали не только большие веера, которыми обмахивали хозяев слуги, но и небольшие варианты для модников. В Европу первые опахала попали в середине XVI века, когда началось активное изучение Ост-индии. Первыми данный предмет оценили итальянцы, применяя их в карнавальных мероприятиях Венеции, позже появился складной испанский веер.

Первые изображения на портретах и упоминания в описях относятся именно к этому периоду времени. Полукруглая модель начинает свое триумфальное шествие по Европе, которое только набирает обороты с каждым десятилетием. Расцвет пришелся на XVII век, веер попал в Россию с петровским курсом на Европу. В нашей стране они были в обиходе царской семьи и самых высокопоставленных дворян. Модели представляли собой настоящие шедевры, их инкрустировали драгоценными камнями, золотом, дополняли зеркалами.

Если до периода правления Петра существовали еще круглые опахала, то после Петровской эпохи европейская конфигурация стала доминирующей. Перо страуса, серебро, финифть, камни – все это использовалось активно при декоре веера. Диковинка XVII века в XVIII становится максимально востребованной и очень активно используемой в образах светских личностей.

Без данного предмета туалет дамы вечернего или торжественного плана считался незавершенным, неполным. Завозили аксессуары в основном из Европы, но спрос однажды превысил предложение, и производство было организовано в России.

Изготавливали данные предметы художники и ювелиры, граверы и резчики по самым разным видам поверхностей. В итоге отечественная продукция достигла уровня зарубежной, однако особенности оформления в духе национальных вкусов все же присутствовали. В разгар XVIII века обычная функциональность веера расширилась. Его начали использовать как своеобразный язык жестов – веерный. Применяя эти невербальные способы коммуникации, модницы демонстрировали свои желания, эмоции. Иногда с помощью этого аксессуара читали стихи и формировали целые фразы.

В течение практически всего периода существования веер постоянно видоизменялся под влиянием моды, направления стиля, художественных вкусов. В результате эволюции он не только способствовал притоку воздуха к лицу и плечам. Аксессуар развивал язык жестов, а также стал изысканным и рафинированным элементом дамского образа. В начале XX века был опубликован справочник, в котором детально расписывались правила использования веера в обществе. Постепенно предмет утратил свое прямое и косвенное назначения и к середине XX века практически исчез из обихода.

Виды

Основных разновидностей существует всего две. Если применять японскую терминологию, классификация следующая:

  • оги – веер складного типа;

  • утива – жесткий экземпляр цельного типа.

Внутри каждого вида есть свои подвиды, например: в зависимости от конструкции, материала, других нюансов. Аксессуары боевого типа классифицируются по назначению, применению. Отдельно выделяются и огненные веера, используемые в шоу. Они применяются по два, создаются из металла (основы) и спиц, которые объединяются между собой и дополнены кевларовыми фитилями.

Чтобы повысить интенсивность горения топлива, используются воздушные потоки, формируемые при помощи простейших приспособлений – вееров. Они имеют особую ценность в мангальных зонах, помещениях с камином. Наконец, есть интерьерные веера, предназначенные для декора помещения.

Складные

Этот предмет представляет собой конструкцию, состоящую из пластин-гардов, которые закреплены в основе веера при помощи заклепки-штива. Пластины формируют корпусную часть аксессуара. А на место, где расположен орнамент, декор или рисунок, называется экраном. Последний может быть мягким, жестким – в зависимости от материала изготовления. Также существуют разновидности, где гарды сами представляют собой экран, – это веера-бризе.

Жесткие

Эти предметы называют еще круглыми или утивами. Они представляют собой цельную конструкцию, в которой есть ручка из твердого материала и большое количество прутьев. Последние соединяются между собой экраном, чаще всего созданным из бумажного материала. Форма может быть круглой или любой другой. В рамках этой категории выделяют предметы с толстой рамой прутьев и без нее.

Материалы изготовления

В зависимости от вида и предназначения веера используются различные материалы. Для создания основы аксессуара используют бамбук, дерево разных пород. Деревянный каркас, пожалуй, самый распространенный. Если в прошлом активно использовали слоновую кость, рога животных, то сейчас чаще всего применяют именно дерево. Резной веер можно создать практически из любого материала, но на дереве формировать орнамент проще.

Металлический или пластиковый каркас делают, если веер предназначен для фаер-шоу или притока воздуха. Что касается экрана, то здесь множество вариантов. Массовое производство, как правило, задействует ткань, бумагу, зависит от стиля исполнения.

Модели ручной работы представляют собой шедевры, равные произведениям искусства. Для их изготовления используют перья, шелк, драгоценные камни, другие декоративные элементы.

Примеры дизайна

Дизайн вееров как прошлого, так и настоящего времени – отдельная тема. Украсить веер теоретически можно чем угодно. Круглый и полукруглый аксессуары могут изготавливаться в разной стилистике, дополняться украшениями, символическими элементами. Восточные веера создаются из ткани и дерева или бамбука, они дополняются рисунками с соответствующими сюжетами, иероглифами. Веера в этом стиле часто создаются в качестве интерьерных украшений.

Европейские аксессуары представляют собой совершенно иное воплощение. В прошлом и сейчас их декорировали растительными узорами, картинами с историческим подтекстом. Ранее часто применялись пасторальные и религиозные идеи. Модели с перьями когда-то были невероятно популярны, сейчас подобный декор используется нечасто.

С приходом XX века дизайн значительно изменился: веера стали лаконичнее, компактнее, начали дополняться портретами, фотографиями, карикатурами.

Остаются актуальными до сих пор модели из изящных тканей, кружевной веер – очень стильная и шикарная вещь. Что касается расцветки, здесь практически нет ограничений, они существуют только в рамках стиля. Нейтральные черный и белый, шампань, бордо, темный синий, изумрудный – цветовые атрибуты европейского дизайна. В восточном оформлении присутствуют и более яркие, контрастные вариации.

Так как выбор материалов огромен, можно создавать любые оригинальные модели: из шелка, гипюра, капрона, шифона.

Как правильно держать веер?

Очень важная часть культуры – манера держать веер. В прошлом от умения пользоваться аксессуаром правильно зависело, какое впечатление дама или барышня произведет в обществе.

Считалось, что именно по умению держать веер в руках можно было определить дворянское происхождение и отличить его от купечества, например. Да и сейчас, если вы решите пользоваться данным предметом, нужно сначала научиться правильно махать.

Есть два основных правила, которые рекомендуется принять во внимание.

  • Аксессуар берут в руки в закрытом виде, удерживая за окончание основы, ручку. Это нужно сделать таким образом, чтобы при взгляде на кисть, держащую предмет, не было видно, что кончик веера торчит. Его нужно обязательно закрыть ладошкой, так, чтобы основа находилась в середине. Мизинец просто закрывает кулачок, не придерживая веер.

  • Когда вы уже взяли его в руки, проверьте, подвижна ли ваша кисть, можно ли ею помахать очень легко. Именно этот взмах должен открыть веер: вверх или вниз.

Этих правил достаточно, чтобы грамотно держать веер и естественно с ним смотреться.

Современное использование

В настоящее время функции вееров фактически не имеют актуальности, поэтому массово их не применяют. Но иметь хотя бы один веер для жаркой погоды на улице, поездок в транспорте, духоте в театре можно и нужно. К сожалению, даже в век современных технологий кондиционерами оборудованы далеко не все помещения. Красивый веер в данной ситуации неплохое подспорье, поэтому отказываться от этого аксессуара не стоит.

Эстетичный и аккуратный предмет не займет много места в сумке и поможет решить проблему жары и духоты в локальном масштабе.

Веера для танцев – еще одна востребованная категория товара. Испанская хореография подразумевает применение вееров в процессе танца. Яркий пример – модель для исполнения фламенко. Эффектная деталь – взмахи рук с веерами, которые то захлопывают их, то открывают в такт музыке.

Также данный предмет активно используется для декоративных целей на маскарадах, костюмированных вечеринках, фотосессиях, свадебных торжествах.

Еще одно актуальное назначение веера – интерьерный дизайн. Чаще всего на стене размещают большой или маленький веер, иногда даже композицию из таких предметов. Настенный интерьерный веер уместно смотрится в помещении, оформленном в стилистике Востока, модерна, барокко. Размер элемента зависит от габаритов комнаты.

Существуют односторонние и двусторонние варианты, первые отлично подходят для дизайна комнат, если вы не планируете его снимать и демонстрировать.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.