Современный человек слабо представляет свою жизнь без разнообразных гаджетов, а если это ещё и велосипедист с привычкой путешествовать в незнакомых местах – тем более. Автомобили давно оснащены бортовыми компьютерами, и производители поняли, что двухколёсный транспорт тоже достоин продвинутого оснащения. Безусловно, у большинства активных современников есть технологичный смартфон, способный предоставлять практически любую полезную информацию, но велокомпьютер, закреплённый прямо на руле, как ни крути, удобнее.
Другое дело, что агрегат нужно правильно выбрать, а его новизна никому не позволяет считать себя специалистом в этой отрасли.
Критерии выбора
Не исключено, что многие наши читатели впервые слышат о некоем велокомпьютере, поэтому для начала стоит понять, что это вообще такое. Это устройство, способное собирать и демонстрировать различную полезную информацию, будь то преодолённое расстояние за сегодня или за сезон, текущее местоположение или состояние самого велосипедиста вроде его пульса. Эта информация зачастую не только интересна, но и полезна – если вы катаетесь не только ради удовольствия, но и с ожиданием пользы для здоровья, подобная статистика не помешает.
Теоретически с заданием справится и смартфон, если поставить на него специальные программы, но велокомпьютер в этом плане чуть лучше – он приспособлен к работе в специфических условиях, в меньшей степени боится дождя и снега, может иметь дополнительные датчики, удобно крепится на руле.
Как и в большинстве подобных случаев, перед выбором конкретной модели вы должны ответить себе на вопросы о том, какую информацию вы хотите получать от бортового компьютера и зачем, какие дополнительные функции рассматриваются как потенциально полезные и сколько у вас денег. В зависимости от ответов, вы, скорее всего, причислите себя к одной из трёх групп.
- Любители. Велосипед для вас – просто транспорт, на нём вы ездите на работу или же это один из вариантов вашего отдыха. Преодолённое расстояние, текущая скорость и время, затраченное на поездку, – вот и все данные, которые вам нужны.
- Полупрофессионалы. Вас не назовёшь профессионалом, но добровольно с велосипеда вы не слезаете – это ваше любимое занятие. Такого человека не запугаешь многодневным велопоходом и он, хоть и не участвует в соревнованиях, честолюбив. Это значит, что велокомпьютер, помимо вышеописанной информации, обязан запоминать лучшие моменты вроде километража за весь сезон, лучшей скорости (и средней тоже), максимальной высоты над уровнем моря.
- Профессионалы. Езда на велосипеде – это не просто развлечение, а серьёзные тренировки. Тут уже важно всё, включая и собственное состояние: имеют значение пульс, расход килокалорий и многое другое.
Теоретически любые из названных задач решает смартфон с программным обеспечением, но его батарея быстро садится, к экрану его не прикрепишь, а влага и механические повреждения чреваты гибелью устройства. Фитнес-монитор – уже чуть лучше, однако, сфера его применения слишком разнообразна, ведь он годится также для бега, пеших прогулок и плавания. Это одновременно и плюс, и минус: с одной стороны, гаджет полезен, даже когда вы не на двух колёсах, с другой, его нужно каждый раз настраивать при смене вида деятельности, а в спешке об этом можно забыть.
Соответственно, лучше выбрать хороший велокомпьютер, который уже заточен именно под использование в велосипедном путешествии, имеет специальные крепления, компактен, не боится ни воды, ни ударов.
Глобально велокомпьютеры делятся на магнитные и GPS, разница между ними колоссальна. Магнитные модели представляют собой магнит, крепящийся на спицу, и датчик, установленный на вилке: пройденное расстояние и скорость определяются по количеству «пролётов» магнита мимо датчика, и хотя это очень экономный, надёжный и долговечный агрегат, все его данные страдают приблизительностью.
Магнитные велокомпьютеры по типу соединения с визуализационным блоком делятся на проводные и беспроводные, недостаток первых очевиден: транспорт выглядит опутанным лишними проводами, а те ещё и могут рваться или цепляться за препятствия. Модели на базе GPS и весят больше, и стоят дороже, и нуждаются в регулярной подзарядке, но зато с таким агрегатом вы никогда не заблудитесь, можете эффективно строить маршруты и даже использовать устройство вне велосипеда.
Дополнительные функции кому-то нужны, а кому-то покажутся излишеством, не стоящим переплаты. Допустим, подсветка – полезная вещь, если вы часто ездите по темноте, но, даже не имея фонаря на велосипеде, вы вряд ли ею воспользуетесь.
Многие потребители готовы доплатить за батарею, которая дольше не разряжается, но для коротких поездок это бессмысленно, ведь тот же смартфон тянет 5-8 часов, GPS-велокомпьютер – до 20 часов, а магнитные модели вообще «бессмертны» и на одной батарейке живут по нескольку лет.
Для серьёзной обработки данных может понадобиться их экспорт на ПК – у магнитных моделей такой опции не бывает практически никогда, зато в плане типа дисплея именно они обычно лучше любых других, даже яркий солнечный свет не мешает прекрасной читаемости информации.
Лучшие бренды
Во всём мире потребители, не желая вдаваться в дебри технических характеристик того или иного оборудования, предпочитают просто довериться бренду, который был бы проверен десятилетиями и пользовался спросом прямо сейчас. Это не идеально правильный подход к выбору товара, допускающий возможность ошибки при определении подходящей модели, зато покупатель, как правило, не разочаровывается в качестве приобретения.
Другое дело, что велокомпьютеры – техника сравнительно новая и не выпускающаяся суперузнаваемыми фирмами вроде Samsung. Все производители стартовали в конкретно взятой отрасли недавно, а потому имеют примерно равные позиции.
Выделяя некоторых из них, мы основываемся на данных не дольше нескольких лет и во многом это аванс, так что будьте осмотрительны.
- Echowell. Тайваньский производитель интересен хотя бы тем, что значительную часть его продукции составляют именно велокомпьютеры, хотя история фирмы началась почти сорок лет назад. Она выпускает также карманные радио и некоторые мелкие аксессуары, но в нашей стране определённую известность ей принесли именно устройства для велосипедистов, что уже привлекает внимание.
- Sigma. Украинский бренд в своё время начинал как производитель мобильных телефонов, да не обычных, а тех, что называют «бабушкофонами». Кстати, официальный сайт утверждает, что термин придумала именно их компания. Такие агрегаты отличались не столько функционалом, сколько простотой и надёжностью, а также «неубиваемостью», а ведь это как раз те черты, которые так нужны велокомпьютеру.
- Garmin. Из-за необычного названия бренд часто считают французским, но на самом деле это всё тот же Тайвань. Компания с тридцатилетней историей в своё время очень поспособствовала росту массового спроса на безумно популярную сегодня технологию GPS и сегодня числится среди официальных партнёров ведущих автопроизводителей мира. Неудивительно, что фирма со временем решила заняться и оснасткой велосипедов, и несложно догадаться, какому типу велокомпьютеров она отдаёт предпочтение.
Рейтинг моделей
Как стало понятно выше, компьютер для велосипеда – понятие весьма растяжимое. Сравнивать их, такие разные, на самом деле довольно сложно, потому наш топ обойдётся без распределения мест – на вкус и цвет ведь фломастеры разные, и глупо советовать читателю дорогой и навороченный агрегат, если ему от него нужен минимум функций. Поэтому любые сравнения будут отсутствовать, и мы лишь рассмотрим модели велосипедных устройств, заслуживших внимание потребителя в этом году.
- Echowell Beetle-1 – пример того, что агрегат может стоить копейки (700-800 рублей), но работать исправно. Погрешность составляет не более 10 метров на километр – это далеко не самый точный агрегат, но для повседневного использования это не проблема. Крепление у модели быстросъёмное – прибор не украдут, если вы всегда будете забирать его с собой.
- Echowell U4 – добавьте 150 рублей к стоимости вышеописанной модели и получите ряд преимуществ. Так, этот велокомпьютер умеет суммировать преодолённые расстояния и подсчитывать сумму за несколько поездок, а ещё он автоматически переключает экраны, отображая поочерёдно всю полезную информацию без каких-либо пользовательских команд.
- Sigma Pure 1 стоит добрых 2 тысячи рублей, но такая стоимость обусловлена тем, что этот агрегат является беспроводным, а значит, вы не запутаетесь в проводах. Крепление здесь универсальное, настройка выполняется в течение минуты.
- Sigma Sport BC 14.16 за 3 тысячи рублей выдаёт куда больше информации, чем все вышеописанные конкуренты, например, тут можно найти данные даже о высоте над уровнем моря и наклоне дороги, показывается набор высоты за время путешествия. Если естественного освещения маловато, решить проблему помогает встроенная подсветка.
Благодаря блютузу, эта модель умеет передавать собранную информацию на смартфон, заменяя собой смарт-часы.
- Garmin Edge 520 – это велокомпьютер, стоящий дороже многих бюджетных велосипедов. Информации, конечно, поток: встроенный термометр фиксирует температуру окружающей среды, есть опция подключения датчиков для замеров сердцебиения, присутствует даже радар, «чувствующий» приближение автомобиля! Двухсистемный навигатор позволяет не только определять своё местоположение, но и строить сложнейшие маршруты через 200 точек.
Обзор бюджетных моделей
Для многих людей, впервые знакомящихся с велокомпьютером и не ставящих перед собой выдающихся спортивных задач, важны не столько узнаваемость бренда и технологичность, сколько низкие цены. Китай продолжает заваливать нашу страну недорогой продукцией и надо признать, что некоторые модели за свои деньги очень даже ничего. Вот некоторые из них.
- West Biking. Цена в 900 рублей с копейками не может считаться минимальной, но агрегаты такой ценовой категории обычно лишены подсветки. Тут она сразу в двух исполнениях: с постоянным подсвечиванием и с кратковременным включением.
- Giyo. 2,5 тысячи рублей могут показаться высокой стоимостью лишь для тех, кто не читал о возможностях этого агрегата. Устройство следит даже за сердцебиением хозяина и беспроводным путём передаёт всю полученную информацию на экран. Без подзарядки такой компьютер держится пять суток без использования подсветки, а та рассчитана на три разных режима освещения.
- YT-813. Эта модель даже по сравнению с простейшими брендовыми стоит копейки – всего-то 500 рублей. При этом некоторые «навороты» присутствуют даже у неё, например, она фиксирует температуру и влажность, а ещё вы сами настраиваете то, что именно должно показываться на экране.
Далее смотрите видео с советами о том, как подобрать велокомпьютер.