Велосипедные аксессуары

Все о покрышках для велосипеда

Все о покрышках для велосипеда

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Конструкция
  3. Виды, их плюсы и минусы
  4. Размеры
  5. Из какой резины делают?
  6. Срок годности
  7. Популярные производители
  8. Советы по выбору

Велопокрышка – та деталь велосипеда, без которой он не смог бы проехать и сотни метров. Велосипеды, выпускавшиеся до 1888 года, вообще не комплектовались резиной – большинство таких конструкций имели в качестве колеса практически голый обод. Из-за этого велосипедом было некомфортно пользоваться – всего час езды способен был лишить сил ездока даже на ровной дороге.

Что это такое?

Покрышки для велосипеда – по сути, резиновая «обувь», без которой камера, надетая без обода, прокололась или протёрлась на малейшей неровности, осколке стекла или кусочке проволоки, валяющемся на дороге. Покрышки оказывают влияние на управляемость и проходимость велосипеда на уровне, на котором этого не сделает ни одна его комплектующая. От качества велопокрышек зависит, как долго вы будете ездить или насколько далеко уедете на данном велосипеде.

От конкретных характеристик шины зависит управляемость при езде на мокрой, скользкой, обледеневшей дороге – это является залогом безопасности перемещения на таком виде транспорта.

Выбирая новую покрышку взамен одной из сильно изношенных или меняя сразу обе на новые, учитывайте погоду и сезон, при которых вы катаетесь, а также качество покрытия дорог. Для асфальтового, гравийного, песчано-грунтового покрытия нужны разные покрышки. Чем больше расстояния вы проезжаете по бездорожью, щебёнке или покрытию дорог из вторичных стройматериалов, чем чаще вам на дороге попадается проволока и битое стекло, тем более защищённая покрышка вам потребуется.

Для обледенелых дорог и снежных заносов в условиях затяжных зим Крайнего Севера также потребуются особые «зимние» покрышки.

Конструкция

Каждая из покрышек маркируется производителем. Для точной расшифровки маркеров изделия требуется знание того, из чего оно состоит. Велопокрышка – это своеобразный «пирог» из нескольких слоёв. Многослойность – залог качества, если технологии, применяемые при изготовлении такого «пирога», не были нарушены, подделаны. Слои эти располагаются в определенной последовательности.

Протектор

Протектор – внешний покров велошины. Рабочая дорожка, непосредственно соприкасающаяся с покрытием дороги при пробеге колеса, которая имеет чёткий объёмный рисунок. Без нее велосипед скользил бы по дороге при торможении. Глубина (выраженность) этого рисунка и определяет, по каким дорогам можно ездить. По бокам располагаются линии грунтозацепов. Протектор может быть:

  1. положительным – площадь участка резины, на котором располагаются грунтозацепы, равна или больше борозд, используемых при езде по асфальту;
  2. отрицательным – с высокими грунтозацепами, обладающими меньшей, чем канавки для езды по бездорожью, площадью.

Общий рисунок протектора и определяет, какие дороги могут привести к травматизации владельца велосипеда. Направление протектора резины – одностороннее, разностороннее и несимметричное.

Корд

Без корда покрышка быстро бы сморщилась – это основа, задающая ее жёсткость и твёрдость. Кордированный слой сплетается из специальных нитей искусственного происхождения. Долговечность камеры, точнее, устойчивость покрышки к проколам определяет величина, названная плотностью сплетания нитей. Это число стежков, сплетающих нити, на погонный дюйм покрышки, по евростандарту он обозначается как TPI (или EPI).

Низкобюджетные шины для дорожных велосипедов располагают показателем TPI, равным 24… 67 единиц. Производители (особенно большинство китайских и некоторые российские фирмы) частично компенсируют этот изъян большей толщиной протекторного слоя. При этом вес покрышки повышается на несколько сотен граммов. Повышена прочность у шоссейной резины – 60… 130 единиц. Бескамерные резиновые монотрубки обладают величиной TPI до 320 единиц.

Борт-трос

Бортирующий трос – направляющая, без которой покрышка снялась бы с обода. Его изготавливают из стальной проволоки. В более дорогих покрышках он скручивается из нитей кевлара. Покрышки со стальным тросом – клинкерные. Их недостаток – невозможность упаковывания в «гармошку» (подобно воздушной камере). Кевлар позволяет сэкономить на весе каждой покрышки до 100 г. При обрыве бортировочного троса покрышка снимется с обода, стоит вам набрать скорость. После этого она не подлежит восстановлению.

Борта

Борт шины – резиновый слой с более высокой износостойкостью. Он выполняется в двух вариантах.

  • Gumwall – малая плотность сплетания кордирующих нитей и толстая резиновая прослойка.
  • Skinwall – корд с улучшенным слоем нитей. Утолщённая резина используется лишь на кромке, где покрышка контактирует с ободом. Достоинство – меньший вес, недостаток – цена покрышки в несколько раз выше.

Виды, их плюсы и минусы

Узор и глубина, высота протектора позволяют отнести ту или иную покрышку к определённому виду, определяющему предназначение изделия. Общая закономерность – с ростом глубины протектора возрастает и сцепление колеса с дорогой. Заглубленный отрицательный протектор приводит к дополнительному усилию, прилагаемому ногами велосипедиста для достижения одной и той же скорости езды на велосипеде.

Слик

Слик – почти беспротекторная шина. Такая резина обладает лишь неглубокими бороздами, по которым стекает вода при езде по мокрой дороге и лужам. Торможение по грязной и мокрой дороге может быть небезопасным для велосипедиста.

Слики идеальны для шоссе с улучшенным асфальтовым покрытием, при езде по специальным (закрытым) велотрекам. Асфальт с многочисленным ямочным ремонтом также подойдёт. Вибрация колёс для отличных от слика покрышек отнимает дополнительное усилие велосипедиста, но это исключение. Слик идеален для шоссейных и электровелосипедов, развивающих скорость свыше 40 км/ч на шоссе без уклона по отношению к горизонту.

Так, у покрышек Schwalbe Speed Cruiser слой резины достаточно мягкий, что позволяет поворачивать под значительным наклоном. Однако резко тормозить на них запрещено – может обнажиться корд. Модельный ряд Big Apple имеет дополнительные антипрокольные слои из кевлара. Протектор с небольшой глубиной, но выраженным рельефом даст возможность поставить покрышки сразу на оба колеса.

CST City Classic Slik – универсальная резина от китайского производителя Cheng Shin Rubber. Срок их службы – до 9 месяцев.

Полуслик

Полуслики обладают полноразмерным протектором с боков, на беговой полосе – мелкие грунтозацепы и/или борозды, отводящие воду. На такой резине можно ездить по просёлку в засушливые дни. Это оптимальный вариант для многодневных походов. Например, резина Schwalbe Sammy Slick Folding подходит и для городской, и для парковой езды. Модель Schwalbe Hurricane ставят на горные велосипеды – она подойдёт для песка и шоссе.

Горный тип

«Горная» резина подойдёт для поездок по грунту, снегу, гравию или песку. Но не подходит она для долгих поездок по шоссе, так как сотрётся за несколько сотен километров.

Так, Schwalbe Racing Ralph обеспечивает хороший накат посередине благодаря беговой полосе повышенной гладкости, сохраняя при этом хорошее сцепление с грунтом по бокам. Подходит для любых дорог, включая лесные. Гоночная версия Evolution весит меньше на 100 г, но подходит уже для шоссе и треков. Continental Race King/Sport складывается в «гармошку» из-за мягкого бортшнура. Она также годится для всех дорог.

Кроссоверный

Высокие грунтозацепы и широкая беговая полоса свойственны кроссоверному (городскому) типу покрышек. Подходят для всех дорог. Попадаются и цветные их модификации.

Зимний

Зимняя резина изготовлена из смягчённого компаунда и может быть шипованной, благодаря чему позволяет тормозить и поворачивать на гололёде со снегом. Шипы в основном являются врезными. Велоэкспериментаторы часто вкручивают короткие саморезы в обычный слик или полуслик с обратной стороны, подложив или наклеив для защиты камеры дополнительный слой твёрдой резины или компаунда.

Однако лучше воспользоваться уже готовым вариантом.

Бескамерная резина

Кевларовый бортшнур «бескамерки» позволяет легко устанавливать такую резину на обод с завышенными бортами. Герметик («резиновый клей») позволяет дополнительно усилить герметизацию. При проколе место перфорации заливается герметиком без снятия колеса. Разновидность бескамерной резины – безвоздушные велопокрышки – пока редкость.

Велотрубка

«Трубчатая» шина напоминает камеру без покрышки. Однако это полноценная резина, содержащая кордированную составляющую. Крепится велотрубка на ободе посредством спецклея. По сравнению с предыдущими типами покрышек её сложно пробить. Второе её достоинство – уменьшенный вес по сравнению с остальными покрышками.

Однако абсолютно непробиваемой резины нет. Некоторые пользователи, пытаясь сделать резину «неубиваемой», вставляют под покрышку шланг вместо камеры или несколько шлангов, входящих друг в друга. Но такое колесо утяжеляется дополнительно на 2-3 кг, что делает поездку на велосипеде куда более изматывающей – особенно это ощущается при подъёме в гору.

Лучший выход – использовать покрышки с антипрокольной вставкой, которая размещена между кордом и протектором.

Размеры

Размер покрышки отмечается с одной из боковых сторон. Он означает диаметр покрышки и её ширину, например, 26*1,95 дюйма. Большинство зарубежных и ряд российских фирм указывают размеры именно в дюймах. Ширина покрышки – её поперечный внешний размер в накачанном состоянии колеса.

Диаметр покрышки по ободу варьируется для велосипедов разных типов.

  • 26 дюймов – преимущественно горные велосипеды для взрослых.
  • 12, 14, 16, 18 и 24 дюйма – складные велосипеды для взрослых и подростков.
  • 28 дюймов – дорожные (городские, или ситибайки), гибридные и шоссейные велосипеды для взрослых.
  • 29 дюймов – чисто маркетинговое обозначение, на самом деле диаметр колеса может равняться 28 дюймам. Здесь учитывается внешний диаметр с учётом всех слоёв покрышки. Это значение «раздувается» из-за увеличенной ширины обода и резины в накачанном состоянии. На узкий обод обычного дорожника покрышка «найнера» не надевается.
  • 20 дюймов – преимущественно BMX-велосипеды. Ширина покрышки – такая же, как и у маунтинбайков (горных велосипедов).

По толщине (ширине) покрышки можно также узнать, для какого велосипеда она подойдёт.

  • 18-23 мм – для шоссейного велосипеда. Не предназначена для ситибайков, имеющих более широкий обод, для фэтбайков или «найнеров».
  • 25-30 мм – подходит для дорожных ситибайков, но не налезет на обод колеса шоссейника.
  • 1,75-1.95 дюймов – подходит для гибридных, горных и складных велосипедов.
  • 1,8-2,4 дюйма – для кросс-кантрийных моделей.
  • 2,5-3 дюйма – подойдёт для отдельных разновидностей гибридных, горных, фрирайдных и даунхилльных велосипедов, предназначенных для спуска с горы.
  • 3-4 дюйма – удел фэтбайков, или велосипедов с толстыми колёсами.

Ширина указывается в виде десятичного числа – например, 27,5*1,95 дюйма. Реже встречается и запись ширины в виде обыкновенной дроби – к примеру, 27*1 ¾. К идентичным относят лишь покрышки, где маркировка также одинакова. Для новичков подойдёт лишь выбор по размеру старой велопокрышки и похожести протектора.

Соотношение ширины обода и самой покрышки может быть следующим (величины указаны в миллиметрах).

Ширина обода

Ширина покрышки

13

18-25

15

23-32

17

25-37

19

28-44

20

28-47

21

35-50

23

40-50

25

44-57

32

до 75

Существует также система обозначений в дюймах, принятая французами. Ширина покрышки указывается в виде трёх букв от A до D. Радиус или диаметр – в миллиметрах.

При слишком широкой резине велопокрышка быстро сойдёт с обода в процессе езды, что может вызвать падение или столкновение с другим транспортным средством. При слишком узкой – колесо не накачается до нужной упругости, а проколы станут в десятки раз более частым явлением.

Из какой резины делают?

Для изготовления внешних слоёв велопокрышки в ход идёт синтетическая резина – искусственное каучуковое (бутиловое) волокно, получаемое из нефтепродуктов. Для прочности оно вулканизируется серой – здесь процесс изготовления велошин сходен с аналогичными стадиями у авто- и мотопокрышек. Природный каучук отличается на порядок большей износостойкостью, но получить его из растительного волокна (он содержится во млечном соке некоторых растений) достаточно сложно.

Следующий слой – антипрокольный, делается из особо гибкого каучука. В центре покрышки он достигает толщины в несколько миллиметров. Если велосипедист наедет на проволочный обрывок от железной щётки, лежащий гвоздь (на его шляпку) или осколок от разбитого ветрового стекла авто, то этот слой поглотит режущее усилие. Во многих случаях прокол не доходит даже до корда, что позволяет сберечь не только камеру, но и не затронуть сам корд.

Наконец, плотно и качественно сплетённый корд (формообразующий каркас) также оказывает противодействие колющему предмету или частице, всё же прошедшей через протектор и антипрокольный слой изделия. Кевларовые или арамидовые нити образуют сетку, утопленную в слое резины. Она является более частой и густой, чем три слоя оконной антимоскитной, эффективно противостоит прокалывающему воздействию осколков и проволоки. Это не значит, что вы будете свободно разъезжать по россыпи бутылочных осколков на временной дороге, где в ход порой идёт любой вторичный стройматериал, как по гравию или песку.

С кусочками бритвенных лезвий, игл от шприцев, гвоздей, торчащих остриём вверх, или канцелярскими кнопками не справится ни одна самая качественная покрышка, поэтому старайтесь не наезжать на них.

Срок годности

Какой бы ни была высококачественной велопокрышка – вам не удастся использовать ее 10 и более лет. Если автопокрышки способны «пробегать» лет 10, особенно от известных брендов, например, Michelin, то велосипедные столько не протянут. Даже при надлежащем хранении они потрескаются и рассохнутся со временем. Покрышка – «скоропортящийся продукт»: купив, не затягивайте с её монтажом и использованием.

Дело в том, что после 5-летнего хранения она в несколько раз теряет запас износостойкости, заложенный в неё заводом-изготовителем. Именно поэтому веломагазины и велорынки стремятся как можно скорее распродать всё закупленное накануне, а на распродаже, как правило, лежит то, что уже успело значительно попортиться. Покрышки и камеры – не рама и не другие металлические запчасти велосипеда: от долгого лежания они станут лишь хуже.

Срок действия самых дорогих велопокрышек – не более 6 лет, а низкобюджетный товар «живёт» раза в два меньше.

Популярные производители

На рынке велорезины ситуация меняется каждый год, а иногда и каждый сезон, поэтому подобрать нужную не сразу удаётся. Среди бюджетных распространены бренды из Китая – например, Chao Yang, Duro, Stels и ряд других. Часто покупатель платит им лишь за то, чтобы не остановиться где-то в глухом просёлке, столкнувшись с необходимостью пешком вести велосипед десятки километров до ближайшего райцентра или города.

Kenda

Тайваньская компания Kenda производит ежесуточно до 20 000 велопокрышек и до 30 000 велосипедных камер. Это признанный лидер по объёмам продаж. К покрышкам данная фирма выпускает специальные полосы, сообщающие веловладельцу о скором износе резины. Производит компания также и бескамерные шины.

  • Kenda Kwick Roller стоит 650 и более рублей. Данное изделие подойдет для городских поездок или за город, но не для затяжных велопоходов. Можно кататься на ней и зимой – сликовая полоса с зацепляющими боковинами хорошо удерживает велосипед на спуске. Покрышка приспособлена для велогенератора благодаря усиленной полосе сбоку. Но само по себе это изделие порвётся при пробеге после 2-3 тысяч километров.
  • Kenda Kinetics в цене достигает 1290 рублей. Резина шипованная, приспособлена для мягкого грунта и гравийных дорог, переносит каменистые участки (например, езду по железнодорожной насыпи), хорошо притормаживает в грязи. Не позволяет разогнаться на гладких улицах и шоссе.
  • Kenda Kharisma – цена от 1041 рублей. Покрышка с грязевым протектором, предназначена для шоссе и пересечённых дорог, может ехать по просёлку, накат удовлетворительный, шипы не мешают набирать скорость. Не подходит для велосипедов в стиле кросс-кантри.
  • Kenda Nevegal – стоит до 1 000 рублей. Подойдёт для песчано-глиняных дорог и шоссе. Позволяет быстрее, чем предыдущие модели Kenda, развить скорость на трассе. Не предназначена для крутых подъёмов и поездок по высокой траве.

Schwalbe

Немецкая компания, производство которой размещено во Вьетнаме и в Индонезии. У фирмы гибкая система ценообразования при неизменном качестве.

  • Marathon Plus Tour стоит до 3500 рублей. Антипрокольный слой SmartGuard порист, вынослив при наездах на осколки стекла, кнопки, шляпки гвоздей и т. д., поглощает вибрацию при езде. Корд выполнен из компаунда. Подходит для любых дорог, кроме бездорожья. Светоотражающая полоса на боковинах сделает велосипедиста заметным на дороге ночью.
  • Racing Ralph имеет аналогичную цену. Тройной корд, само изделие рассчитано на «найнер» в стиле кросс-кантри. Годится для многокилометровых марафонов. Подходит для зимних поездок даже по «шуге», а также по каменистой тропе. Позволяет велосипедисту быстро разогнаться на трассе. Резко ограничен срок действия – агрессивная езда быстро порвёт такую резину.
  • Nobby Nic стоит до 1850 рублей. Тройной компаунд в корде, эластичная и мягкая резина. Твёрдая резина протектора. Подойдёт для горных велосипедов. Изделие позволяет на скорости пройти крутой поворот во время ливня. Подходит для езды и по снегу. На этой резине легко разогнаться, но трудно поддерживать долго высокую скорость.
  • Smart Sam – цена до 1900 рублей. Создана для путешествий. Хорошо катит и вписывается в повороты – благодаря особому строению шипов, держит при поворачивании на мокрой и скользкой дороге. Самоочищающийся протектор и боковины.

Continental

Старейший завод, который еще с конца XIX века специализируется на вело- и авторезине. 2-й по рейтингу в Европе. Патентованное предприятие по саморемонтирующимся покрышкам и противоскользящей резине.

  • Sport Contact – цена до 2690 рублей. Тройной корд из компаунда и нитей, не скользит и в мокрую погоду, и по мраморно-стеклянной поверхности. Уверенно пройдёт до 3500 км, прежде чем сгладится рисунок протектора. Покрышка сложна в монтаже из-за толстого бортшнура.
  • Continental Grand Prix 4 Season обладает большим запасом прочности благодаря усиленному борту из углеволокна. Идеально подойдёт для гонок по разбитому асфальту. Она сделана из устойчивого к преждевременному износу, но смягчённого компаунда.

Maxxis

Тайваньский производитель, использующий японские, американские и европейские технологии.

  • Minion DHR II – цена до 3440 рублей. Создана для спуска с горы и горных маршрутов. Эту покрышку рекомендуется ставить на заднее колесо. Приспособлена для быстрого прохождения поворотов, жидкой грязи, мокрых корней и гравия. Защищена от резких ударов.
  • Larsen TT – до 2600 р. Усиленный компаунд, более быстрое прохождение по гравию. Грязь и камни не мешают хорошему сцеплению. Можно подниматься на гору по траве после дождя. Изделие также защищено от резких ударов.

Michelin

Французский производитель с двухвековой историей. Изобретатель велосипедных шин, ремонтирующихся за 15 минут. Имеет 70 фабрик располагаются в 18 странах. Заслуженный лидер отрасли. Отличное качество при невысоких ценах.

Одно из популярных изделий – Protek Max City стоимостью до 1000 рублей. Подходит для городских кросс-кантрийных и туристских маршрутов. Имеет стальной бортшнур, одномиллиметровый антипрокольный слой, световозвращающую ленту по бокам, смягчение вибрации. Отсутствует скольжение на мокром асфальте.

Советы по выбору

Чтобы правильно выбрать шину в магазине, сделайте следующее.

  1. Проведите пальцем с заметной силой – на нем не должен остаться след от резины.
  2. Потяните за любой из усиков сбоку – он должен растягиваться. Это говорит об эластичности резины.
  3. Проверьте, нет ли дефектов в районе бортшнура.

Прочие советы:

  1. подбирайте шины с высоким TPI и спецзащитой;
  2. накачивайте колёса до давления, указанного на шине;
  3. если в комплекте идёт антипрокольная лента, подложите её под камеру.

Не ездите без ремкомплекта (клей, наждачка и полосы резины от старой камеры). Возите с собой разводной ключ и отвёртки, помогающие снять колесо и покрышку.

О том, как выбрать покрышки для велосипеда, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.