Вместительность велосипедов невелика, поэтому использовать их для перевозки крупногабаритных грузов нельзя. Установка велобагажника далеко не всегда позволяет решить эту проблему, оптимальным выбором станет приобретение велоприцепа. Остановимся подробнее на описании этого функционального приспособления.
Что это такое и для чего он нужен?
Необходимость велоприцепа очевидна: вряд ли вы сможете надежно зафиксировать на велосипедной раме 20-30 дополнительных килограммов, а о перевозке объемных предметов и вовсе можно забыть.
С велоприцепом все это вполне реально — этот агрегат используется для перевозки малышей, домашних питомцев, а также габаритных грузов.
Плюсы и минусы
Как любое другое приспособление, велоприцеп имеет свои достоинства и недостатки.
Среди несомненных плюсов использования подобных изделий в сравнении с традиционным багажником можно выделить следующие:
- центр тяжести смещается вниз, поэтому перевозимая поклажа в меньшей степени воздействует на стойкость всей конструкции в целом;
- при использовании велоприцепа износ подвески значительно уменьшается;
- прицеп отличается повышенной грузоподъемностью.
Не обошлось и без минусов:
- для того чтобы разогнать велоприцеп, а также остановить либо поднять нагруженную конструкцию в гору, придется прикладывать довольно серьезные физический усилия;
- плохая проходимость по мягкой почве и сыпучим грунтам;
- трудность перемещения на узких дорогах;
- необходимость слазить с велосипеда и вести его вручную в случае возникновения на пути препятствий (бревен, рвов, канав и ям).
Типы конструкций
Выделяют несколько основных разновидностей велоприцепов. В зависимости от сферы использования их можно отнести к трем категориям: грузовой, туристический и детский.
Как следует из определения, грузовые модели используется для перемещения тяжеловесных и габаритных предметов. При желании его можно использовать в походе, но чаще всего его приобретают дачники, обитатели сельской глубинки, а также рыболовы. К примеру, если вам нужно доставить с рынка пару-тройку мешков с овощами, привезти на дачу оцинкованную трубу или даже не очень трезвого взрослого, подобный прицеп придется весьма кстати. Грузоподъемность конструкции достигает одного центнера.
Технический грузовой велоприцеп представляет собой особо прочную сварную конструкцию, которая состоит из вместительной платформы и боковых колес, отдельные модели дополнены бортами, водозащитным тентом, а также отражателями света и фонарями. Масса прицепа варьируется от 10 до 20 кг.
В зависимости от конструктивных особенностей грузовые велоприцепы разделяются на две группы.
Изделия с одним колесом привлекают пользователей своей маневренностью. В то же время подобные модели не способны выдерживать высокую нагрузку, поэтому имеют ограниченную сферу использования.
Двухколесные варианты обладают большей грузоподъемностью, но при этом отличаются высоким весом, так как изготавливаются из тяжелого и прочного металла, как правило, из стали. Помимо этого, изготовители усиливают подобные модели ребрами жесткости. В результате пользователи сталкиваются с постоянно растущей инерцией во время снижения скорости, и это существенно осложняет перемещение в городской черте. Велосипедисту приходится четко прогнозировать все свои действия и выполнять торможение заранее. Приобретение подобного прицепа имеет смысл лишь в том случае, если у велосипедиста имеется постоянная необходимость перемещения тяжелых и габаритных поклаж.
Что касается приспособлений для любителей походов, их грузоподъемность относительно невелика: как правило, она не превышает 20 кг, хотя встречаются модели, которые выдерживают нагрузку до 50 кг.
С точки зрения конструкции изделия могут существенно отличаться друг от друга. Некоторые модели представляют собой тележку с колесом, а другие выглядит более основательно, например, рамная конструкция с подвесной емкостью.
Туристические велоприцепы предназначены для активного движения, они легкие и маневренные, отличаются высокой проходимостью. Большинство моделей имеет всего одно колесо — это способствует снижению трения конструкции о дорогу. Масса каждого изделия составляет 3-10 кг.
Заниженная посадка и незначительная ширина делает их малоразличимыми на дороге, поэтому для большей заметности на них зачастую крепят специальные светоотражающие флажки.
Для перемещения малышей используют детский велоприцеп. Не секрет, что многие активные велотуристы зачастую берут в поездки своих детей. В зависимости от возраста ребенка можно использовать трейлеры либо полуприцепы.
Полуприцеп представляет собой половину велосипеда, только вместо передней части у него крепится штанга, которая является продолжением рамы. Чаще всего такая модель монтируется к ведущему велосипеду через кронштейн. Задняя часть полуприцепа укомплектована подвеской, а также трансмиссией, что позволяет ребенку активно участвовать в движении.
Трейлеры оптимальны для перемещения совсем маленьких детей (одного либо двух). По способу изготовления они напоминают двухколесную телегу, укомплектованную сиденьями и ремнями безопасности. В дополнение к трейлеру обычно идет тент с противомоскитными сетками.
Среди детских велоприцепов наибольшее распространение получили варианты с парой колес и амортизаторами, которые отвечают за максимально комфортное передвижение малышей. Эти конструкции отличаются повышенной степенью безопасности, которая обусловлена следующими конструкционными особенностями:
- шарнирные соединения, благодаря которым сводится к минимуму риск переворота прицепа в случае падения основного велосипеда;
- качественные и надежные ремешки безопасности, не позволяющие детям выпасть из тележки во время передвижения или в случае возникновения опасной ситуации;
- водостойкие накидки будут уместны во время дождя.
Все детские прицепы, представленные на современном рынке, имеют самые положительные результаты прохождения краш-тестов.
Отдельной разновидностью велоприцепов является модель для перемещения животных. Внешне такие изделия напоминают детские — они также предусматривают несущую базу, непромокаемый тент и специальные отверстия для вентиляции. Но имеется и различие — оно состоит в меньших параметрах удобства и безопасности.
Обычно в таких приспособлениях перемещают собак, пернатых, а также кошек, кроликов и иную домашнюю живность.
Способы крепления
Велосипедные прицепы крепятся к основному велосипеду тремя способами:
- под гайку к втулке заднего колеса;
- к задней вилке;
- под седло.
Следует отметить, что последний вариант крепления используется только для прицепов, предназначенных для перевозки маленьких детей.
Для фиксации применяют фаркоп — специальное прицепное устройство.
Популярные модели
Следует отметить, что на отечественном рынке встречаются в основном импортные изделия. Абсолютное лидерство в сфере изготовления велоприцепов принадлежит бренду Thule. В ассортименте изделий этой марки отдельное место занимают прицепы для малышей, которые производятся в самых разнообразных вариантах, благодаря чему каждый может без труда подобрать оптимальный прицеп в зависимости от возраста ребенка, его физической активности, условий эксплуатации велосипеда, а также стиля катания его родителей.
Некоторые изделия могут использоваться даже в качестве коляски, правда, в несколько ограниченном функционале.
Неплохой альтернативой Thule считается продукция Schwinn. Это надежный изготовитель, который специализируется на выпуске велопродукции. Среди самых качественных прицепов выделяют изделия немецкой марки Trailblazer, их велотележка с мотор-колесом из серии Carlo позволяет в мгновение ока превратить обычный велосипед в удобный грузовой транспорт.
Из отечественных изделий можно выделить велотележки «Пчелка», «Пчелка-2», «Пчелка-3», а также «Шмель», однако они выпускаются ограниченными партиями и не пользуются большим спросом у потребителей.
Как выбрать?
На сегодняшний день ассортимент автоприцепов достаточно велик, поэтому выбор сделать не так-то просто.
При выборе подходящей модели следует обратить внимание не только на параметры грузоподъемности и особенности крепления изделия, но и на дополнительные аксессуары, которые призваны обеспечить комфорт передвижения и безопасность пользователя.
- Если вы много путешествуете, вам стоит отдать предпочтение складным вариантам. Выбор мобильной конструкции позволит брать прицеп в любую поездку, при этом он не будет занимать много места.
- Для достижения большей плавности при движении по неровным участкам следует отдавать предпочтение усиленным моделям с регулируемой подвеской.
- При покупке прицепа стоит обратить особое внимание на механизм регулировки.
- Наличие багажного отделения обеспечит сохранность необходимых в поездке вещей, избавит пользователя велосипеда от необходимости брать с собой спортивный рюкзак.
Правила использования
Использование прицепов существенно затрудняет маневренность велосипеда, поэтому при его эксплуатации следует придерживаться некоторых рекомендаций.
- При буксировании следует помнить о том, что общая длина велосостава увеличилась примерно вдвое, поэтому обходить повороты следует, увеличивая их радиус.
- По возможности старайтесь передвигаться на твердых асфальтированных дорогах. В этом случае сложностей с буксованием не возникнет, так как прицеп почти не чувствуется и не создает помех управлению велосипедом.
- Постарайтесь избегать перемещений по пересеченной местности. В лучшем случае вам будет труднее крутить педали, в худшем — вы попросту где-нибудь застрянете.
- Ширина прицепа больше ширины самого велосипеда, поэтому следует соблюдать особенность при езде на узких дорогах (возле бордюров, на городских велодорожках или заросших лесных тропах).
Велоприцеп далеко не обязательное приспособление. Тем не менее, он незаменим в туристических поездках или при перемещении объемных и тяжелых вещей. Такой прицеп по своей функциональности значительно опережает багажники и туристические сумки, поэтому у него имеются все шансы стать верным другом велосипедиста, правда, за довольно внушительную стоимость. Из-за редкости изделий и малых партий товара его стоимость по сей день остается довольно высокой.
О том, какие бывают велоприцепы, смотрите в следующем видео.