В наши дни хороший велосипед, да еще и по доступной цене, справедливо считается настоящей находкой. Кое-кто из представителей старшего поколения, еще помнящего двухколесный транспорт советских лет, с тоской вспоминает велосипеды «Аист». Если вы думали, что их давно нет, у нас для вас приятная новость: производитель до сих пор продолжает их выпуск.
Особенности
Велосипед Aist (в последнее время правильно писать его название именно латиницей) известен потребителю в нашей стране со старых времен, ведь производство было начато еще в далеком 1947 году и тогда же сразу было продано 6 тысяч велосипедов. Предприятие быстро росло и уже за три года деятельности смогло продать 100 тысяч единиц двухколесного транспорта. Уже в 1955 году объемы продаж возросли до 400 тысяч единиц ежегодно, и вскоре бренду стало тесновато на рынке даже такой огромной страны, как СССР. В 1963 году двухколесный транспорт, украшенный теперь уже латинскими буквами, впервые поехал на экспорт.
После развала Советского Союза производство и продажи значительно уменьшились, что было вызвано возросшей конкуренцией на рынке, однако для своей, теперь уже достаточно маленькой страны, фирма остается одним из поводов для гордости.
Сегодня, как и во все предыдущие десятилетия, производство велосипедов Aist расположено в Беларуси. ООО «МотоВелоЗавод», как становится понятно из названия, занимается выпуском двухколесного транспорта как педального, так и моторного типов. Минский мотоциклетно-велосипедный завод отличается двумя специфическими особенностями: во-первых, здесь делают практически все известные виды велосипедов, от классических детских до горных и шоссейных, во-вторых, все они относятся к категории бюджетных, что всегда ценилось в нашей стране. Следует заметить, что современный Aist только по сборке остается белорусским, тогда как большинство рам закупаются в Китае.
Впрочем, многие важные узлы поставляются ведущими предприятиями в своей отрасли, о которых наслышан любой велосипедист, например, тот же Shimano обеспечивает поставки навесного оборудования, а также тормозов и цепей для некоторых моделей.
В свое время такие велосипеды высоко ценились среди обыкновенных советских граждан за предельную простоту конструкции, а следовательно, и за несложное обслуживание и ремонт. Сегодня предприятию очень далеко до пиковых 400 тысяч велосипедов в год, но даже при нынешних объемах в 70 тысяч единиц двухколесного транспорта ежегодно марка продолжает оставаться экспортной, радуя в том числе и российских велолюбителей.
Плюсы и минусы
Современный рынок велосипедов весьма богат разнообразными предложениями, и задача будущего владельца двухколесного транспорта – правильно выбрать для себя не только модель, но и производителя. Следует признать, что даже под отчаянным натиском со стороны производителей с мировым именем Aist сумел устоять, а все потому, что большинство его ключевых преимуществ так и остались актуальными с советских времен. Сегодня, отдав предпочтение продукции белорусского бренда, вы имеете полное право рассчитывать на следующие преимущества совершенной покупки.
Простота конструкции
Известный факт: чем меньше в механизме узлов и деталей, тем реже он ломается. Впрочем, поломки с той или иной частотой характерны для совершенно любых механизмов, а в случае с Aist можно попробовать заняться ремонтом даже самостоятельно, ведь ничего сложного в этом велосипеде нет.
Доступность запчастей
Раз уж речь зашла о необходимости периодического обслуживания и ремонта, встает вопрос о том, чтобы раздобыть запасные детали. С этим никаких проблем нет – раз производство не прекращает работу по сборке, значит, все комплектующие продолжают производиться. Учитывая, что Aist не относится к числу заморских брендов из дальнего зарубежья и во многом работает именно на российский рынок, раздобыть необходимую запчасть совершенно несложно.
Доступная стоимость
Если вы не претендуете на велосипеды топового класса, отличающиеся стопроцентной «неубиваемостью», но и стоящие соответственно, то наверняка в круг ваших интересов попадает продукция производителя, умеющего сочетать неплохое качество с лояльным ценообразованием. Сказанное как нельзя лучше характеризует Aist, ведь это белорусский велосипед на китайской раме, а в этих странах обычно не «дерут» втридорога.
Кроме того, Минск, где налажено производство двухколесных «коней», располагается сравнительно недалеко от многих густонаселенных регионов России, а значит, логистическая составляющая в цене не так уж заметна. Кроме того, ввиду особых отношений между РФ и Беларусью пересечение межгосударственной границы тоже никак не сказывается на стоимости.
Хорошая управляемость
В свое время двухколесная продукция из Беларуси пленила советских граждан еще и тем, что выпускаемые Минским заводом велосипеды отличались неплохой управляемостью – это позволяло положиться на свой транспорт, даже если маршрут пролегал вдалеке от каких-либо адекватных дорог, а таких маршрутов в нашей стране до сих пор хватает.
Сегодня многие потенциальные потребители ошибочно предполагают, что Aist, перейдя на китайские рамы, сильно изменился, но на самом деле это не так – хотя в Минске происходит только сборка, заказ деталей все равно до сих пор осуществляется под чертежи местных конструкторов.
Возможность складывания
В далеком 1977 году появился первый Aist со складной рамой, и с тех пор складывающаяся конструкция стала своеобразной «фишкой» марки – большинство моделей имеют каркас, умеющий по желанию владельца становиться куда более компактным. Учитывая расстояния, типичные для нашей страны, во многих случаях велосипеду предстоит сначала покататься в багажнике личного автомобиля или на общественном транспорте, прежде чем самому сыграть роль транспорта.
В такой ситуации возможность складывания рассматривается не иначе, чем основательное преимущество. Та же черта, кстати, позволяет с удобством хранить велосипед даже в условиях тесных советских квартир.
Недостатки у этих велосипедов тоже присутствуют, и кому-то они даже покажутся существенными, но на самом деле здесь дело не в браке или в конструктивных просчетах, а в ориентации производителя на определенный сегмент велосипедистов. Так, Aist, выпуская всевозможные типы двухколесного транспорта, ориентируется на широкого потребителя, потому выпускает преимущественно любительские модели.
Такой велосипед подойдет для повседневных катаний, а в некоторых случаях – даже для тренировок на уровне новичка.
Если вы видите себя серьезным спортсменом, то такой транспорт вряд ли вам пригодится.
Другой важный момент – прочность и надежность современного «Аиста». Можно поспорить с тем, обоснована ли цена велосипедов у ведущих мировых производителей велотранспорта, однако чудес в мире не бывает, и белорусский «железный конь», обходящийся покупателю в копейки, вряд ли будет передан внукам по наследству. В принципе, простота и дешевизна ремонта во многом нивелируют эту проблему, но при этом здесь ситуация примерно такая же, как с автомобилем: покупая, человек хочет максимум времени проводить за рулем, а вовсе не под капотом.
Кроме того, некоторые потребители жалуются еще и на ненадежное лакокрасочное покрытие – вскоре после покупки велосипед теряет свой первоначально привлекательный внешний вид. Случаются жалобы и на слабую сборку: в частности, передние и задние колеса могут не образовывать целостную линию, что отрицательно сказывается на ездовых качествах транспорта.
Обзор видов
Если вы являетесь давним поклонником продукции Минского завода, то к преимуществам Aist стоит отнести внушительное разнообразие его ассортимента – порекомендовать бренд можно кому угодно, кто ищет недорогой велосипед, вообще не интересуясь, какой именно тип двухколесного транспорта нужен человеку. Действительно, современный Aist производит транспорт на любой вкус.
Диаметр колес и высота рамы позволяют подобрать детский (включая трехколесный), подростковый или взрослый вариант. Ограничений по полу ездока тоже нет – женские модели выпускаются примерно в равном количестве с мужскими и «нейтральными».
Пройдемся вкратце по основным типам велосипедов белорусского производства, которые могут заинтересовать потенциального потребителя.
- Горные велосипеды, как следует из названия, созданы специально для езды по пересеченной местности, хотя, конечно, и в городских условиях они не полностью бесполезны. Хоть продукцию Aist и нельзя считать полноценной спортивной, все-таки все характерные черты вроде более надежной рамы, толстых шин с агрессивным протектором и увеличенным просветом наблюдаются. Минский завод выпускает как легкие хардтейлы без задней подвески, чувствующие каждую неровность, зато стремительные как пуля, так и двухподвесы, обладающие более заметным весом и меньшей скоростью, зато эффективно гасящие рельеф.
Ни то ни другое не подойдет для профессиональных тренировок, но для любителей просто покататься за городом окажется весьма актуальным.
- Дорожные велосипеды во всем мире являются наиболее популярными и в случае с Aist об исключении из правил речи нет. В техническом плане это наиболее простой велосипед, заточенный преимущественно под езду по ровным городским дорогам. Навесное оборудование здесь ориентировано для городских условий, например, типичная комплектация может оснащаться фонарем, звонком и корзиной или багажником. Это популярный тип велотранспорта для прогулок или регулярных поездок в виде альтернативы надоевшему общественному транспорту.
- Шоссейные модели, как и дорожные, предназначены для дорог достойного качества, но назначение у них несколько иное – они приспособлены для скоростного перемещения по трассам за пределами города. Набор скорости у такого велосипеда сравнительно простой, при этом транспорт обладает хорошим накатом и на протяжении длительного времени сохраняет темп движения. Все это возможно благодаря специфическим конструктивным особенностям, среди которых руль в форме «бараньих рогов», облегченная рама повышенной жесткости, узкие и максимально накачанные шины.
- Складные велосипеды обычно выделяют в самостоятельную категорию двухколесного транспорта и это логично: не имея целостной жесткой рамы, такая модель принципиально не годится для основательных нагрузок, тем более что Aist в принципе не может считаться производителем с отличным качеством сборки. Раскладной вариант хорош для комфортного хранения в тесном жилище и выездов с велосипедом на общественном транспорте, но маршруты для катания следует выбирать без сложных и тряских участков, да и разгоняться нежелательно.
- Женские модели в целом дублируют все вышеописанные классы велосипедов, но имеют специфику конструкции, разработанной с учетом анатомии женского тела. Самый яркий пример – отсутствие верхней трубы у рамы вообще или заметное ее смещение вниз, чтобы не мешать посадке девушки, даже если она в платье или юбке. Дамские байки обычно отличаются еще и специальным дизайном, который понравится любой настоящей леди.
- Подростковые байки, как и женские, преимущественно являются аналогами таких же взрослых моделей, вот только рама и диаметр колес у них несколько меньше. По общепринятому стандарту подростковые велосипеды рассчитаны на ездоков от 10 до 18 лет как по росту, так и по весу, но понятно, что такое деление во многом условно – кое-кто из детей растет так быстро, что должен пересаживаться на взрослый велосипед раньше совершеннолетия, а некоторые взрослые миниатюрного размера в любом возрасте комфортнее себя чувствуют за рулем именно компактного подросткового байка.
- Детские велосипеды ориентированы на малышей в возрасте от 1 до 10 лет. Рама и колеса здесь по понятным причинам сильно уменьшены в размере. Для предотвращения болезненных падений в процессе езды многие двухколесные модели оборудуются двумя дополнительными быстросъемными колесиками по бокам от заднего колеса – они не позволяют велосипеду крениться, а по факту овладения навыками езды могут быть сняты.
Лучшие модели и их характеристики
Модельный ряд белорусского производителя впечатляет – какой бы тип велосипеда вы ни хотели, он наверняка представлен в одной из линеек. Наш обзор коснется нескольких моделей байков Aist. При составлении списка мы ориентировались на наиболее узнаваемые и популярные велосипеды, но может случиться и такое, что вам более удобным и практичным покажется байк, не представленный в рейтинге.
Avenue
Одна из наиболее узнаваемых женских моделей бренда, относящаяся к классу городских. Сравнительно новый ситибайк на 26-дюймовых колесах и стальной раме с жесткой передней вилкой оформлен в розовом цвете. В комплектацию входят передний тормоз «вибрейк» и задний ножной, цепь частично защищена. Надежности каркасу придает наличие второй трубы, которая здесь сильно занижена. Для увеличения удобства присутствует корзина.
Prime
Образец фэтбайка для тех, кто ищет настоящий двухколесный внедорожник для езды по снегу, песку или высокой траве. Транспорт оснащен большими колесами диаметром 28 дюймов, шины, как и положено этому типу велосипеда, широкие и полуспущенные. Особую мягкость хода по бездорожью обеспечивают передняя пружинно-масляная вилка и дисковая гидравлика тормозов как спереди, так и сзади. Для более тонкого управления ходом предусмотрены 10 скоростей.
Pirate
Одна из наиболее узнаваемых белорусских моделей велосипеда, созданная специально для того, чтобы с ранних лет приучать ребенка к простому правилу: дороги предназначены не столько для того, чтобы там можно было проехать, сколько для ограничения твоего кругозора. Маунтинбайк на колесах в 20 дюймов не имеет ярко выраженной «половой принадлежности», зато выпускается в вариантах ригид (обе вилки жесткие, зато байк чуть легче) и хардтейл (передняя вилка с амортизацией). Агрегат ориентирован на сорванцов в возрасте 10-12 лет, за безопасность катания отвечают вибрейки. Существуют варианты как с 1 скоростью, так и с 6.
Smart
Складная модель для мужчин и женщин, которая, в силу «переходного» диаметра колес в 24 дюйма, в одинаковой степени может считаться и взрослой, и подростковой. Как и в случае со многими другими моделями Aist, Smart производится в разных вариантах комплектации – есть минимальная с единственным задним тормозом и одной скоростью, а есть продвинутый вариант с коробкой на 7 передач и вибрейками.
Cargo
Возможно, не относится к наиболее распространенным моделям велосипедов Минского завода, но не включить его в этот список было бы настоящим преступлением. Шутка ли – это настоящий грузовой велосипед, способный увезти в корзине, расположенной сзади сидения, до 40 килограммов груза!
Понятно, что банальным двум колесам в этой ситуации пришлось бы тяжеловато, да и равновесие с таким грузом держать нелегко, потому конструкторы решились на неординарный ход и сделали взрослый байк трехколесным с довольно широкой расстановкой задних колес, все равно не мешающей пробираться по узким дорогам. Жесткая передняя вилка и 24 дюйма диаметра колес – это обязательные условия, а вот количество скоростей можно выбирать – их бывает 7 либо 1.
Mach
Может считаться топовым шоссером от Aist, он даже годится для любительских соревнований. Легчайшая алюминиевая рама, 28-дюймовые колеса, передняя жесткая вилка и 16 или 22 скорости на выбор – вот формула недорогого, но быстрого двухколесного транспорта для перемещений на значительные дистанции. За своевременное торможение будут отвечать клещевые тормоза.
Критерии выбора
Процедура выбора идеального велосипеда длительная и сложная и в целом не стоит игнорировать ни одну характеристику байка, если вы хотите, чтобы он подходил вам идеально. Конечно, выбор в пользу бюджетного Aist уже говорит о том, что вы человек не очень требовательный и среди всех преимуществ не в последнюю очередь цените экономию, но надо разобраться хотя бы с типом велосипеда.
Перед походом в магазин дайте самому себе четкий ответ на вопрос о том, для какой цели вам нужен байк.
О большом спорте и серьезных тренировках забудьте сразу – как бы пафосно ни назывался Aist – горным или фэтбайком, это всего лишь начальный уровень.
Мыслите более приземленно: если вы будете периодически кататься по нормальным дорогам в свое удовольствие или на работу, стоит обратить внимание на городской велосипед, он же дорожный, он же ситибайк.
Городской вариант хорош на случай, если ваша работа близко, а вот для регулярных поездок за десятки километров, будь то суровая потребность или собственное хобби, лучше берите шоссеры – они быстрее и практичнее. Маунтинбайк пригодится, если вы вообще не являетесь сторонником езды строго по дорогам. Проживая в живописной местности и обладая горным велосипедом, вы будете иметь приятную возможность свернуть с проторенных дорожек и погрузиться в знакомство с природой. Наконец, раскладной велосипед – это упор на компактность байка и не стоит ждать от него каких-либо других весомых преимуществ.
Не забывайте ориентироваться также на свой вес и рост.
При этом обратите внимание, что строгой привязки роста к диаметру колеса не существует – допускается определенная градация, ведь малый диаметр хорош уменьшенным весом транспорта, а большой позволяет легче преодолевать неровности. Девушкам, любящим носить классическую женскую одежду, стоит обратить внимание на женские велосипеды – они не только удобны для посадки и высадки, но даже в плане дизайна лишний раз подчеркнут женственность обладательницы. При этом лучше не отказываться от нижней трубы совсем – пусть она будет, просто ниже, ведь без нее каркас теряет значительную часть своей прочности и долговечности.
Обзор отзывов
Напоследок рассмотрим мнения владельцев, испытавших на себе все преимущества и недостатки велосипедов Aist различных моделей. Нужно признать, что комментарии, собранные на различных форумах, имеют все оттенки эмоций – попадаются и полные «разгромы» велосипеда, и восторженные отклики. По всей видимости, многое зависит как от запросов автора комментария, так и от модели, а также от качества сборки конкретного экземпляра.
Если говорить о хорошем, то чаще всего акцентируют внимание на дешевизне.
Если вы не относите себя к требовательным велосипедистам и смело можете быть записаны в новички, для вас именно фактор цены будет главным, а по этому критерию тягаться с Aist сложно.
Не нагружая свой транспорт сложными испытаниями, вы не столкнетесь с проблемами, а те, которые все-таки вылезут, обычно может решить любой человек, умеющий держать в руках отвертку.
С критикой ситуация более неоднозначная – кто-то вообще отказывается критиковать Aist, учитывая его низкую стоимость, а кто-то начинает придираться к деталям. В большинстве случаев авторы отрицательных комментариев указывают на слабую надежность сборки – то крылья шатаются, то полностью вытирается протектор (куда быстрее, чем ожидалось), то грипсы протираются. Периодически жалуются и на значительный вес, хотя есть и противоположные мнения, что, видимо, зависит от модели и физической готовности владельца.
Словом, Aist годится на роль вашего первого велосипеда, особенно если вы не планируете проводить в седле все свободное время.
Если же вы придирчивы к транспорту, не хотите заниматься регулярным ремонтом и даже готовы переплатить за это, есть смысл обратить внимание на более дорогие бренды.
Обзор горного велосипеда Aist Slide 3.0 29" можно посмотреть в следующем видео.