Велосипеды GT: особенности бренда, модельный ряд и советы по выбору
Про компанию GT, выпускающую байки, хотя бы что-то слышали все любители такой техники. Но те, кто с нею предметно не знаком, вряд ли смогут правильно оценить этого производителя. Нужно хорошо разбираться, что он из себя представляет, какие модели предлагает, и как между ними выбирать.
О бренде
Велосипеды GT впервые вышли на рынок в 1972 году. За минувшее время фирме удалось стать одним из ведущих поставщиков байков в Соединенных Штатах. Очень солидные позиции она достигла в производстве:
- дорожного;
- горного;
- предназначенного для шоссе;
- адресованного женщинам и детям велосипеда;
- техники стандарта BMX.
Работа предприятия началась в 1972 году. У ее истоков стоял житель юга Калифорнии, сварщик Гэри Тернер, который начал с изготовления первого образца просто для своей семьи. Тот самый первый BMX велосипед, сделанный Тернером, имел облегченную раму из сплава хрома и молибдена. По технологическим характеристикам и пропорциям прочность/масса оригинальная разработка оказалась лучше, чем делавшиеся из стали фирменные велосипеды того времени. Решающее влияние на успех марки оказал общий подъем сектора BMX как вида спорта.
В 1974 году рамы GT привлекли внимание собственника веломагазина Ричарда Лонга. На следующий год 2 основателя договорились между собой и начали поставлять велосипеды уже для официальных продаж. Свое название бренд получил в честь первого разработчика. С момента выхода на рынок продукция GT примерно 20 лет считалась лучшей в своей категории. А с 1988 года пришел сразу успех и в создании горных велосипедов.
Но никакие технические успехи не помогли избежать процессов, происходивших на рынке. В 1998-м GT Bicycles и Schwinn объединяются. Однако через 3 года концерн был признан банкротом. Его активы приобретает Pacific Cycle. Но и эта фирма не выдержала накала конкурентной борьбы, и в 2004-м ее поглотила Dorel Industries.
С этого момента можно говорить, что страной-производителем стала Канада, а не США, как раньше. Но надо понимать, что физически продукцию все равно производят в Южной Калифорнии, а переместилась только штаб-квартира да финансовые потоки. Продукция GT сохраняет свою популярность, поскольку по-прежнему отличается доступными ценами. Следует учесть, что рамы стали делать на Тайване, а в Соединенных Штатах происходит только окончательная сборка и изготовление некоторых других компонентов. Байки GT востребованы и профессиональными велогонщиками в различных соревновательных дисциплинах.
Основную часть применяемых сейчас технологий фирма создала в 2001 году. Потому можно заключить, что взаимодействие с Pacific Cycle принесло существенную пользу и помогло усилить техническую базу. Характерной особенностью любого велосипеда этой марки является так называемый тройной треугольник. Он введен не в целях большей узнаваемости, как можно было бы подумать, а для улучшения технических характеристик.
Сейчас существует 18 серий велосипедной техники, удовлетворяющей самые разные потребности владельцев.
Плюсы и минусы
Велосипеды GT хороши:
- добротностью продуманной конструкции;
- использованием надежных и проверенных тормозов;
- удобством управления;
- выверенной геометрией рамы.
Слабости (характерные для некоторых моделей):
- недостаточно совершенная окраска;
- появление «восьмерок» у колес;
- слишком большой консерватизм при формировании рамы (она может не меняться много лет);
- употребление иногда избыточно тонких перьев.
Виды
Взрослый
Уделить повышенное внимание именно этому сегменту в классификации вполне оправдано. Ведь у GT основная часть велосипедов приходится на горные модели. Эти устройства рассчитаны на проезд за пределами обустроенных дорог и в условиях пересеченной местности.
Важно: модификации «начального уровня» столь серьезный риск вряд ли переживут, они подойдут разве что для легкого бездорожья.
Особенностью горного байка являются:
- особо крепкая рама;
- утолщенные покрышки с особым протектором;
- повышенный клиренс;
- дополнительные амортизирующие элементы.
Горный велосипед от GT Bicycles пригоден почти для любого вида спортивных заездов. Среди этой группы есть модели для начального уровня гонщиков. Несмотря на малую пригодность для особо экстремальных условий, они отличаются большим техническим совершенством, поскольку выполнены по фирменной концепции «тройного треугольника». Но существуют и версии горных байков с дополнительными опциями:
- блокировка на расстоянии;
- оптимизация отскока и предварительной нагрузки;
- воздушная пружина.
Компания выпускает также и хардтейлы (тип байков, лишенный задней подвески). Такие решения позволяют сэкономить на покупке и облегчить транспорт по сравнению с двухподвесными моделями. Допускается использование и жестких, и амортизирующих вилок. Конструкция хардтейл употребляется не только на горных, но и на туристических версиях, а также на гибридном двухколесном транспорте.
Что касается «спортивных» версий, то это скорее собирательное наименование, поскольку оно не учитывает особенности конкретной соревновательной дисциплины.
Шоссейный подтип, как легко понять, адаптирован для быстрых проездов по обустроенной дороге. Эта задача достигается употреблением относительно узких, но механически крепких колес. На них нетрудно промчаться далеко и развивать при этом высокую скорость. Обязательно стоит отметить, что амортизацию на шоссейных модификациях не предусматривают. Гоночные рассчитаны на еще более высокие скорости, которые можно развить только на специально подготовленных и сконструированных треках.
Но спортивный велосипед может создаваться и для занятий триатлоном. В этом случае он отличается повышенной скоростью и отличными аэродинамическими характеристиками. Конструкция байка для триала и фристайла оптимизируется исходя из выполнения различных трюков и резких маневров.
Кантрийные велосипеды, которые также охотно поставляет GT, могут преодолевать самые разные препятствия. Даже тем, которые позаимствованы из даунхила и прочих разновидностей спортивных заездов; есть в линейке, разумеется, и обычные версии для проезда по городским улицам.
Детский
Предназначенный для детей велосипед может не иметь почти никаких отличий от взрослого, за исключением габаритов и массы. Это неудивительно, ведь главной особенностью является возможность пользоваться байком даже тем, у кого не слишком много физических сил. Но есть и конструкции, которые отличаются от взрослых образцов довольно сильно. Велосипед для самых маленьких детей ездит только на одной скорости.
Ему заведомо не нужна сложная многофункциональная трансмиссия. Широкое распространение получили бескамерные шины. Изделия, рассчитанные на возраст 3-6 лет обычно оборудуются боковыми колесами. Они используются только до тех пор, пока ребенок не освоит уверенную езду.
Окраска у детского байка почти всегда ярче, а конструкция создана прежде всего из соображений надежности и устойчивости на дороге.
Модели и их характеристика
Avalanche Sport — самая первая версия, которую стоит разобрать внимательно. Конструкторы постарались обеспечить уверенность и комфорт при езде в любых условиях. Прочные движители сечением 27,5 дюйма обернуты в покрышки с мощным накатом. Потому можно двигаться достаточно быстро. Сознательно употреблены вилка с амортизацией и дисковые тормоза на гидравлической основе.
Изделие Avalanche Sport рассчитано на использование как мужчинами, так и женщинами. Рама делается из алюминия, трубы подвергают гидравлической формовке. Держатель кормового переключателя можно заменить. Габарит рулевого стакана оптимизирован под колеса 27,5 дюйма, другие движители употреблять нельзя.
Для изготовления каретки применили закрытые подшипники промышленного класса. Блокировка вилки достигается механическим способом. Ее ход равен 0,1 м. Переключатели от Shimano и кассета Sunrise работают превосходно. Конструкторы предусмотрели использование латунных ниппелей и роторных тормозов с ходом 0,16 м.
Как альтернативу можно рассматривать велосипед серии Zaskar. Среди нее обращает внимание модификация 9R CARBON EXPERT. Это добротные и хорошо зарекомендовавшие себя хардтейлы. Как нетрудно понять по названию, рама полностью изготовлена из карбона. Материал обрабатывают по фирменной технологии F. O. C; предусматривается использование дропаутов для сквозных осей, что позволяет увеличить жесткость конструкции.
Модификация появилась в 2019 году, причем рулевой стакан соответствует стандарту 1,125-1,5 дюйма. Спицы изготавливают из нержавеющей стали. Для получения подседельного штыря применяют алюминий марки 6061. Рулевая колонка конусного типа не вызывает нареканий. Тормоза и тормозные ручки выпускаются на заводах SRAM. Стандартный габарит колеса составляет 29 дюймов. Подвеска жесткого типа, без малейшего хода.
Внимания заслуживает и Zaskar Elite. Это тоже хардтейл, имеющий раму с двойным баттингом. В процессе производства используется технология Speed Metal, что позволяет обеспечить легкость, необходимую для гонок — и что немаловажно, без всякого риска. Тормоз крепится по методу Post Mount. Узел каретки, труба руля и дропауты изготавливаются методом ковки. Вилка заднего амортизатора имеет ход 0,1 м при оси 0,015х0,11 м. До момента блокировки можно отрегулировать компрессию. Предусмотрен конусный шток.
Обода позволяют использовать бескамерные покрышки, а спицы делают из нержавеющей стали.
Хорошо показывает себя и хардтейл Labomba. Модель представлена в 2019 году. Ее изготавливают из алюминиевых труб на основе сплава 6061. У вилки можно отрегулировать как отскок, так и преднагрузку; ее ход составляет 0,1 м при размере оси 0,02х0,1 м. Каретка евростандарта отличается закрытым подшипником. Педали имеют пластмассовый корпус.
Кассета вида 10Т относится к формату «цельный драйвер». Двойной обод делают из алюминия. Манетки и кормовой переключатель не предусмотрены; спицы формируют из нержавеющего стального сплава. Ширина 26-дюймовых покрышек составляет 2,2 дюйма. В обеих втулках использовали герметичные подшипники. Подвеска выполнена по жесткому типу.
Следующая модель в списке — Aggressor Comp. Это тоже хардтейл начального класса, который рассчитан на рядовых потребителей. Существуют мужское и женское исполнение, и оба варианта рассчитаны на езду по хорошей дороге либо слабому бездорожью. Байк оснащают пружинно-масляной вилкой с ходом 0,08 м. На одной из модификаций этой серии предусмотрели блокировку хода.
По умолчанию используется рулевая колонка без резьбы и без интеграции в остальную конструкцию. Руль баттировали дважды. Трансмиссия рассчитана на 24 передачи, удобство переключения между которыми гарантируют детали от Shimano. Дисковые тормоза могут иметь как механический, так и гидравлический привод.
Если нужен горный велосипед типа хардтейл, можно обратить внимание и на GT Palomar Al. На таком байке несложно проезжать и по парку, и по городской улице. Он словно создан для неспешного, вдумчивого перемещения. Однако колеса диаметром 27,5 дюйма способны также форсировать довольно существенные барьеры.
Велосипедисты смогут переключать 21 скорость и останавливаться при помощи тормозов категории V.
Специалисты считают иногда, что GT Transeo – не чистый горный байк, а своего рода велосипед-гибрид. Фирменное описание показывает, что и эта версия сделана в формате «тройного треугольника». Ход передней вилки достигает 0,075 м. Трансмиссия рассчитана на 24 скорости, а переключение между ними обеспечивают комплектующие от Shimano. Размер колес — 28 дюймов. Их дополняют парные ободы на основе Al.
Быстро остановиться помогут дисковые тормоза с ротором 0,16 м и механическим приводом.
На среднем уровне показателей находится серия GT Pantera, основные параметры которой приведены в таблице ниже.
Габарит колес | 27,5 дюйма |
Целевая аудитория | Опытные и начинающие спортсмены |
Передняя амортизационная вилка | Ход 0,1 — 0,12 м Suntour либо RockSnox |
Рулевая колонка | С интеграцией без резьбы |
Количество скоростей | 11 |
Роторы дисковых тормозов | 0,16 м |
На полупрофессиональном уровне находится модель GT Sensor. Это горный двухподвес, который устроит как продвинутых любителей велоспорта, так и тех, кто просто намеревается совершать выезды с комфортом. Рулевая колонка интегрирована. Переключатель японского происхождения позволяет задать 20 разных скоростей.
А вот Karakoram – хардтейл, создатели которого постарались добиться оптимальной пригодности и для активных поездок по городу, и для флегматичного катания, и для занятия спортом «олл-маунтин». Основные параметры изделия следующие:
- колеса 29 дюймов с парным алюминиевым ободом;
- фронтальная вилка Suntour с ходом 0,1 м;
- рулевая колонка без резьбы;
- дисковые тормоза на гидравлической тяге.
Но если на Karakoram удобно начать тренировки в духе олл-маунтин, то GT Force с 10 или 11 скоростями гораздо лучше подойдет для продвинутых спортсменов. Роторы тормозов спереди достигают 0,203 м, а сзади 0,18 м. Базовая комплектация оснащается подвесками RockShox. В более продвинутом исполнении сзади монтируют амортизатор Fox Racing.
GT Slammer – достойный байк BMX. С его помощью легко и приятно кататься как по улицам города, так и на особо отведенных площадках, а также заниматься трюковой ездой. В фирменном описании отмечается, что двухколесный велосипед имеет раму с усиленной передней трубой. Колеса диаметром 20 дюймов оснастили одинарными ободами из алюминия.
Если нужно выбирать односкоростной байк для экстремала, однозначно лучшим вариантом станет Mach One.
Важно: такое изделие скорее пригодно для любителей, нежели для тех, кто собирается кататься на колесах величиной 20 или 24 дюйма на профессиональном уровне.
В линейке этого производителя нашлось место и дорожным велосипедам. Так, GTS предназначен для катания на начальном уровне. При этом он позволяет быстро и/или долго ездить по обычной ровной дороге. Трансмиссия может быть рассчитана на 16 или 18 скоростей. Передняя вилка изготавливается из карбона, а рулевая колонка интегрируется в руль вида «рога барана». Габарит колес 28 дюймов.
В качестве универсального дорожного велосипеда выделяется Grade. Производитель позиционирует эту модель как пригодную для обычного городского жителя. Но при желании на ней могут тренироваться и профессиональные спортсмены. Раму делают, максимально сглаживая швы. Фронтальную вилку изготавливают из алюминия либо из карбона.
Laguna открывает раздел женских велосипедов и его же закрывает. По исполнению модель относится к группе хардтейл и категорически непригодна для преодоления сколько-нибудь сложных участков местности. Изделие оснащают пружинно-масляной вилкой и рулевой колонкой без резьбы. В базовый комплект входят колеса 26 дюймов.
Американо-канадская фирма помнит и про детский сегмент. Продукция этого ряда отличается меньшим, чем обычно, весом, а раму стараются ставить как можно ниже.
Вариант Vamoose устроит тех, кому нужен беспедальный велосипед для пользователей от 1 года до 5 лет. Колеса диаметром 12 дюймов имеют одинарные обода из алюминия. Для более старших возрастов, вплоть до подросткового, применяют Grunge (Siren). Хорошим вариантом детского или подросткового хардтейла может стать Stomper, который имеет жесткую или амортизируемую переднюю вилку.
Aggressor Expert – модель, представленная в 2018 году. Невзирая на «угрожающее» имя, сложно найти более благоприятную для начинающего ездока версию. Пусть эти устройства не позволят приехать к новым рекордам, но зато они обеспечивают несомненную бодрость и приятное расположение духа. Для изготовления конструкции использованы трубы на основе сплава 6061-Т6. Диаметр рулевой трубы равен 1,125 дюйма. Ход вилки составляет 0,08 м, предусмотрена блокировка ее дисковым тормозом.
Avalanche Elite – еще один привлекательный байк. Некоторые эксперты выделяют его в особую ветвь, именуемую «трейл-байком». Конструкция впервые представлена в 2019 году. При ее создании сознательно использовались трубы из сплава 6061-Т6. Ход вилки доходит до 0,1 м, предусмотрено регулирование отскока и блокирование вилки.
Каретка изготовлена с подшипником картриджного типа. Оба переключателя и тормоза приобретаются у Shimano, причем передний переключатель дополнен зажимом на 0,0349 м. Двойной обод адаптирован для бескамерного применения. В стандартной комплектации используется сиденье WTB Silverado Sport. Окружность колеса равна 27,5 дюйма. Рулевая колонка конусного типа интегрирована частично.
Критерии выбора
Как видно, ассортимент продукции у бренда GT очень велик. Но выбрать подходящую модификацию не так трудно, как кажется. При знакомстве с предложением надо обращать внимание не только на общее название, но и на так называемый модельный год. Даже если модель называется одинаково, но выпущена в разные года, она может отличаться:
- по окраске;
- по технической оснастке;
- по виду тормозов и другим деталям.
При этом чем новее аппарат, тем дороже он, даже если комплектация была уменьшена. Следующий шаг — оценка типа велосипеда. Шикарные модели для BMX совершенно избыточны на городской улице, и не всякий шоссейный байк сможет выполнить хотя бы 40% трюков при выступлении на треке велодрома. Горный велосипед, он же маунтинбайк, надо приобретать, когда твердо планируется ездить вне дорог. При этом и для обычного городского проезда он тоже приемлем.
Передача усилия при помощи цепи — классический вариант. Однако сейчас все больше встречается велосипедов с ременной передачей. Она наиболее оправдана на складываемом городском байке. Легкая и свободно сгибающаяся конструкция не нуждается в смазке. Однако ремень менее надежен, чем цепь — и особенно велика разница при повышенной нагрузке.
В любом случае чем меньше масса, тем практичнее велосипед. Это правило одинаково верно и в городе, и в горах, и в лесу, и даже на треках. Для хардтейла предельным ограничением является 13,5 кг, а для городского байка этот показатель составляет 15 кг. Но более опытные велосипедисты ориентируются не на общие цифры, а на личные потребности.
С материалами все традиционно: алюминий позволяет облегчить конструкцию, а сталь максимально упрочняет ее.
Обзор отзывов
Полезно присмотреться и к мнению владельцев велосипедов GT. Байк Aggressor в «экспертной» версии привлекает внимание не только внешним видом, но и привлекательными техническими характеристиками. Благодаря алюминиевой раме обеспечивается оптимальная легкость. Седло из-за спортивного стиля немного жестко, но при этом сравнительно удобно.
Из недостатков отмечают отсутствие защиты передних звездочек и постоянное засорение или увлажнение тросиков.
Karakoram зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и может эксплуатироваться без всяких проблем в течение 3-4 лет. При этом велосипед не составляет труда модернизировать и апгрейдить, что и делают любые опытные велосипедисты. Изделие одинаково хорошо проявляет себя и на асфальтированных трассах, и на бетонке, и на сухом грунте.
Avalanche Elite стабильно работает даже тогда, когда за сезон на нем проезжают 4-7 тысяч километров.
Воздушная вилка превосходно показывает себя даже на очень суровых по условиям дорогах. Внешний вид превосходит все ожидания. Изделие полностью оправдывает свою стоимость. На велосипеде приятно ехать и по добротному асфальту, и по заведомо неровной земле. Конструкцию хвалят за достоинства сборки и относительно малую массу.
Обзор велосипеда GT Avalanche Elite смотрите в следующем видео.