Многие советские бренды под влиянием современных технологий и течений остались в истории, так и не получив должного финансирования или не выдержав зарубежной конкуренции. Однако этот процесс не коснулся такого известного велосипедного производителя, как «Кама».
В этой статье вы ознакомитесь с велосипедами «Кама»: их историей, особенностями конструкции и современными разновидностями.
История появления
Первые модели велосипедов «Кама» стали выпускать еще в 70-тых годах ХХ века. Производителем этих двухколесных средств передвижения стал «Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции» под руководством пермской компании ОАО «Велта».
В течение нескольких лет велосипеды «Кама» стали самыми востребованными и конкурентными на рынке – все благодаря наличию новой на то время складной рамы. Первые модели этого велосипеда обладали незатейливым именем «В-815», только позже, путем значительных внешних и конструктивных изменений, этот велосипед обрел новый индекс «113-613», а также свое официальное название, под которым мы знаем о нем сейчас – «Кама».
В 70-80-тых годах ХХ века велосипеды этого бренда обладали просто бешеной популярностью. Если изначально они считались сугубо подростковыми, то совсем скоро моделями «Кама» с красной раскраской заинтересовались представительницы прекрасного пола.
Вскоре слух о «чудо-велосипедах» разлетелся по территории всего СССР, что привело к еще более широкому их распространению. Ключевой особенностью этих средств передвижения была даже не складная рама и высокая прочность, а уникальная на то время универсальность модели. Эти велосипеды могли успешно использоваться как в сельской местности, так и в черте города – любые дороги для этих велосипедов не были помехой.
Больше всего эти велосипеды ценились именно среди мальчишек, так как на них почти невозможно было оставить «восьмерку» или «шишку».
К сожалению, с самого начала производства этих велосипедов к ним могли иметь доступ лишь очень немногие. Помимо крайне высокой на то время цены, в свободной продаже этих велосипедов практически никогда не было. Людям в буквальном смысле приходилось доставать специальные талоны на покупку велосипеда и отстаивать огромную очередь из желающих приобрести это спортивное новшество.
В отличие от других советских компаний, руководство бренда «Кама» всегда старалось прислушиваться к современным веяниям, что позволило прочно обосноваться на современном рынке благодаря модернизации и освоению новых технологий. На сегодняшний день велосипеды «Кама» производит пермская компания «Урал-Трейд». Если ранее для изготовления этих средств передвижения использовались сугубо советские детали, то сегодня среди поставщиков бренда есть такие популярные производители, как Shimano, Sunrun и Quando.
Чтобы понять популярность велосипедов «Кама» на текущий момент, следует подробнее рассмотреть плюсы и минусы таких моделей.
Плюсы:
небольшая цена в сравнении с современными аналогами;
- небольшие габариты, компактная конструкция со складной рамой;
- простота сборки, что позволяет чинить и раскладывать велосипед без помощи мастера;
- возможность тюнинга и установки всех современных велосипедных аксессуаров;
- большой выбор складных моделей велосипедов.
Минусы
- Простая и дешевая сборка за счет дешевых комплектующих. Впрочем, это характерно для всех велосипедов бюджетного сегмента рынка.
- Маленький выбор велосипедов среди популярных сегодня хардтейлов (или «горников»), а также среди классических прогулочных моделей.
- Практически отсутствует разделение на мужские и женские модели, однако присутствуют детские варианты.
- Все дополнительные аксессуары нужно покупать отдельно, фирменные аксессуары «Кама» в продаже найти сложно.
Технические характеристики
Для создания наглядной картины особенностей велосипеда «Кама» ниже в удобной таблице рассмотрены все ключевые характеристики этого велосипедного бренда.
Модели |
В-815, 113-613 |
База |
1000 мм |
Руль |
Поворотного типа с регулировкой высоты |
Высота и материал рамы |
460 мм, сталь |
Зубья ведущ. звезды (кол.) |
48 |
Зубья ведом. звезды (кол.) |
15 |
Диаметр или размер колес |
20 (в дюймах) |
Вес |
Без доп. аксессуаров весит 14,6 кг |
Шаг велосипеда |
4,95 м |
В сложенном состоянии |
310 х 770 х 980 мм |
Современные модели «Кама» по конструкции и параметрам слегка отличаются от первых советских моделей. В то время как первые варианты «В-185» были оснащены примитивным складным замком, то во всех моделях, начиная от «Кама 113-613», предусмотрен более крепкий и износостойкий петлевой замок.
Также была усовершенствована система торможения через передний тормоз, увеличено удобство сиденья.
Чуть позже к моделям стали добавлять болотники (крылья), защищающие от дождя и луж, переключатели скоростей, светоотражатели, насос, багажник, ножка, передняя фара и даже защита (пластмассовая или металлическая) на цепь, не позволяющая ей зажевывать обувь и одежду.
Стоит отметить, что конструкция и материал изготовления рамных компонентов за все время существования бренда «Кама» практически не изменялся (если не считать дизайнерских изменений). Благодаря невероятно прочной и грамотно поставленной раме эти велосипеды способны выдерживать максимальную нагрузку и вес, хотя и выглядят для многих словно игрушечные модели.
Модельный ряд
Сегодняшний модельный велоряд «Кама» можно описать сразу несколькими разновидностями велосипедов. Вне зависимости от вида эти двухколесные средства передвижения известны своей небольшой ценой, практичностью и универсальностью. Несмотря на сравнительно дешевую и упрощенную сборку, материалы изготовления этих велосипедов обладают повышенной прочностью, что позволяет успешно использовать их на протяжении десятков лет.
Хардтейлы (горные)
Горные велосипеды представляют собой средства передвижения с обязательной передней амортизацией и отсутствием задних амортизирующих компонентов – вместо них присутствует стандартный стальной рамный треугольник. Среди остальных разновидностей эти модели считаются самыми бюджетными, также они неприхотливы к уходу и широко распространены на рынке. Горные велосипеды бренда «Кама» представляют собой универсальный вариант хардтейлов. Такие модели будут успешно использоваться в поездках по бездорожью и хорошо покажут себя на дорожных и городских трассах.
Среди известных горных вариантов «Кама» можно выделить следующие модели:
- Kama 2006D – 6-ти скоростной велосипед с 2 дисковыми тормозами, стальными рамными компонентами и навеской sunrun;
- Kama 2018D – практически такая же модель, но с 18 скоростями.
Двухподвесы
Эти велосипеды оснащены сразу 2 амортизирующими компонентами: передней вилкой, а также задним амортизатором. Считается, что такая конструкция позволяет удобнее передвигаться по бездорожью благодаря уменьшению давления на заднее колесо. Однако такие модели требуют большего внимания и ухода.
Среди известных двухподвесных велосипедов марки «Кама» можно выделить следующие (для удобства информация будет помещена в таблицу).
Велосипед |
Параметры |
Kama 2417D |
Рамные компоненты из стали, 21 передача, диаметр колес – 24 дюйма, 1 передний тормоз (дискового типа), навеска Sunrun, материал обода – алюминий. |
Kama 2420 |
Рамные компоненты из стали, 18 передач, навеска sunrun, диаметр колес – 24 дюйма, тормоза ободного типа. |
Kama 2430 Street Sport |
Рамные компоненты из стали, 21 передача, диаметр колес – 24 дюйма, тормозные компоненты Shimano ободного типа. |
Kama 2630 |
Рамные компоненты из стали, диаметр колес – 26 дюймов, 21 передача, тормозные компоненты Shimano ободного типа. |
Kama 2660D |
Рамные компоненты из стали с лакировкой, диаметр колес – 26 дюймов, 21 передача, тормоза дискового типа, материал двойных ободов – алюминий, навеска Shimano. |
Kama FS06BD |
Рамные компоненты из стали, материал ободов – алюминий, диаметр колес – 20 дюймов, 6 передач, тормоза дискового типа, навеска sunrun. |
Kama FS18D |
Рамные компоненты из стали, материал обода – алюминий, диаметр колес – 20 дюймов, 18 передач, тормоза дискового типа, навеска sunrun. |
Дорожные
К велосипедам такого типа относятся именно спортивные варианты, предназначенные для соревнований или долгих путешествий на большие дистанции.
Касательно велосипедов этого сегмента «Кама» предлагает всего два универсальных варианта дорожных средств передвижения. К сожалению, они не подойдут для профессиональных спортсменов и преодоления сотен километров, однако хорошо покажут себя на средних дистанциях на твердой дороге.
- Kama 2640. Стальные рамные компоненты, диаметр колес – 26 дюймов, материал обода – алюминий, передняя вилочная амортизация, 1 передний тормоз дискового типа, 1 задний тормоз ободного типа, навеска Shimano, материал болотников – пластмасса, картриджная каретка – Neco, цепь KMC Z30.
- Kama 2650: рамные компоненты из стали, диаметр колес – 26 дюймов, материал ободов – алюминий, передняя вилочная амортизация, тормозные компоненты ободного типа, картриджная каретка – Neco, навеска Shimano, цепь KMC Z30, материал болотников – пластмасса.
Городские
Такие велосипеды называются ситибайками. Они предназначены исключительно для передвижения в черте города. Обычно они не оснащены амортизирующими компонентами, так как предполагают путешествия по ровной и твердой дороге или тротуару.
Среди велосипедов рассматриваемой марки есть всего один единственный вариант – Kama 28SP. Конструкция такого ситибайка выглядит следующим образом: рамные компоненты из стали с заниженной трубой, материал ободов – сталь, 6 передач, цепь КМС C-410, втулки марки Quando.
Из аксессуаров модель оснащена багажником, болотниками, насосом и звонком.
Складные
Модели «Кама» складного типа являются классическими представителями этого бренда. Плюсом таких велосипедов является их надежность и компактность, которая достигается через складывающуюся раму. К сожалению, из-за такого типа рамы исключается возможность длительных путешествий по бездорожью – такая конструкция может не выдержать сильного давления.
Модельный ряд популярных складных велосипедов «Кама» выглядит следующим образом.
Модель |
Параметры |
Kama 24SP |
Одинарный рамный компонент из стали, диаметр колес – 24 дюйма, материал ободов – сталь, покрышки марки Wanda, 6 передач, 2 типа тормоза, цепь КМС -C-410. Полный набор аксессуаров. |
Kama F200 |
Одинарный рамный компонент из стали, диаметр колес – 20 дюймов, 1 передача, материал ободов – сталь, цепь КМС, втулки Quando. |
Kama F200 Luxe |
Одинарный рамный компонент из стали, обод из стали с усилением, болотники с хромированием, 1 передача, защита каретки от влаги, 1 передний тормоз ободного типа. |
Kama F300 |
Одинарный рамный компонент из стали, обод из стали с усилением, диаметр колес – 20 дюймов, покрышки горного типа, болотники с хромированием, 1 передача, задняя тормозная втулка КТ, цепь КМС, защита каретки от влаги, защита цепи. |
Kama F400 |
Одинарный рамный компонент из стали, обод из стали с усилением, покрышки горного типа, болотники с хромированием, диаметр колес – 20 дюймов, 1 передача, задняя тормозная втулка КТ, защита цепи, защита каретки от влаги. |
Kama F600 |
Одинарный рамный компонент из стали (приподнятого типа), обод из стали с усилением, покрышки горного типа, цепь КМС, 1 задний ножной тормоз, 1 передний тормоз ободного типа, защита цепи, хромированные болотники. |
Kama F700 |
Одинарный рамный компонент из стали, материал обода – сталь, диаметр колес – 24 дюйма, 1 передача, цепь КМС, втулки Quando, тормоза ободного типа. |
Kama F700 SP |
Одинарный рамный компонент из стали, диаметр колес – 24 дюйма, материал обода – алюминий, тормоз ободного типа марки А2-V-breik, 6 передач. |
Юношеские
На сегодняшний день бренд «Кама» выпускает не только взрослые модели велосипедов, но и варианты для совсем маленьких и подрастающих велолюбителей.
Среди самых популярных юношеских моделей этого бренда можно выделить всего 3.
- Kama 1417. Рамный компонент из стали, диаметр колес – 14 дюймов, 1 задний ножной и 1 передний ручной тормоз, защита цепи.
- Kama 2017. Аналогичный вариант велосипеда, но с диаметром колес в 20 дюймов.
- Kama 2020. Вариант для подростков с диаметром колес в 20 дюймов, 6 скоростями, ободными тормозами и навеской Shimano.
Тюнинг старых велосипедов
Сегодня советские велосипеды «Кама» нередко подвергаются ручной реставрации. Велосипедисты-любители убеждены, что эти велосипеды не уступают современным моделям ни в надежности, ни в скорости.
Чаще всего под восстановление или окраску попадают рамные компоненты, сиденье или руль – люди пытаются модернизировать такие велосипеды под современные дороги и сделать эти средства передвижения подходящими и для города, и для сельской местности.
О том, как починить велосипед «Кама», смотрите в следующем видео.