Велосипеды постоянно изменяются и совершенствуются — это факт. Но среди их любителей находятся и те, кто отдает предпочтение нестареющей классике. Об одном из таких раритетов сейчас и пойдет речь.
Особенности
Велосипеды «Спутник» привлекают внимание не только коллекционеров и ценителей старины. На них реально ездят и даже проходят существенные расстояния. Нетрудно найти форумы и объединения любителей таких байков. Люди интересуются, как починить их, как усовершенствовать даже. Ведь характеристики серии «Спутник» вполне добротны.
ХВЗ (Харьковский велосипедный завод) начал свою деятельность в очень насыщенный и неординарный исторический период — в середине 1920-х годов.
Предприятие за короткий срок достигло ведущих позиций в стране. Был развернут выпуск самых разных велосипедов:
- детских с тремя колесами;
- трековых;
- предназначенных для подростков;
- шоссейных моделей;
- изделий для профессиональных спортсменов.
Говоря про саму серию «Спутник», надо сказать, что она предназначена для широкой непрофессиональной аудитории.
Это туристские велосипеды, отличающиеся относительно мягким седлом и прочностью рамы.
Конечно же, инженеры позаботились и о надежности механических компонентов изделия.
Сегодня Харьковский велосипедный завод продолжает работать, но уже под брендом «ВОДАН».
Конкретные модификации
Выпускалась данная серия велосипедов в 1960-80-е годы. Все они предназначались для взрослых людей. С наступлением новой эпохи «Спутники» постепенно сняли с производства.
Самой первой среди них оказалась модель «В-34». Ее собирали с 1961 по 1964 годы. Характерными особенностями были:
- руль спортивного формата;
- ручные тормоза;
- 3 скорости;
- вхождение в типовую комплектацию сумки с инструментами для ремонта и насоса.
В 1964-87 годах производилась модель «В-37». На ней, по опыту эксплуатации предшествующей версии, провели модернизацию тормозной системы и сиденья. Другой важной новинкой оказалась добавка трещотки на заднюю втулку. Допускалась конструктивно установка спортивного руля и контактных педалей; эти опции помогали заниматься усиленно. Комплект поставки включал:
- те же насос и сумку;
- электрическое оборудование;
- звонок;
- запчасти для трещотки.
С 1968 года начался и до 1973 года продолжался выпуск модификации «В-39», которая довольно мало отличалась от предшествующей версии. Только специалисты и могли разобраться, в чем между ними разница.
Тем не менее на «В-39» ставили ободья из дюралюминия либо стали. Педали работали более эффективно. Переключатель передач модернизировали. Для украшения рамы, передней вилки и колесных щитков использовали разноцветные эмали, изящные наклейки. Металлические детали покрывали слоем хрома.
Технические параметры следующие:
- высота рамы 0,56 м;
- колесная база 1,09 м;
- колеса диаметром 27 дюймов;
- покрышки шириной 1,25 дюйма;
- чистая масса 14,5 кг.
А вот в 1973-м появилась принципиально новая модель «В-301». По официальной спецификации производителя она предназначалась для:
- деловых поездок;
- туризма;
- прогулок.
Велосипед мог ехать уже на 4 разных скоростях. Его оснастили мягким сиденьем, а к педалям добавили туклипсы. Появились типовая и расширенная комплектации. В базовом варианте потребителям доставались те же сумка и насос, кормовой светоотражатель, звонок, багажный ящичек, устанавливаемый сзади. За дополнительную плату Харьковский велосипедный завод готов был предоставить передний багажник, зеркало заднего обзора, динамо-машину и фару.
У велосипеда «В-301» использована рама закрытого типа. Величина колесной базы составляет 1,07 м. Высота велосипеда может составлять 0,54, 0,56 или 0,58 м. Оба тормоза ручные, клещевого типа с прижимом к ободу. Масса байка 14,2 кг.
Но «В-301» перестал сходить с конвейера уже в 1975 году.
В течение двух последующих лет производилась версия 153-414. Ее заслуженно считают классическим байком для туристов-любителей. Сиденье довольно жесткое, а педали относятся к типу «топталки». Задняя втулка могла быть рассчитана на 3 или 4 звезды.
Как и у «301-го», есть 2 комплектации. Базовый набор поставки отличается только добавкой емкости для смазочного масла. С 1978 по 1982 годы производилась версия 153-424. Изначально она предназначалась для любителей велосипедного спорта, но после установки заднего багажника была пригодна и для туристических выездов. Раму делали из более тонких труб, использовали пластмассовое сиденье, что позволило облегчить конструкцию; новацией стали и 8 скоростей.
Как обстоят дела сегодня
Итак, «Спутники» перестали сходить с заводских конвейеров еще до наступления перестройки. Но у них по-прежнему есть довольно много фанатов. Знакомство с тематическими форумами показывает, что доработка и усовершенствование «Спутников» вызывает бурные продолжительные дискуссии. Все сходятся во мнении, что у этих велосипедов прочные рамы. Даже спустя 40-50 лет они сохраняют свою надежность и работают стабильно.
Встречается ряд вариантов модернизации:
- установка усовершенствованных рулей;
- замена сидений на более эргономичные;
- использование навесного оборудования последнего поколения.
Но некоторые фанаты стараются, напротив, максимально воспроизвести прежние образцы во всей их полноте. Они не только соблюдают изначально заданный диаметр колеса, но и стараются отыскать аутентичные запасные части.
Есть и полностью противоположный подход, когда не ограничиваются заменой заднего колеса, а стараются переделать байк максимально глубоко. Тотальное преобразование само по себе раскрывает творческие наклонности.
Стоит заметить, что «Спутники» также используют в фотосессиях, и они привлекают внимание коллекционеров.
Перед началом кардинальной модернизации нужно разобраться, подойдет ли заводское крепление для обновленных вилок, тормозов и прочих деталей. Необходимо учитывать, что модели с трещотками и стальными рамами непригодны для установки «кассет». Модернизация нужна, когда планируется ездить по пересеченной сложной местности или развивать большую скорость. Для катания в пределах города можно ограничиться поверхностным тюнингом. Вполне можно обойтись и заводским рулем, не меняя его, а приводя в порядок (впрочем, это зависит от личного вкуса).
Обзор велосипеда "Спутник" В-39 можно посмотреть ниже.