Горный велосипед — мечта большинства юных и взрослых любителей экстремального катания. Эта категория двухколесного транспорта по праву считается внедорожной — не зависящей от качества покрытия и способной преодолевать даже узкие тропы и ущелья. Конечно, кататься по каньонам приходится далеко не каждому владельцу горного велосипеда, но сама возможность не думать о препятствиях способна вдохновить на подвиги даже самых малоопытных экстремалов.
А какие отличия от дорожных велосипедов имеет этот популярный сегодня транспорт? Стоит ли проводить его сравнение со спортивными моделями? Велика ли разница с шоссейными и обычными велосипедами? На самом деле, маунтинбайк вовсе не относится к узкоспециальным категориям транспорта, но и универсальным решением его тоже нельзя назвать. Такой велосипед лучше других справляется с ездой по пересеченной местности, подходит для освоения некоторых спортивных дисциплин. Но для того чтобы понять, насколько он отличается от других, стоит провести сравнение разных видов двухколесного транспорта между собой.
Общая характеристика горного велосипеда
Mountain bike или попросту MTB — всем известный горный велосипед, разработанный специально для поездок по бездорожью. У этих моделей традиционно имеются:
- более широкие шины, толстые, с четко и глубоко выраженными зацепами;
- цепная передача с переключателем скоростей;
- вынесенный вперед рулевой блок;
- рама в форме трапеции;
- амортизационная вилка для смягчения вибрации;
- задняя подвеска (опционно);
- приподнятая каретка.
Стандартный горный велосипед для спортивного применения оснащается навесным оборудованием и может быть как легким — от 6 кг, так и довольно тяжелым, максимальная масса в снаряженном виде достигает 19 кг. Общепринятые диаметры колес для этого класса — 24, 26, 27,5 и 29 дюймов. С 1990 года горные велосипеды получили признание на международном уровне, их стали использовать для участия в спортивных состязаниях. Современная классификация этих транспортных средств включает в себя такие модели.
- Фрирайд. Свободный заезд по трассе с препятствиями требует использования полноподвесных велосипедов с мощной тормозной системой.
- Велотриал. Дисциплина предполагает преодоление препятствий велосипедистом. Основная задача — не опираться любыми частями тела на землю или другие предметы. Все естественные и искусственные преграды проходятся райдером в седле велосипеда.
- Даунхилл. Скоростной спуск на время по трассе с резкими поворотами, неожиданными ловушками в виде обрывов и трамплинов, естественными препятствиями проводится на самых тяжелых велосипедах в горном классе. Стандартный диаметр колес в этой дисциплине — 27,5.
- Кросс-кантри. Дисциплина, где используются самые легкие маунтинбайки. Есть классический формат гонки по кругу со сменяющимся типом рельефа, марафон и элиминатор — заезд на выживание.
- All mountain. Здесь используются одни из самых легких велосипедов, а заезды похожи на фрирайд.
Кроме того, есть прыжковые велосипеды для слоупстайла, усиленные для байкер-кросса и многие другие варианты, Но для большинства любителей катания маунтинбайки — это в первую очередь средство для свободного передвижения, позволяющее чувствовать себя в любой среде уверенно и комфортно.
Основные отличия
Чем отличается горный велосипед от других видов? В большинстве случаев ощутить разницу не составит труда — она есть в положении корпуса райдера, интенсивности нагрузок на его плечи и руки.
Сравнение моделей разных типов поможет оценить эти различия более полно и точно.
От городского
Классический дорожный велосипед — самый обычный, прогулочный или туристический заметно проигрывает маунтинбайку и в выборе скоростного режима, и в проходимости. Зато в таких моделях хорошо заметна гендерная разница — женские не имеют поперечной трубы, повышающей жесткость, часто изготавливаются в складном варианте. Городские велосипеды оснащаются седлом, расположенным вертикально — оно высокое, широкое и дополнено пружинным блоком для поддержки. Руль в таких моделях имеет наклон в сторону тела райдера, он высоко расположен и не требует изменения позиции седока во время движения.
Фактически дорожные велосипеды созданы исключительно для неспешного катания в свое удовольствие — развить с их помощью значительную скорость не получится, а отсутствие амортизаторов (они используются редко) заметно осложнит и любой выезд за пределы асфальтированной дорожки.
Зато городские двухколесные модели адаптированы для использования в повседневной одежде — их конструкция учитывает все важные нюансы и исключает проблемы с застреванием предметов гардероба внутри цепи.
Комплектация сити-байков тоже довольно заметно отличается от горных. Они изначально подразумевают наличие крыльев, полноразмерных, предотвращающих разбрызгивание грязи, багажника, катафотов и фар. Поездка по грязи на маунтинбайке без крыльев точно не доставит удовольствия, но позволит преодолеть препятствия. Городская модель завязнет еще на подходе к препятствию.
От шоссейного
Этот тип велосипедов можно отнести к спортивным — в дисциплине проводятся гонки, да и в целом она довольно популярна. Шоссейные модели скоростные, но демонстрируют свои лучшие качества исключительно на ровном покрытии. В условиях бездорожья их практически невозможно применять из-за отсутствия необходимого оснащения.
Среди общих черт с маунтинбайком у шоссейника можно выделить разве что материал для рамы — это может быть карбон или алюминий, но и стальные варианты тоже встречаются.
Еще 1 очевидное отличие — форма руля, с первого взгляда демонстрирующая спортивный характер. Она круто изогнута и позволяет спортсмену во время движения держать корпус практически горизонтально, сильно склонившись вперед. Имеет отличия и седло — здесь оно более длинное и узкое, позволяет даже при длительном контакте не натирать внутреннюю поверхность бедер. Руль маунтинбайка широкий и почти прямой, расположен выше сиденья и обеспечивает оптимальный баланс и в положении тела сидя, и при перемещении стоя на педалях.
Вилка у шоссейных моделей всегда жесткая. Горные велосипеды оснащаются амортизаторами, но встречаются и варианты, аналогичные спортивным. Ригидная вилка подходит не всем моделям.
Сегодня почти все хардтейлы уже имеют элементы, смягчающие ударные нагрузки, а в двухподвесах они даже двойные и делятся на типы.
От спортивного
Сравнение спортивного и горного велосипеда не слишком уместно — просто потому, что цели у них слишком разные. В моделях класса Sport основной акцент сделан на скоростные характеристики и эргономику, позволяющую снизить потери энергии во время движения. В них не применяются амортизационные подвески — они «гасят» часть усилия, передаваемого спортсменом в процессе педалирования. Соответственно, любые неровности на дороге сильно сказываются на самочувствии райдера и состоянии самой техники.
Имеет значение и класс спортивного велосипеда. Например, конструкция гоночных моделей максимально упрощена — заднее колесо имеет сплошную дисковую конструкцию, короткая рама максимально облегчает вес самой техники. Седло в таких спортивных велосипедах находится выше руля, что способствует сохранению оптимальной аэродинамики во время передвижения. Тормоза часто отсутствуют или представлены простейшим «клещом» спереди, система переключения передач тоже отсутствуют.
Фактически спортивные велосипеды хороши только на шоссе или треке, вне своей среды они практически бесполезны.
От гибридного
Велосипед гибрид объединяет в себе свойства шоссейного и горного видов и позволяет обрести компромисс между комфортным передвижением по ровной дороге и преодолению бездорожья. Визуально он ближе к маунтинбайкам, материал — карбон, сталь или алюминий, но ход у таких моделей более мягкий и легкий. Колеса на гибриды устанавливаются большие — на 28″, шины более тонкие и узкие, рисунок протектора сглаженный, ближе к шоссейному.
Гибриды оснащаются амортизатором вилки, в них используется руль от маунтинбайка. Кажется, что в подобном сочетании устранены все возможные недостатки. Но на практике проблемы есть, и они вполне очевидны. Такая техника подразумевает более высокую посадку, что в сочетании с горным рулем создает определенный дискомфорт и увеличивает нагрузку на руки.
Кроме того, гибридным велосипедам явно не хватает прочности и жесткости конструкции маунтинбайка — они не годятся для экстремальных заездов и быстро выходят из строя при интенсивной внедорожной эксплуатации.
Рекомендации по выбору
Какой велосипед выбрать для регулярных поездок? Если планируется подбирать модель для города, но с возможностью выезда за пределы шоссе, не стоит отказывать себе в удовольствии приобретения полноценного маунтинбайка. Он же подойдет для активных подростков или молодых людей, желающих освоить простые трюки или отправиться в путешествие. Кроме того, для горного велосипеда не так важно качество дорожного покрытия, благодаря амортизаторам он легче переносит жесткий контакт с дорогой.
Еще 1 повод выбрать маунтинбайк — колеса увеличенной ширины, позволяющие улучшить устойчивость транспортного средства. Он хорош для начинающих райдеров, делает их езду на стадии обучения более безопасной. Выбор в классе горных велосипедов самый большой — можно выбрать хардтейл из бюджетного сегмента или приобрести по-настоящему проходимый двухподвесный вариант для профессионального спорта. Кроме того, в них реализованы механизмы для снижения вибрации, уменьшена нагрузка на кисти рук и позвоночник.
Если планируется передвигаться исключительно по идеально ровному шоссе или участвовать в велогонках в классическом формате, можно выбрать обычный шоссейный вариант. Он хорош для наработки физической формы или дальних велопутешествий по странам Европы. Для неспешного катания в парке у дома можно обойтись и городским вариантом — прогулочная модель подходит для тех, кто в целом не стремится покорять спортивные вершины и катается для удовольствия.
Учитывая качество и состояние дорог, можно смело рекомендовать для выбора горный велосипед с переключением скоростей. Он подходит для длительного нахождения в седле, в отличие от спортивного. Лучше держит дорогу, в сравнении с гибридным — особенно на зыбких, сыпучих грунтах и обладает наиболее прочной конструкцией.
А еще маунтинбайк благодаря своей популярности оказывается куда дешевле в обслуживании, а выбор моделей у него — один из самых широких.
О том, как выбрать горный велосипед, смотрите в следующем видео.