Горный велосипед – настоящая мечта для человека, немыслящего своей жизни без педального двухколесного транспорта. Такой пригодится даже в городе: не вечно же ездить по идеально ровным тротуарам – хочется иногда прокатиться и по парковой дорожке или даже полноценно выбраться в деревню. При этом и долговечность, и комфорт транспортного средства сильно зависят от того, насколько продуманным и ответственным был выбор хозяина. Перед такой покупкой стоит вникнуть в тему и разобраться, как правильно выбирать модель.
Обзор популярных фирм-производителей
Миллионы потребителей во всем мире взяли на вооружение специфическую тактику выбора каких-либо товаров – они не столько вникают в технические характеристики конкретной модели, сколько доверяются хорошо известному производителю. С одной стороны, такой подход, безусловно, имеет право на существование, потому что ведущие марки не зря стали известными – они заботятся о собственной репутации и выпускают продукцию высокого качества, что подтверждено миллионами пользователей.
С другой стороны, слепо доверяться только этому критерию – чистой воды безумие, ведь даже топовые бренды выпускают сравнительно слабые модели. Кроме того, при выборе велосипеда нужно ориентироваться не только на доброе имя производителя, но и на характеристики, необходимые лично вам, – мало ли, вдруг компания вообще не выпускает велосипеды конкретного типа или просто не специализируется на них.
Поэтому мы призываем потребителя не ориентироваться только на фирму, но в то же время признаем, что при прочих равных она вполне может оказаться весомым аргументом для совершения покупки. Наш список не имеет распределенных мест, потому что в рейтинге в данном случае нет никакого смысла – слишком многое зависит от потребностей покупателя и конкретной модели, потому достичь объективности нам бы не удалось.
Следует заметить, что ведущие мировые производители маунтинбайков расположены всего в трех странах и их не нужно особо представлять – если модель выпущена какой-либо из этих фирм и подходит вам по всем параметрам, ее можно смело покупать. Назовем эти страны и бренды, представляющие их:
- американские велосипеды Cannondale, Felt, Specialized;
- немецкие фирмы Wheeler, Cube, BMW M Bike;
- тайваньская компания Giant.
Вышеописанные производители существуют много лет и давно представлены даже на отечественном рынке, потому в особых рекомендациях не нуждаются. При этом существует несколько брендов, которые находятся в статусе многообещающих, но пока не настолько узнаваемы. Любопытно, что все они тоже представляют три вышеперечисленные страны и их стоит рассмотреть поближе: возможно, уже в ближайшие годы они будут официально приняты в перечень однозначных лидеров.
Европейским спортсменам уже успела полюбиться немецкая фирма Bergamont, хотя ее история и сравнительно короткая. О продукции бренда велолюбители могли услышать благодаря тому, что таким транспортом активно пользуются западноевропейские профессионалы. Но в последнее время компания расширяет ассортимент и свое присутствие в нашей стране. Это значит, что теперь и вы можете попробовать себя в серьезном спорте, для начала приобретя достойный велосипед для тренировок.
Американский бренд GT молодым не назовешь, но в нашей стране он известен сравнительно мало. Видимо, сказывается длительная и сложная доставка, ведь каких-либо конструктивных недостатков у такого агрегата нет – производитель настолько уверен в своем детище, что дает ему пожизненную гарантию. Стоит ли говорить, что рама и вся конструкция обладают повышенной прочностью и износостойкостью, и такой транспорт способен выдерживать любые испытания.
Это хороший вариант для любого человека, отчаянно влюбленного в велосипеды, – менять транспортное средство теперь придется нескоро.
Тайвань тоже расширяет свое присутствие на мировом рынке велосипедов, и одним из главных козырей велосипедной промышленности этой страны является молодая фирма с испанским названием Merida. Очень похоже, что в России велосипеды этой марки ждет оглушительный успех – причина в цене, которую можно считать божеской даже по нашим меркам, ведь типичный ценовой диапазон находится в пределах 350-1600 долларов.
Низкая стоимость не является единственной причиной быстрого роста продаж – многочисленные велолюбители по всему миру отмечают, что тайваньские маунтинбайки, пусть и не дотягивают до уровня топовых, но все-таки отличаются весьма приличной жесткостью и надежностью, радуя хозяев на протяжении многих лет.
Нельзя не отметить и более бюджетные бренды, ведь даже скромные 350 долларов – это не предел дешевизны для маунтинбайка. Конечно, возникает вопрос, может ли качественный горный велосипед стоить копейки и ответ на него очевиден – нечего надеяться на выдающиеся показатели, если вы добровольно на них сэкономили.
При этом даже в нижнем ценовом сегменте выделяют в лучшую сторону нескольких производителей, которые при существенной экономии средств сумели не игнорировать качество продукции полностью. К таковым относятся фирмы, расположенные неподалеку от российского потребителя, а потому сумевшие сэкономить на логистике – речь в первую очередь об отечественном производителе Stels и украинском Azimut.
Рейтинг велосипедов по ценовой категории
При выборе велосипеда значительным фактором является стоимость транспорта. Понятие недорого байка у каждого свое – все зависит от того, что вы хотите получить и сколько в среднем стоят маунтинбайки с такими характеристиками. Тем не менее попробуем выделить достойные модели по ценовым категориям.
Сразу уточним: если вы рассчитываете найти хороший маунтинбайк в пределах 10 000 рублей, то вы, скорее всего, заядлый оптимист. Горный велосипед предназначен для того, чтобы выдерживать серьезные нагрузки, он в принципе не может быть слишком дешевым, поскольку должен быть качественным. Столь дешевая покупка возможна лишь в том случае, если о достойном качестве речь не идет или вы покупаете не новый велосипед.
Адекватный бюджетный маунтинбайк в пределах 15 000 рублей – это уже другой разговор. В большинстве случаев это будет российское или китайское производство, но и в этих двух странах попадаются неплохие модели вроде того же Forward Sporting 1.0.
Это, конечно, далеко не профессиональная спортивная модель, но для новичка, только открывающего для себя мир горных велосипедов, такая покупка окажется в самый раз.
Если ваши финансовые возможности чуть шире, и вы готовы потратить до 20 000 рублей, обратите внимание на Stels Navigator 800. С одной стороны, здесь нет каких-то особенно крутых возможностей и профессионального технического оснащения, с другой – все, что здесь есть, сделано в соответствии с достойными стандартами качества. Достаточно заметить, что рама здесь изготовлена уже не из стали, а из алюминия и это не ригид.
С бюджетом до 30 000 рублей можно рассчитывать на товар классом еще выше вроде чешского маунтинбайка Author Unica Disc. Как и в случае с предыдущей моделью, навесное оборудование здесь не впечатляет профессиональными возможностями, зато в конструктивном плане велосипед тщательно продуман – можно не сомневаться в комфортности поездки и надежности самого транспортного средства. Кроме того, оно отличается небольшим весом, что тоже плюс.
Имея 40 000 рублей для покупки велосипеда, можно серьезно рассматривать покупку горного велосипеда среднего класса да от производителя с мировым именем. Выбрав, скажем, Giant Rincon Disc от тайваньской фирмы, вы можете рассчитывать на пожизненную гарантию для его рамы, а это уже говорит о том, что сам производитель не сомневается в своем детище. Торможение здесь обеспечивается не примитивными механическими вибрейками, а их противоположностью – надежной дисковой гидравликой.
Установленная вилка позволяет регулировать жесткость и может блокироваться, если перед вами крутой подъем, для преодоления которого нельзя терять ни капли приложенных усилий.
Если на покупку отложено более 50 000 рублей, то о каких-либо финансовых ограничениях уже не говорят. В ситуации, когда вы припасли ровно такую сумму или чуть меньше, стоит обратить внимание на модели класса Merida Big. Nine 300 – этот транспорт считается лучшим среди быстрых горных моделей.
Даже такой байк, хоть и не является слишком дорогим, уже оборудован профессиональным оснащением, достойным настоящего заядлого спортсмена. Велосипед представляет собой удивительную комбинацию скорости при поездках по ровной дороге и выносливости, когда таковой толком и нет.
Топ лучших моделей
Выбирая велосипед, да еще и для серьезных спортивных занятий, лучше не ориентироваться на мнение широких масс, а выбирать самостоятельно. Впрочем, если вы не имеете большого опыта езды и тем более выбора, есть смысл рассмотреть наиболее востребованные маунтинбайки – хотя бы для того, чтобы понимать, как может выглядеть хороший образец. Наш обзор, естественно, не лишен определенной субъективности, но все же в него вошли только надежные и качественные горные велосипеды, которые не должны подвести своего владельца даже в самой сложной ситуации.
Stels Navigator 500 V26
Один из лучших недорогих велосипедов горного типа. Это не тот байк, от которого стоит ожидать выдающихся характеристик, достойных международных соревнований, но для новичка он будет в самый раз, поскольку отличается удивительной легкостью для своей ценовой категории. Эта модель, точнее, ее модификация с рамой 21,5 дюйма, будет особенно интересной для мужчин ростом от 185 см. Из существенных минусов выделяют разве что бестолковые покрышки – замену для них стоит купить в магазине заранее.
Cronus Soldier 2.5
Модель, которая еще несколько лет назад вызвала бы настоящее недоумение среди велолюбителей. Дело в том, что складные горные велосипеды появились сравнительно недавно, а этот малыш, компактный даже в разложенном виде, складывается до минимального размера, благодаря чему легко перевозится в общественном транспорте и не создает никаких проблем при домашнем хранении. Из приятных бонусов – дисковая гидравлика в роли тормоза, трансмиссия на 27 скоростей, регулируемая амортизационная вилка и удивительно низкая стоимость.
Единственный минус – полная несочетаемость с полноценным кросс-кантри.
Merida Matts 6. 20-D
Прекрасный выбор для тех, кто с катанием на велосипеде по горам давно уже не знакомится, ведь знакомство переросло в глубокое чувство, и теперь отношения с велосипедом и пересеченной местностью нужно вывести на совершенно новый уровень. Тайваньская фирма приобрела популярность во многом по той причине, что умудряется ставить качественное и технологичное оснащение на байки средней стоимости, что не может не привлекать покупателей.
Оснастка не вызывает ни малейших вопросов, очевидным плюсом следует считать диапазон рам, благодаря чему эта модель может подойти велосипедисту любого роста. Показательно, что недостаток у такого велосипеда всего один, да и то не столь важный – отсутствие крыльев и насоса в комплектации.
Author Su-Mo
Один из топовых представителей фэтбайков, которые появились сравнительно недавно и до сих пор толком не завоевали рынок, хотя давно пора. Особенностью указанной модели и всего класса является повышенная ширина шин при нормальном сниженном давлении внутри них – это дает ездоку возможность пробраться фактически по любым ранее «непроходимым» препятствиям вроде песка, снега, высокой травы и так далее.
Пока коллеги-велосипедисты с руганью переносят своих двухколесных коней через участки дороги, где даже пешком и с пустыми руками идти сложновато, вы на таком маунтинбайке сможете быстро преодолеть препятствие, не вылезая из седла.
В этой модели производитель даже не потрудился поставить амортизационную вилку – настолько толстые полуспущенные шины гасят неровности дороги.
Stark Beat Pro
Может показаться очень дорогим (ориентировочно 140-150 тысяч рублей), но он и предназначен для фрирайда с даунхиллом. Эти дисциплины предполагают максимальную нагрузку на конструкцию велосипеда, и он, конечно, готов к этому, например, даже прыжок с трамплина никак не навредит такому транспорту.
Конкуренты, способные в процессе эксплуатации выдерживать регулярные жесткие приземления, обычно стоят намного дороже, а тут при невысокой цене и потрясающей прочности присутствует еще и приличное оснащение. При этом на ровной дороге эта специфическая модель проигрывает многим куда более дешевым.
Как выбрать?
Выбор хорошего горного велосипеда в любом случае зависит не столько от предпочтений большинства покупателей, сколько от ваших личных потребностей. Это означает, что вы обязаны хотя бы поверхностно ориентироваться в принципах выбора, чтобы правильно подобрать оптимальную модель именно для себя.
Для начала стоит уточнить, что маунтинбайки, являясь всего лишь одной из разновидностей велосипедов, также делятся на несколько типов.
- Хардтейл имеет легкую конструкцию на основе алюминия или карбона, при этом его рама отличается приличной жесткостью, а передняя вилка сделана амортизационной. Это лучший вариант как для неспешных прогулок за городом, так и для полноценного кросс-кантри. На старте это не самый быстрый из всех возможных велосипедов (сказывается повышенная жесткость рамы), но зато, разогнавшись, он дольше многих конкурентов держит приличную скорость.
- Двухподвесный маунтинбайк отличается сразу двумя амортизаторами – спереди и сзади. Вот уж какой велосипед может лететь на полной скорости, не разбирая дороги, так это именно двухподвес – его конструкция обеспечивает седоку максимальный комфорт даже на весьма сложном профиле дороги. Основные направления использования такого транспорта – стремительный даунхилл и фрирайд.
- Ригид – вариант горного велосипеда для велосипедиста, прекрасно справляющегося с тонким управлением транспортным средством и превыше всего ценящего именно управляемость. Такая модель лишена амортизационных вилок, потому катание по неровной дороге может превратиться в настоящий ад. Использование ригидов актуально в триале и дерте, где ценится не столько вездеходность, сколько способность найти лучший путь. Велосипед такого типа выигрывает за счет своей легкости.
Горный велосипед постоянно сталкивается с серьезными физическими нагрузками, потому важно ответственно подойти к выбору материала рамы.
- Если во всех остальных отраслях промышленности сталь считается одним из лучших решений, то для велосипеда это наиболее дешевое и наименее толковое решение, потому что при всех своих преимуществах вроде внушительной прочности и долговечности она придает байку значительный вес, а значит, сильно ограничивает варианты его потенциального использования.
- Алюминий по прочности не уступает стали, а весит меньше, что упрощает транспортировку велосипеда и подъем по склону, однако стоит алюминиевая рама дороже, имеет относительно слабый накат, а на плохих дорогах неприятным открытием может стать сильная вибрация.
- Рама из титана – оптимальное решение, объединяющее все лучшие свойства двух вышеописанных, но, как это часто случается в подобных ситуациях, серьезной проблемой становится цена.
- Карбон долговечен, надежен и легок, но потребителю стоит проявить бдительность – по-настоящему хороший материал стоит довольно дорого, а удешевленные версии даже примерно не обладают теми свойствами, которых от них ожидают.
Следует обратить внимание также на характеристики вилки. Жесткий вариант – ригид – дал название целому классу маунтинбайков. Он лишен каких-либо амортизаторов и чаще всего встречается в других типах велосипедов, но не в горных, поскольку комфорт ездока сомнителен даже на сравнительно ровной дороге.
При этом именно такая конструкция обеспечивает максимально качественный накат, что для длительных путешествий оптимально. Классическая амортизационная вилка за счет пружин, картриджей и демпферов нивелирует тряску на ямах и неровностях, но при этом по понятным причинам и весит больше, и стоит дороже.
Вариант амортизационной вилки с подкачкой воздухом считается лучшим в плане как амортизации, так и долговечности.
По понятным причинам важнейшей деталью маунтинбайка являются тормоза. Они бывают четырех типов.
- Механические вибрейки устанавливаются на большинство недорогих моделей. Простая конструкция обуславливает дешевизну механизма, но владельцу придется заниматься обслуживанием обода и колодок.
- Гидравлические вибрейки для горных велосипедов являются редкостью, но иногда все-таки попадаются. По сути, торможение, как и в предыдущем случае, осуществляется за счет сжатия обода колодками, однако усилие с рычага на колесо передается не тросиком, а маслом – получается эффективнее.
- Механические дисковые тормоза похожи на мотоциклетные, их можно встретить как на дешевых моделях, так и на образцах среднего ценового диапазона. Здесь тоже есть тормозные колодки, только сжимают они не обод, а специальный тормозной диск. Результатом становится более мягкое торможение при отсутствии необходимости заниматься обслуживанием обода.
- Дисковая гидравлика – лучший из всех вариантов, встретить такие тормоза обычно можно только на дорогих байках. Разница по отношению к механическим дисковым тормозам та же, что и между вибрейками двух типов – дисковая гидравлика тоже сжимает тормозной диск колодками, но не тросиком, а давлением масла. Модели для фрирайда, даунхилла и триала обычно снабжены именно такой системой.
Наконец, последний принципиальный момент – колеса. Их диаметр обычно чуть меньше, чем у городских аналогов и составляет 24-26 дюймов, хотя гибридные модели могут иметь и все 28. Типичная резина для такого транспорта – довольно агрессивная, с хорошо заметным протектором, чтобы цепляться за неровности дороги. При этом на ровных асфальтированных покрытиях такая резина не только не помогает, но и мешает, поэтому владельцу стоит позаботиться о приобретении запасного комплекта.
Количество спиц обычно составляет 32-36, если же вы уверены, что будете часто кататься в агрессивной манере со значительной нагрузкой на конструкцию, лучше отдать предпочтение модели именно с 36 спицами.
О том, как выбрать горный велосипед до 20 000 рублей, смотрите в следующем видео.