Велосипеды

Вес велосипеда: каким бывает и от чего зависит?

Вес велосипеда: каким бывает и от чего зависит?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. От чего зависит масса?
  2. На что влияет этот показатель?
  3. Классификация велосипедов
  4. Как уменьшить вес?

Многие начинающие велосипедисты не задумываются над тем, сколько весит их велосипед, и только «намотав» не одну сотню километров, начинают задаваться этим вопросом. Зато опытные байкеры, проводящие на колёсах значительную часть своего свободного времени, считают вес одной из самых ключевых характеристик и при выборе новой модели стараются найти золотую середину между небольшим весом и высоким качеством байка.

От чего зависит масса?

На вес велосипеда оказывают влияние множество факторов, определяющим из которых является масса рамы и количество навесного оборудования. Вес рамы, в свою очередь, зависит от материала изготовления, а также от её размера и конфигурации. Для производства используют такие металлы, как сталь, алюминий, карбон и титан.

  • Стальные рамы отличаются большим весом, низкой ценой и чаще всего используются большинством российских производителей, занимающихся выпуском бюджетных велосипедов. К преимуществам стальных рам относят их высокую прочность и долгий срок службы. Зарубежные производители байков вместо низкоуглеродистой стали начали использовать хромомолибденовую, что стало настоящим прорывом в велопроизводстве. Такие конструкции весят намного меньше своих аналогов из «обычной» стали и не менее надёжны.

Однако из-за их высокой стоимости для массового выпуска они не используются и востребованы в основном спортсменами-профессионалами.

  • Алюминиевые рамы по весу намного легче стальных и отличаются неплохой прочностью. Они представляют самую многочисленную группу и устанавливаются на велосипеды среднего класса. Отличить алюминиевую раму от стальной можно по сварным швам, состоящим из высоких и одинаковых по высоте стежков, напоминающих аккуратные петли.

По своей стоимости алюминиевые рамы представляют оптимальное соотношение цены и качества и популярны не только среди велосипедистов-любителей, но и среди начинающих спортсменов.

  • Карбон или углепластик представляет собой материал нового поколения и является самым лёгким металлом, используемым для изготовления рам. Его структура состоит из плотно прилегающих друг к другу углеродных волокон, покрытых слоем полимерных смол. Карбоновые рамы стоят очень дорого и устанавливаются в основном на профессиональные велосипеды. К минусам карбона относят его ремонтонепригодность, из-за чего в случае поломки рамы починить её будет невозможно.
  • Титановые рамы являются самыми дорогими и очень надёжными. Устанавливаются на профессиональные велосипеды премиум-класса.

Ещё одним важным фактором, влияющим на массу велосипеда, является навесное оборудование. К примеру, наличие сумки, крепления для велобутылки, звонка, крыльев и велокомпьютера увеличивает общий вес байка на 2-4 кг. Педали прибавляют к общей массе 150 г, подножка с крепёжными болтами – от 800 г до 1 кг, грипсы с седлом – 400 г, а слишком широкие колёса способны добавить до 0,5 кг веса. Таким образом, при наличии полного «боевого» комплекта, общий вес велосипеда увеличивается в среднем на 5 кг.

На что влияет этот показатель?

Масса велосипеда оказывает непосредственное влияние на несколько базовых параметров, таких как устойчивость, управляемость, приложение физических усилий и накат. С уменьшением веса велосипеда все четыре показателя улучшаются, включая устойчивость.

Кстати, именно она и вызывает много сомнений у начинающих байкеров, ошибочно полагающих, что чем больше вес велосипеда, тем он устойчивее. Однако это далеко не так.

При езде на двухколёсном велосипеде человек удерживает его в вертикальном положении посредством контроля за центром тяжести своего тела. На слишком тяжёлом байке гораздо сложнее балансировать, так как на это затрачивается больше сил. Как следствие, лёгкие модели велосипедов намного предпочтительнее тяжёлых и превосходят их не только в удобстве управления, но и в безопасности. Поэтому прежде чем приступить к выбору байка, необходимо узнать его вес.

Классификация велосипедов

На вес велосипеда огромное влияние оказывает его специализация. Ниже рассмотрены основные виды велосипедов и их средний вес.

Тяжеловесы

К этой группе принадлежат туринги и фэтбайки. Первые представляют собой гибриды горного и шоссейного велосипедов, имеют прочную стальную (реже – алюминиевую) раму и большие колёса диаметром 28''. Их вес варьируется от 17 до 22 кг и зависит от комплектации.

Фэтбайками называют горные велосипеды, имеющие очень толстые колёса и предназначенные для поездок по пересечённой местности и труднодоступным местам. Их вес иногда достигает 20 кг, но чаще варьируется в районе 18 кг.

Также к тяжеловесам относят мужские дорожные модели советского и российского производства со стальной рамой, задним багажником, передней корзиной, стальными крыльями, фарой, звонком, подножкой, защитой цепи и колёсами большого диаметра. Их вес часто достигает 22 кг, а в некоторых случаях и превышает его.

В эту же категорию входят и МТВ (маунтинбайки). Несмотря на то что их рама часто имеет карбоновое исполнение, из-за тяжёлых колёс их вес нередко составляет 17-19 кг.

А вес байков для даунхилла и триала часто превышает 20 кг, что обусловлено усиленной конструкцией, необходимой для работы под большими нагрузками.

Байки среднего веса

К этой группе относятся городские и горные велосипеды с алюминиевой рамой, хардтейлы – байки, предназначенные для кантри-кросса и горных спусков, и всевозможные гибриды – смеси горных, дорожных и городских моделей в разных вариациях. Вес таких образцов колеблется в пределах 10-17 кг, что делает их самой популярной и многочисленной категорией, а для изготовления их рам, помимо алюминия, используют карбон и титан.

Лёгкие модели

В эту группу входят ВМХ – байки для исполнения трюков. Вес таких моделей варьируется от 7 до 10 кг, что позволяет поднимать их в воздух и с лёгкостью совершать прыжки.

Очень лёгкие

Основу данной категории составляют шоссейные велосипеды, вес которых не превышает 8 кг, а также облегчённые ВМХ массой 5-6 кг. Шоссейные модели выпускаются с карбоновыми и титановыми рамами и не имеют дополнительных обвесов. Абсолютным рекордсменом является шоссейник массой 3,5 кг, однако решением Международного союза велосипедистов до соревнований допускаются модели, весящие не менее 6,8 кг.

Детские

Байки для детей составляют особую категорию и требуют отдельного рассмотрения. Очень часто модели с двумя боковыми колёсиками, предназначенные для дошкольников от 3 до 7 лет, изготавливают из стали, стараясь максимально удешевить изделие и сделать его продаваемым. Как результат – ребёнок порой не в состоянии сдвинуться с места, не говоря уже о том, чтобы подняться в горку. Особенно это касается новых, не обкатанных моделей, на которых для поворота педалей на один оборот малышу необходимо приложить максимум усилий.

Ни о каком полноценном катании в данном случае речи не идёт, и расстроенные родители продают велосипед или убирают его до лучших времён. Производители получают многочисленные жалобы и стараются исправить ситуацию.

Однако удаётся это пока только зарубежным компаниям, а вес отечественных моделей по-прежнему остаётся очень высоким и нередко достигает 12 кг.

Как уменьшить вес?

Для того чтобы сделать байк более лёгким, рекомендуется провести некоторую модернизацию. Однако подход к данной процедуре должен быть разумным и не приводить к ухудшению рабочих качеств велосипеда.

  • У руля и подседельного штыря обрезают лишние части трубы, обычно это 3-5 см.
  • Аксессуары, не влияющие на ход велосипеда, снимают. К ним можно отнести спидометр, сумку, насос, замок, звонок, крылья и подножку. Переднюю фару и задний габарит снимать не рекомендуется, так как они отвечают за безопасность.
  • При необходимости сокращают и количество передач, большинство из которых всё равно не используется. Звёздочки весят достаточно много, и избавление от лишнего железа значительно уменьшает вес велосипеда.
  • Покрышки с глубоким протектором меняют на мелкий полуслик. Такая резина намного легче горной и позволяет передвигаться на более высоких скоростях.

О том, как снизить вес велосипеда, расскажет следующее видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.