Велосипед для взрослых отличается от детского не только размерами и геометрией, но и расстоянием, которое на нём преодолеет взрослый байкер. Именно на такую аудиторию рассчитывает каждый спортивный магазин или гипермаркет – не менее 80% продаж составляют именно «взрослые» велосипеды, их ассортимент богат и разнообразен.
Особенности
«Взрослый» велосипед отличается от детского следующими параметрами.
- Ростовка подбирается под любой рост – от 150 до 195 см. Этот диапазон роста взрослого по «протяжённости» меньше, чем у детей – от 80 до всё тех же 150 см. Из-за этого существует лишь 5 её разновидностей – для ребёнка вариантов куда больше, порядка 10, т. к. детям велосипед не покупается «на вырост».
- Расстояние, проезжаемое байкером за день – 5… 200 км. Детали должны быть предельно долговечными и прочными, а запчасти к ним – представленными в широком ассортименте. Ребёнок «поломается» в километре от дома и сможет докатить или донести неисправный велосипед. Взрослый байкер во время велопохода или путешествия по России, «сломавшись» в глуши, десятки километров будет пешком идти до ближайшего городского велорынка или веломагазина, ведя по трассе или по просёлку за руль свой неисправный байк.
- Велосипед одинаково хорошо должен передвигаться по ровному асфальту улиц, проспектов и шоссе, преодолевать уклоны в подъём до 12 градусов, включая горные тропы, ехать по лесным и просёлочным дорогам и по траве через поле, где дороги нет. Детских велосипедов такого уровня нет. Подростковые, с несколькими скоростями, для мальчиков и девочек от 14 лет приближаются к горным моделям начального уровня.
- Вес велосипеда – 7… 17 кг (если это не электровелосипед). Детские велосипеды весят 4… 7 кг, подростковые – 7… 12. Важную роль в этом играет материал рамы, качество и вес резины, набор деталей (например, для перебора скоростей), идущий в сборе к конкретной модели.
- Габариты. По сравнению с детскими велосипедами размеры «взрослого» могут быть значительными. Важную роль здесь играет ростовка рамы, диаметр колёс и расстояние между втулками последних, высота руля и седла (с учётом диапазона регулировки их высоты), ширина покрышек. Скромные габариты, сравнимые с подростковыми, имеют и складные модели (трансформер) среднего и верхнего ценового диапазонов.
- Электрооборудование. Вряд ли вы найдёте электровелосипед для ребёнка. Для взрослых же за последние лет 10 созданы десятки электромоделей.
- Только двухколёсный байк. Исключение – «Иж-Байк», грузовые 3-колёсные велосипеды для взрослых.
Велосипед с люлькой похож на мотоцикл – сзади приварена база с третьим колесом. Конструкция сверху похожа не на равнобедренный, как у «трайка» марки «Иж-Байк», а на прямоугольный треугольник, вершинами которого и являются колёсные втулки.
Габариты
Размеры основных (крупных) деталей даже у обычных велосипедов колеблются в значительных пределах.
Колёса
Материал обода колёс у взрослого велосипеда – чаще всего сплав на основе алюминия, например, с магнием. Реже может встречаться дюраль, но наилучшим сплавом всё же считается авиационный алюминий – он выдерживает значительные перегрузки. Для наилучшей прочности обод выполняется в виде коробчатой структуры, отдалённо напоминающей профильный срез металлопластикового окна.
Решётчатая (коробчатая) структура придаёт ободу большую прочность – чем если бы он был подобен обычному однослойному обручу. Стальные обода изжили себя ещё в советские годы. По сравнению со слоем той же толщины из алюминия, они слишком тяжелы.
Титановые обода были бы более лёгкими – но титан слишком дорог (до десятков раз) в цене.
После материала и конструкции обода самой важной характеристикой считается его диаметр. Для обычных велосипедов он варьируется от 24 до 29 дюймов. Несколько размеров – 24, 26, 27,5, 28 и 29 правят «колёсный бал» у большинства байков. Узкоспециализированные складные велосипеды имеют диаметр 16-22 дюйма – как правило, это элитные производители, например, английская фирма Strida, выпускающая ультракомпактные модели с нестандартной складной рамой, позволяющей сложить велосипед едва ли не до диаметра этого самого колеса.
Длина и высота
За габаритные характеристики рамы отвечают несколько параметров.
- Ростовка – высота подседельной трубы от педальной втулки до точки, где она заканчивается, уступая место подседельному «пальцу» (штырю, внутренней трубе), на котором и «сидит» седло. Для взрослых велосипедов стандартной комплектации используется ростовка от 14 до 24 дюймов.
- Стендовер – расстояние от земли до середины верхней трубы рамы, соединяющей подседельную трубу с передней частью – рулевым стаканом. Средняя точка верхней трубы выбрана потому, что в большинстве современных моделей велосипедов эта труба не параллельна поверхности дороги, а имеет уклон переднего конца вверх – относительно заднего. Среднее расстояние между высотой стэндовера и промежностью седока, вставшего над рамой шоссейного и стоящего на земле (а не на педалях) – 5 см, этим и руководствуются при выборе велосипеда с подходящей ростовкой рамы.
- Длина колёсной базы – расстояние между передней и задней втулками колёс. Средним расстоянием может быть значение в 1,2 м.
- Основная длина рамы – расстояние между передней колёсной и педальной втулкой. Она не может быть более 0,8 м – для одного человека (не на случай тандема) этого достаточно.
- Высота каретки – расстояние от педальной втулки до поверхности дороги.
У мини-велосипедов, включая и компактные складные модели, стэндовер вообще отсутствует – из-за особой геометрии и строения рамы, зачастую исключающих наличие верхней горизонтальной трубы рамы.
Вес и грузоподъёмность
Вес обычного велосипеда для взрослых (включая многоскоростные модели) составляет от 7 до 17 кг. Складной может весить до 20 кг – в зависимости от обвеса. А вот электровелосипеды из-за наличия моторных втулок и комплекта аккумуляторов «потолстеют» ещё на величину по весу до 10 кг. В сумме сборный заводской электровелосипед может весить до 30 кг – как советские цветные телевизоры первых поколений. И если классический байк можно в одиночку пронести на свой этаж по лестнице даже при неработающем лифте, то с электровелосипедом без помощи лифта или пандуса вам это вряд ли удастся.
Современные велосипеды легко выдержат ездока весом до 100 кг, не прогнувшись в раме ни на миллиметр.
Модели и с усиленной рамой позволяют ездить тяжеловесам с массой до 120 кг. Если вы – худощавого телосложения человек с весом в 60 кг при росте, например, в 180 см, а велосипед рассчитан на вес в 100 кг, можно навесить на руль по обе стороны, например, по 10-килограммовому мешку картошки, а на багажнике закрепить третий такой же. Нагружаясь в гипермаркете сумками, оставляйте небольшой запас по предельной нагрузке хотя бы в 10-15 кг – это позволит вам избежать прогибов и опасности внезапной поломки рамы, едя по не вполне ровной дороге.
Таким образом, свою худощавость часто обращают в плюс, работая, например, велокурьером, доставляющим технику и оборудование, габариты которого не мешают управлению велосипедом.
Параметры рамы
Кроме размеров, важную роль играют геометрия и материал, из которого изготовлена велорама. Кроме классической рамы, напоминающий обыкновенный или усечённый ромб, параллелограмм, широкое распространение получают гнутые рамы с плавными линиями, пользующиеся спросом у девушек и женщин. Также некоторые фирмы, базирующие свою деятельность на компактных складных велосипедах, разработали собственные очертания.
Так, британская Strida удивила мир байками с рамой A-типа, позволяющей расположить седло недалеко от руля, при этом сохранив велосипедисту равновесие при езде, позволяя ему сидеть вертикально, как на табуретке. Руль при этом располагается почти над педалями. Габариты складных велосипедов от подобных решений лишь выиграют – их легко хранить в любой, даже самой тесной подсобке, не говоря уже о квартире.
Лучшими материалами для велосипеда являются сталь и титан – они практически «вечные». Чтобы повредить такую раму, нужно попасть в серьёзную аварию – например, наехать на припаркованный автомобиль на скорости от 30 км/ч, столкнуться с другим таким же велосипедом либо попытаться спуститься с горы на байке, не предназначенном для даунхилла.
Титан сочетает лёгкость алюминиевого сплава и отличные усталостные характеристики стали, легко гасящей вибрации неровности дороги.
На большинстве гоночных велосипедов используется карбон – углепластик, иногда армированный стальной проволокой. Недостаток углепластика – лёгкое разрушение от ударов и вибрации, направление которых не совпадает с направлением езды, поэтому большинство велосипедистов, ни разу не принимавших участие в велогонках, вряд ли оценят карбон в качестве достойной альтернативы стальных и алюминиевых сплавов.
Дизайн
Молодые парни и мужчины среднего возраста скорее всего выберут велосипед строгой расцветки – цвета будут неяркими, от сине-чёрного до тёмно-зелёного. Если парень – гонщик, возможно, он выберет «спортивные» цвета, вроде тех, в которые окрашены его спортивная форма, от брюк до кроссовок. Выбор велосипеда под расцветку футболки и кроссовок – неплохое решение, оно подчеркнёт стиль. Для мужчин больше важна функциональность – например, 2 десятка и более скоростей, особый вынос руля, позволяющий подвесить несколько гаджетов и т. д.
Что касается дам, то их выбор – яркие цвета, среди которых вполне могут оказаться розовый, фиолетовый, пурпурный либо, сочетание красного и белого. Если девушка покрасила волосы, например, в розовый блонд, то неплохим выбором для неё станет круизёр Minerva City M309, рама и вилка которого окрашены в нежно-розовый оттенок. У женщин, в отличие от мужчин, полёт фантазии куда более высок – они придают особое значение форм-фактору и эстетическому исполнению.
Производители
Рейтинг производителей, начиная с самого топового, располагается следующим образом:
- Specialized;
- Giant;
- Trek;
- Merida;
- Scott;
- Cube;
- Cannondale;
- Ghost;
- Norco;
- Author;
- Bianchi;
- Schwinn;
- Bergamont;
- PRIDE;
- Orbea;
- Kellys;
- Spelli;
- Comanche;
- Ardis и несколько других марок.
Среди велосипедов широкого потребления, имеющихся у большинства байкеров, далёких от велоспорта, но позволяющих себе в качестве регулярного развлечения поездки выходного дня и велопоходы, распространены велосипеды марок Stark, Stern, Stels. Есть и отечественные – «Десна», «Аист», стремительно завоёвывающие популярность. Особое внимание заслуживает марка Specialized – самая дорогая, но и наиболее качественная. У этой компании имеется собственное конструкторское бюро, регулярно предлагающее смелые, амбициозные решения. Фирма не сдаёт своих позиций на протяжении многих лет.
Как правильно выбрать?
Новичкам следует обратить внимание на 3 базовых составляющих: рама, втулки и обода. Лучшим материалом рамы для новичков считается сталь: она не лопается сразу, если начинают образовываться микротрещины, а ломается постепенно, это даёт велосипедисту время обратить внимание на поломку, сохранив себе жизнь и здоровье. Многие начинают кататься именно на стальных велосипедах.
Обязательно выберите велосипед с рамой, ростовка которого подходит именно вам. Выбрав «неправильную» раму, вы гарантированно столкнётесь с излишней усталостью и болями в суставах при длительной езде на большие расстояния. Если вы часто, надолго и далеко уезжаете – вам жизненно важна «правильная» рама.
Обода должны быть обязательно двойными – с усиленным коробчатым профилем.
Одинарные могут согнуться при резком переезде через железную дорогу или при езде по камням, отчего на них образуются «восьмёрки», приводящие к ненужным биениям всей основы, разрушающим подшипники и ступицы во втулках.
Во втулках чаще всего используются стандартные промподшипники. Вся механика во втулках должна быть стальной, а не из алюминиевых или иных сплавов – сталь считается наиболее износостойкой. В поддельных велосипедах часто используют некачественное железо, алюминиевые подшипники. Результат плачевен – такой байк часто ломается после одной или нескольких поездок общим километражом менее 100 км.
Для поездок на дачу или по дачно-сельской местности вполне подойдёт обычный дорожный велосипед без амортизации на вилке или заднем колесе. Но многие юноши и девушки сразу покупают себе горный велосипед – хардтейл (с амортизацией лишь спереди) или двухподвес (полноподвесная амортизация). Их можно понять.
- Несколько скоростей помогают ехать против сильного ветра (выбирается одна из меньших) и под уклон по довольно гористому району.
- Вилка и рессора с пружинами смягчают тряску на разбитом асфальте и гальке.
- Агрессивный протектор на покрышках незаменим там, где грунтово-щебёночная дорога размокла от частых дождей.
Прогрессивные ездоки выбирают гибрид – велосипед, сочетающий в себе достоинства горного и простого дорожного байка. Походный вездеход для любых дорог и троп имеет колёса 28-29 дюймов, 7-21 скоростей и «полноподвес». Для езды по полям, снегу и гололёду присмотритесь к фэтбайку – диаметр обода равен 28-29 дюймов, зато ширина покрышек достигает 4 (против 1,5… 2,5 у других велосипедов). Любители скорости выбирают облегчённые (шоссейные) модели.
Советы по выбору взрослого велосипеда в видео.