Многие хозяева частных домов отдают предпочтение подъемным воротам в своих гаражах. Так происходит благодаря их надежности и простоте конструкции. Однако заказ индивидуальных ворот может стоить довольно дорого. К счастью, их можно сконструировать и самостоятельно, обладая лишь базовыми инструментами и необходимыми материалами.
Необходимые инструменты и материалы
Из материалов для ворот понадобится следующее:
- профнастил или любой другой материал для обшивки толщиной не менее 0,7 мм;
- труба для рамы (также можно использовать как профиль, так и профильную трубу) на 20х40 мм с толщиной не менее 2 мм;
- уголки длиной в 40 мм и с толщиной от 4 мм;
- пружина на 30 мм в диаметре, 2 шт.;
- анкерные болты и саморезы для креплений;
- листовая сталь (4 мм);
- швеллер на 40х80 мм.
Из инструментов пригодится все то, что есть почти в каждом доме:
- дрель;
- шуруповерт;
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- гаечные ключи.
Расчет
Прежде чем приступать к изготовлению и монтажу ворот, нужно сделать чертеж. При этом стоит учитывать, что существует ряд требований для места, где будут располагаться ворота:
- стены гаража должны быть ровными как вертикально, так и горизонтально;
- глубина гаража должна быть достаточной для размещения направляющих;
- стены и потолок должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать будущую нагрузку от металлического полотна.
Соблюдение этих требований обеспечит комфортное использование гаражных ворот, а сама конструкция не будет повреждаться.
Достаточно надежными считаются помещения из бетонных плит или кирпича. А вот гаражам, собранным из пустотелых панелей или досок, понадобится дополнительное укрепление. В некоторых случаях будет выгоднее отказаться от подъемных ворот и выбрать другой вариант конструкции.
Если вы решили, что для установки вам потребуется усиление, то можно произвести следующие манипуляции:
- нанесите на стены и потолок гаража несколько плотных слоёв штукатурки;
- по углам помещения зафиксируйте металлические уголки толщиной не менее 4 мм с размерами от 50х50 мм.
Ниже представлены схемы, в соответствии с которыми вы можете разработать собственный чертеж для ворот.
Технология изготовления
После проведения всех подготовительных мероприятий можно переходить к сборке самих ворот.
Сборка каркаса
Сначала монтируется каркас и дополнительно усиливается проем будущих ворот, так как именно на него ляжет большая часть нагрузки.
Прежде чем начинать сборку, сделайте следующее.
- Измерьте высоту проема и нарежьте 4 отрезка уголков соответствующей длины.
- Нарежьте также 2 отрезка в соответствии с шириной проема.
- Для дополнительного усиления уголки с обеих сторон будут скрепляться между собой металлическими пластинами. Измерьте толщину стены и нарежьте 9 пластин шириной около 5 см. Длина должна соответствовать толщине стены.
После подготовки всех элементов рамы можно приступать к сборке.
- При помощи сварочного аппарата соедините попарно отрезки уголков в середине, а также по краям, отступая по 15-20 см от концов. У вас должно получиться 3 элемента: две готовых боковых стороны и одна верхняя.
- К проему при помощи анкерных болтов прикрепляется сначала верхняя часть конструкции, после чего монтируются и остальные. У вас должен получиться укрепленный проем для ворот.
- Теперь пришло время заняться сборкой непосредственно створки ворот. Для этого в соответствии с чертежом необходимо нарезать металлическую трубу на отрезки нужной длины, подготовить материал, которым вы будете обшивать створку, и листовую сталь.
- На ровной поверхности разложите отрезки трубы так, как вы будете их скреплять. Перед сваркой обязательно проверьте соблюдение размеров и прямоту углов. При даже небольшом отклонении вся конструкция может быстро прийти в негодность во время эксплуатации.
- Прежде чем полностью приваривать детали, сперва немного прихватите их и дополнительно проверьте длину диагоналей, чтобы убедиться, что каркас не сместился. Если все хорошо, то диагонали окажутся равными. Если это не так, то ваш каркас принял форму ромба и нужно его корректировать.
- Если отклонений нет, можно прокладывать капитальный сварочный шов. Для дополнительного укрепления конструкции по углам можно также приварить дополнительные уголки.
- После сборки каркаса все швы необходимо зачистить, а конструкцию обработать специальной грунтовкой против коррозии.
- Далее следует установить раму в проем и проверить все стыки на наличие трения. Слишком плотное соприкосновение каркаса ворот с проемом может привести к скорому их истиранию, что впоследствии может стать причиной деформации ворот. Только после проверки можно крепить облицовку.
Рама, которая будет крепиться под потолком и фиксировать ворота, тоже сперва собирается отдельно по следующему алгоритму:
- из профильных уголков делаются 2 рельсы длиной на 15-20 см больше, чем высота ворот;
- при помощи все тех же анкерных болтов эти направляющие крепятся к раме опоры;
- крепятся рычаги, которые будут отвечать за открытие и закрытие ворот;
- на все подвижные детали (края рычагов, опоры, кронштейны) крепятся пружины.
После того, как каркас собран, его также проверяют на ровность и соблюдение размеров. Обе направляющие должны быть строго параллельны друг другу и земле.
Также стоит отметить, что во избежание проблем при монтаже всю конструкцию рекомендуется сперва собрать на земле и только потом монтировать на потолок. Это потребует немного больше времени, но риск допустить ошибку значительно сократится.
Фиксация верхней створки
Если все элементы по отдельности собраны и готовы к установке, можно приступать к монтажу. Каждую деталь ворот необходимо устанавливать в определенном порядке, и на данный момент уже должны быть готовы следующие составляющие.
- Рама проема ворот. Фиксируется сперва верхняя часть, потом боковые. Для дополнительного укрепления на места стыков можно приварить металлические уголки.
- Направляющие. Они должны быть собраны и в соответствии с чертежом закреплены на потолке.
- Каркас полотна ворот. Данная конструкция также уже должна быть собранной.
Теперь можно приступать к фиксации створки ворот. Работы выполняются по следующему алгоритму.
- Положите каркас створки на ровную землю.
- Сверху выложите профнастил или другой используемый вами материал.
- При необходимости при помощи болгарки обрежьте излишки материала.
- По краю материала при помощи саморезов по металлу и с использованием уплотнительных резинок зафиксируйте полотно. Шаг между крепежами должен составлять не более 15-20 см.
- Определите нижнюю часть створки и зафиксируйте ручку для открывания ворот. Таких ручек может быть одна или две.
- После сборки зафиксируйте створку в проеме, верхнюю часть поставьте на направляющие, нижнюю закрепите на пружинах.
- Несколько раз поднимите и опустите створку, чтобы убедиться в ее работоспособности. При необходимости отрегулируйте пружины, если створка закрывается слишком тяжело или, наоборот, слишком легко.
Створку необязательно делать цельной. Она может состоять из 3-5 горизонтальных элементов, которые соединены между собой с помощью петель. Такие складные ворота почти не отличаются по конструкции и их тоже легко сделать своими руками, однако за счет своей эстетической привлекательности они популярнее, чем обычные одностворчатые образцы.
В результате всех манипуляций у вас должен получиться полностью рабочий неавтоматический механизм, который не издает лишних звуков, скрипа и скрежета, а также не вызывает затруднений при использовании.
Теперь осталось лишь уплотнить и утеплить полотно створки и при необходимости обеспечить ворота автоматическим приводом.
Отделка, утепление
В качестве утеплителя обычно используются куски пенопласта или пенополистирола. Реже берутся минеральная вата и стекловата. Они эффективно сохраняют тепло, но быстро изнашиваются. В случае попадания влаги внутрь полотна ворот возникает риск распространения плесени, а также ворота могут дать значительную усадку уже спустя пару месяцев использования. Из-за этого они будут менее эффективно сохранять тепло в помещении.
Пенопласт и пенополистирол усадки не дают, к тому же уже на стадии покупки обойдутся значительно дешевле. К слову, покупать листовой пенопласт нужно толщиной не менее 4 мм. Но все же его толщина не должна превышать толщины воротного полотна. Материал нарезается на куски согласно размерам ворот так, чтобы максимально плотно заполнить все полости в каркасе. Как только все детали вырезаны, с помощью жидких гвоздей или термоклея их фиксируют внутри каркаса. После этого с внутренней стороны полотно обшивается листовым металлом.
Под лист металла при желании можно положить еще один слой фольгированного утеплителя. Но, как правило, в нем нет необходимости, если зимы в вашем регионе не слишком суровые.
Противовес и система
После наладки системы ручного использования ворот сразу появляется вопрос того, можно ли автоматизировать их работу. Ответ будет утвердительным. На рынке представлено множество моделей приводов для подъемных ворот разных видов и размеров: как секционных, так и одностворчатых. Но специалисты рекомендуют остановиться только на двух основных вариантах.
- Потолочные автоматические приводы. Они отлично подойдут для большинства домашних ворот. Их мощность, как правило, невелика, но они легко справляются с воротами небольших размеров, а крепятся прямо на потолок. После нажатия кнопки на пульте ДУ привод срабатывает и тянет трос, который, в свою очередь, закреплен на верхней части ворот. Когда же ворота нужно закрыть, трос разматывается назад и ворота под действием гравитации съезжают в проем.
- Автоматические навальные приводы. Они подойдут для больших и громоздких ворот, с которыми потолочная автоматика не справится. Мотор этого привода устанавливается со стороны торсионного вала. Вращаясь, он приводит вал в движение и ворота поднимаются или опускаются. Важно снабдить такой привод усиленным цепным механизмом во избежание быстрого износа.
Алгоритм установки автоматических систем:
- проверьте всю конструкцию на наличие щелей: их быть не должно;
- в зависимости от выбранной модели привода соберите конструкцию сперва на земле, чтобы точно убедиться в ее правильности;
- в центре потолка крепится направляющая, на конце которой располагаются кронштейны: на них и будет висеть привод;
- в соответствии с инструкцией монтируется сам привод;
- после закрепления всех элементов прокладывается электропроводка;
- проверяется работоспособность системы.
Груз для системы
Если в своих самодельных воротах вы решили не использовать автоматический привод, то вам понадобится система противовесов. Она нужна для облегчения подъема и опускания ворот, а также для фиксации их в любом положении. В качестве такого груза можно использовать все что угодно, например, гирю, стопку кирпичей или специально отлитый бетонный груз.
Грузовые системы бывают двух видов.
- Односторонние. В таких системах груз крепится только с одной стороны от ворот, а к нему с помощью системы металлических тросов цепляются оба края полотна. Такая система компактнее и проще в изготовлении, но важно следить за тем, чтобы тросы были необходимой длины. В противном случае ворота могут перекоситься, их будет сложнее опускать и поднимать. Либо же они могут и вовсе сойти с направляющих.
- Двусторонние. Конструкция таких систем, как правило, гораздо проще. Грузы одинаковы по массе, крепятся с обеих сторон ворот. Каждый элемент отвечает только за свой край полотна. В этом случае важно следить за тем, чтобы у грузов не было большой разницы в весе.
Монтируются обе эти системы примерно одинаково, за исключением того, что для двусторонней системы придется повторить алгоритм.
- На выбранной стороне стены возле ворот располагается направляющая. Изготовить ее можно из металлического профиля на 30 мм. Высота направляющей равна высоте самих ворот.
- Из металлической пластины соответствующего размера (в зависимости от размера вашего груза) вырезается подставка, на которой груз будет зафиксирован во избежание его раскачивания по горизонтали. Пластина должна быть толщиной не менее 5 мм.
- С одной из сторон к пластине привариваются мебельные ролики так, чтобы они могли спокойно ездить по направляющей.
- При необходимости конструкцию можно усилить при помощи второй металлической пластины с роликами и 3-4 отрезков металлического профиля, создав подобие вертикального ящика, в который будет помещаться груз.
- На нижние углы воротной створки привариваются кольца, на которые фиксируется металлический трос. При этом длина троса для ближнего угла равна двойной высоте ворот минус высота груза. А для дальнего рассчитывают так: двойная высота ворот плюс ширина ворот и минус высота груза. Обратите внимание, что если вы не собираетесь закреплять тросы непосредственно на самом грузе, а фиксировать их на подставке для него, то вычитать следует не высоту груза, а расстояние от земли до подставки.
- Концы обоих тросов фиксируются на грузе. Затем система проверяется на работоспособность.
Обратите внимание на то, груз какой массы вы используете. Он не должен быть слишком тяжелым, иначе вам нужно будет прилагать много усилий, чтобы сдвинуть полотно ворот с места. Но и чрезмерно легкий вес просто не удержит ворота, и они будут произвольно закрываться, как только вы их отпустите. Оптимальный вес – 15-30 кг.
Проверка, страховка
В автоматических системах присутствует встроенная страховка. Чтобы ее проверить, достаточно несколько раз с силой дернуть за открытую створку ворот. Если все в порядке, она не должна поддаться. В противном случае требуется регулировка креплений или пружин в страховочном механизме системы.
В нормальном состоянии ворота не должны:
- издавать посторонних звуков (скрип, хруст, скрежет и т. д.);
- пропускать порывы ветра и влагу (если при сильном ветре ворота «воют», значит, стоит дополнительно поместить прокладки в щелях между рамой и полотном ворот).
Правильно установленные ворота должны легко подниматься и опускаться как при помощи автоматического привода, так и вручную.
Финишные доработки
После наладки работы всех основных систем настанет время для последних штрихов.
- Смажьте все движущиеся детали и очистите направляющие от грязи и мусора, которые могли скопиться на рельсах в процессе работы.
- При необходимости подтяните или ослабьте пружины, если ворота открываются слишком легко или, наоборот, слишком тяжело.
- Установите замок в нижней или боковой части ворот. Большинство автоматических систем, конечно, снабжены запорными механизмами, но ручные ворота по-прежнему нуждаются в защите от проникновения.
- Проверьте правильность крепления тросов к грузу. Если все правильно, то оба края створки будут подниматься и опускаться одновременно. В противном случае отрегулируйте длину тросов, укоротив тот из них, конец которого поднимается последним.
Откидные ворота в наши дни набирают все большую популярность за счет того, что позволяют не только создать опрятный внешний вид гаража в частном доме, но и сэкономить пространство внутри, бюджет умелого хозяина.
В процессе работы важно как можно чаще сверяться с чертежами и расчетами, ведь если будет допущена ошибка, то вся конструкция может оказаться непригодной для использования.
О том, как сделать подъемные ворота своими руками, смотрите в следующем видео.