Распашные металлические ворота конструктивно просты и практичны, состоят из каркаса, металлической обшивки, петель и запорного механизма. В статье разбираем их плюсы и минусы, разновидности, нюансы выбора и установки.
Преимущества и недостатки
Ограждения из металла с распашным принципом открытия имеют ряд достоинств. Они долговечней аналогов из других стройматериалов. Отличаются крепостью, жесткостью конструкции, широким радиусом открытия, инертностью к горению. Устойчивы к вскрытию, коррозии, ветровым нагрузкам, растрескиванию, истиранию, внешним факторам, механическому повреждению. Служат несколько десятилетий, при правильной установке практически не издают шума в ходе эксплуатации.
Имеют массу профилей для создания систем разного дизайна и стоимости. Бывают монументальными, со сплошными крыльями, строгими, ажурными. Акцентируют экстерьер любого архитектурного стиля. Просты в эксплуатации и настройке, установить их может каждый, следуя нехитрой инструкции монтажа. В зависимости от типа конструкции могут снабжаться калиткой, упрощающей вход без открытия ворот.
Могут открываться внутрь или наружу, бывают механическими, снабженными автоматикой. Производятся из прочного металла с полимерным покрытием, бывают низкими, высокими, маленькими, большими. Имеют незаметные элементы крепления, за счет которых усложняется взлом конструкций. Создаются по типовым чертежам и индивидуальным проектам, дополняются ковкой, трехмерным декором.
Основным недостатком металлических ворот является их вес. Чем тяжелее ограждение, тем больше нагрузка на несущие опоры и основательней подготовка к установке. Монтировать ворота приходится на опоры из железобетона или кирпича. При монтаже приходится усиливать фундамент, в противном случае ворота со временем просядут, створки будут заходить одна на другую, механизм открытия будет давать сбои.
Открытие ворот требует много пространства, их не устанавливают в местах с дефицитом места. При сильных порывах ветра конструкции с механикой сложно удерживать при использовании.
Виды
Конструкции распашных металлических ворот отличаются числом створок и их типом.
По количеству створок
По числу створок у ограждений бывают 1 или 2 створки. Типовые ограждения чаще имеют два крыла идентичного размера и формы. Они симметричны и зеркально отражают друг друга. Одностворчатые варианты тяжелые и усиленно нагружают несущую опору.
Они вовсе не универсальны, поскольку не все виды петель могут выдерживать вес единого рабочего полотна.
Зачастую в одну из створок врезают калитку. Например, так делают в конструкциях гаражного типа, где крылья открываются на 90 градусов. Комбинированные разновидности существенно экономят место. Кроме того, калитка может располагаться рядом с самими воротами. Боковой вход удобен тем, что основные врата открывают только при въезде и выезде автотранспорта.
Сами створки могут быть условно легкими и тяжелыми. Простые конструкции не имеют сложных запорных механизмов и усиленной обшивки. Тяжелые отличаются жестким несущим каркасом и большим весом. Их монтируют с привлечением специальных подъемников и спецтехники.
По типу створок
Исходя из вида крыльев, ворота бывают классическими, комбинированными, утепленными, нередко с боковой калиткой в одном стиле с воротами. В первом случае ограждения изготавливают из металла, металлопрофиля, профнастила, стали. По дизайну они могут окрашиваться в разные оттенки, декорироваться элементами ковки, гербами, надписями, иными архитектурными акцентами.
Утепленные варианты отличаются от традиционных наличием термоизолирующего материала, уложенного между двумя металлическими листами. В качестве утепления используется минеральная вата, пенопласт, базальтовый утеплитель. При изготовлении стараются брать стойкий к горению вариант, посредством которого можно не только сберечь тепло, но и обеспечить защиту от огня.
Выбор материала для створок зависит от предпочтений и бюджета. Самый простой и доступный вариант – профилированный лист. Среди наиболее востребованных типов заполнения популярны экструдированный профиль из алюминия, профиль роликовой прокатки, сэндвич-панель, ковка.
По отделке ворота бывают одно- и двусторонними. В первом случае конструкция декорируется с лицевой стороны, во втором – украшаются обе.
Правила выбора
Современный рынок ограждающих конструкций предлагает широчайший ассортимент разного сегмента. Вниманию покупателей представлены варианты с типовым установочным комплектом, регулировкой петель, системой электропривода. Выбор конкретной модели зависит от ряда факторов.
Обращают внимание на ширину и вес. Ширина должна соответствовать проему. Вес определяет нагрузку на опоры. Чем массивней конструкция, тем крепче обустраивают столбы. Если забор уже поставлен, важен его вид. Если его пролеты сделаны из профнастила, заполнение ворот должно быть таким же.
Если ограждение более основательное, можно выбрать вариант со сплошным металлическим покрытием створок.
Размер соотносится с площадью территории. Если она небольшая, небольшой подъезд, подбирают соответствующую модель. При выборе широких ворот учитывают потребность в установке верхней съемной металлической стяжки, укрепляющей конструкцию.
Предпочтительным вариантом считаются разновидности со стопором. Их крылья не могут чрезмерно откидываться. Чтобы зимой не было проблем с открытием, лучше выбирать ворота, открывающиеся наружу, поскольку с улицы снег чистить проще.
При выборе типа калитки обращают внимание на удобство. Врезная модель не слишком удобна, зачастую она маленькая (высотой чуть больше 140 см), при прохождении через нее приходится наклоняться. Традиционная имеет стандартные размеры ширины и высоты, у нее нет порожка от несущего каркаса. Она лучше в плане эксплуатации и удобства.
Выбирая дизайн, опираются на общую концепцию стилистики. Где-то будет лучше смотреться облегченный вариант с металлическими прутьями, закрытыми профнастилом, профилированным листом, полимерным материалом подходящего в тон кровли оттенка. Крылья могут иметь разную конфигурацию (например, сплошную, половинчатую, прямоугольную, с арочным верхом, в виде силуэтов животных, с растительным орнаментом).
У покупателей востребованы модели с сеткой. Такие ворота заказывают, если нужно оградить растения или не допустить затененности территории. Они просты в монтаже, уходе, устанавливаются в регионах с теплым климатом. Аналоги со сварным решетчатым каркасом не менее декоративны, но более прочны. Немаловажным критерием является вид запорного устройства. Кроме того, для кого-то важно наличие домофона либо электронного замка. Чем сложнее модель, тем сложнее ее установить самому.
Монтаж
На начальном этапе возведения конструкции занимаются техническими вопросами. Разрабатывают эскиз будущих ворот, на котором отмечают ширину, высоту крыльев, точки расположения запорных механизмов, навесов, рукояток. Замеряют расстояние между опорными элементами, определяются с системой управления.
После этого подбирают в необходимом количестве подходящий стройматериал, готовят инструментарий. Особых требований по подбору нет, каждый выбирает то, что ему больше нравится либо более доступно. Для опор лучше приобрести профильную либо круглую трубу.
Если у ворот будут крылья массой менее 150 кг, берут квадратную трубу с сечением 8х8 см. При весе створок около 300 кг для изготовления стоек покупают трубу 10 см толщиной более 3 мм.
Каркас делают из трубы 40х60 мм. Для усиленных распорок необходимо сварить трубы 20х40 мм. Калитку делают из трубы 2х2 см. Обшивочным материалом крыльев будет профильный лист. Его высота не столь важна, как толщина, которая должна составлять 0,5 мм. Для петель берут крепления с диаметром оси от 1 см. Они должны иметь приспособления, облегчающие вращение.
Необходимо определиться с глубиной ям под опорные столбы. При высоте ворот 2 м опоры нужно заглублять в грунт не менее чем на 1 м. Диаметр выкапываемой ямы должен быть больше на 10 см купленной трубы. При установке ворот из профнастила с кованым декором сразу учитывают параметры калитки. Если имеется ограничение в габаритах участка, калитку врезают в одно из крыльев.
Толщина устанавливаемой опоры зависит от веса готовых ворот. До их установки выравнивают площадку по радиусу открытия, выполняют разметку опорного расположения. Далее в полученных точках копают ямы, вынимают грунт на глубину полутора метров. Чтобы продлить срок службы и усилить надежность опор, на днище создают песочную и щебенчатую подушку высотой 20 см. Опоры лучше усилить стальными трубами.
После защиты труб от коррозии каждую опору поочередно устанавливают, выравнивают и только после этого заливают бетонным раствором. Чтобы бетон со временем не растрескивался, его прикрывают полиэтиленом и периодически увлажняют водой. Минимальное время на высыхание раствора составляет 7 суток. За это время бетон набирает нужную прочность.
После монтажа опор их по необходимости обкладывают камнем либо кирпичом. При укладке в 1,5 кирпича на 1 опору понадобится примерно 108 кирпичей. К столбам приваривают горизонтально расположенные крепежи в верхней, нижней, центральной части опоры. За время схватывания раствора занимаются сборкой каркаса ворот и его усилением.
Берут прямоугольную профильную трубу, обрабатывают ее полимерным раствором от коррозии, после чего разрезают ее на 4 части по заданным размерам под углом 45 градусов. После этого зачищают стыки, выполняют сверку по углам, диагонали, затем герметично сваривают в единую раму. На расстоянии примерно в полметра от верха и низа полотнища приваривают перемычки (направление может быть горизонтальным либо диагональным). Это придаст жесткость всей конструкции.
Далее выполняют навешивание рамы, чтобы наметить расположение петель. Каркас приставляют к опоре, отмечают точку фиксации петли, отступив от края полотна 25 см. Снизу петля приваривается к основе, верхняя часть – к раме. Затем рама навешивается. После этого приступают к обшивке крыльев. Выбранный для облицовки материал крепится с помощью саморезов. При фиксации профлиста используют клепки либо саморезы с прокладками из резины.
После обшивки устанавливают запорные механизмы, а затем занимаются регулировкой хода. Если предусмотрено, устанавливают автоматику. При желании ее делают самостоятельно из купленного комплекта. Кто-то использует запасные части от авто, подручного сырья, бытовой техники.
Для фиксации рабочих механизмов выполняют приварку кронштейнов, приводных держателей. Затем рычаги выставляют на максимум, крепят к опорам и раме. Выполняют подключение электропроводов, испытывают работу автоматики, проводят установку сигнальных ламп и иных элементов защиты.
Советы по уходу
Уход за воротами с распашной системой открытия несложный. Однако он имеет несколько нюансов. Например, чтобы створки беспрепятственно открывались и закрывались, в зимнее время года нужно вовремя чистить снег. Это избавит ворота от чрезмерной нагрузки.
Время от времени нужно смазывать петли специальным маслом. Если ворота украшены кованым декором, его периодически подкрашивают антикоррозийной краской. Учитывая сложность покраски витых деталей, пользуются аэрозольным красителем. Периодически такие ворота необходимо чистить. Убирать пылевые и грязевые загрязнения проще всего струей воды из шланга.