Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.
Особенности профессии
В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.
Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.
Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.
Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:
- младший — 3-4 года;
- средний — 4-5 лет;
- старший — 5-7 лет.
Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.
Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.
Плюсы и минусы
Профессия воспитателя привлекательна тем, что позволяет в полной мере проявлять свою любовь к детям, помогать юным членам общества гармонично развиваться. Но если смотреть более практично, то среди плюсов профессии можно выделить следующее:
- сменный график работы: обычно первая смена начинается в 7 часов и заканчивается в 13, а вторая длится с 13 до 19 часов;
- продолжительный отпуск: варьируется от 46 до 56 дней в зависимости от выслуги лет;
- востребованность: хорошие воспитатели всегда были и будут нужны, тем более что количество ДОУ с каждым годом неуклонно растет;
- активный образ жизни: деятельность гарантирует отсутствие скучной работы, предполагает постоянное общение с разными людьми, организацию интересных мероприятий, предусматривает подвижные игры и дает в полной мере проявить все свои качества.
К большому сожалению, труд воспитателя в нашей стране оплачивается очень плохо. О низких зарплатах представителей этой профессии не знают только те, кто полностью «оторван» от реальности. А вот о других недостатках профессии многие даже не подозревают.
К ним можно отнести:
- работу в условиях постоянного шума;
- повышенный уровень ответственности за сохранность жизни воспитанников и их здоровья, причем речь в данном случае идет не только о моральной, но и об уголовной ответственности;
- необходимость держать под контролем свои эмоции: даже если у вас личные проблемы, все равно необходимо дружелюбно общаться, улыбаться и увлеченно заниматься со своими воспитанниками;
- постоянное присутствие на рабочем месте, необходимость проявлять повышенное внимание — это связано с личной ответственностью любого воспитательного работника за безопасность детей.
Виды, требования и должностные обязанности
Среди основных должностных обязанностей воспитателя можно выделить:
- мониторинг состояния здоровья детей во время утреннего приема на дневное пребывание;
- обучение навыкам пользования столовыми приборами в процессе приема пищи;
- организация и проведение общеобразовательных занятий (лепка, рисование, чтение вслух и устный счет);
- контроль над соблюдением установленного распорядка дня;
- организация адаптации ребят;
- организация и проведение детского досуга и праздничных концертов;
- наблюдение за воспитанниками, информирование их законных представителей и администрации ДОУ в случае появления первых признаков болезни;
- контроль посещаемости;
- проведение занятий физкультурой в спортивном зале и на открытом воздухе;
- отслеживание эмоционального фона ребенка, при необходимости организация психологического консультирования;
- проведение прогулок: помощь в одевании, игры на территории и проведение небольших экскурсий;
- организация дневного сна воспитанников: присутствие в спальном зале во время укладывания, помощь в уборке кровати и приведении в порядок внешнего вида после пробуждения;
- обеспечение передачи ребенка родителям или законным представителям;
- участие в конкурсах, педсоветах и семинарах;
- работа с родителями по части воспитания;
- составление отчетов, ведение документации.
Воспитатель должен иметь навыки детского психолога, пройти курс детской физиологии, медицины и личной гигиены. Это нужно ему не только для того, чтобы обучить воспитанников азам ухода за своим телом, но еще и для того, чтобы при необходимости оказать первую помощь детям.
Воспитатель должен точно знать, как поступить, если у одного из детей появилась сыпь, поднялась температура, начался кашель или если произошли другие серьезные изменения в его самочувствии и поведении.
Работник ДОУ должен быть чутким наблюдателем, чтобы видеть и хорошо понимать все, что происходит с его воспитанниками.
Помимо того, в компетенцию воспитателя ДОУ должны входить:
- цели, задачи и базовые методы воспитания и обучения детей младшего возраста;
- основы поведенческой психологии дошкольников;
- разные методики развития ребят.
Воспитатель должен уметь:
- обеспечить создание гармоничной предметно-развивающей среды;
- взаимодействовать с детьми и их родителями, а также прочими сотрудниками ДОУ;
- пользоваться техническими средствами обучения, а также компьютерными программами.
Воспитатель высшей категории может претендовать на должность старшего воспитателя (методиста ДОУ).
Его должностная инструкция включает:
- анализ новых тенденций дошкольного образования;
- выдвижение на рассмотрение перспективных направлений воспитательной деятельности ДОУ;
- оказание квалифицированной помощи воспитателям во внедрении обучающих программ;
- координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практиками;
- организация просветительской работы для родителей.
Старший воспитатель, по сути, делает работу заместителя руководителя детсада. В его функции входит создание условий для квалифицированных образовательных услуг.
Старший воспитатель-методист должен знать:
- основы законодательства по части прав и защиты детей;
- основные доктрины дошкольной психологии и педагогики;
- концепцию дошкольного воспитательного процесса;
- распространенные методики образования детей раннего возраста;
- перспективные направления диагностики и коррекции развития;
- основы формы и методов работы с семьей.
Личные качества
Обучение ребенка не имеет смысла, если взрослый человек не показывает ему свой личный положительный пример. Дети в своих поступках опираются не на слова воспитателя, а на его поведение, потому к личностным качествам работника ДОУ предъявляются самые жесткие требования.
Человек, который не обладает такими важными качествами, как доброжелательность, старательность, уважение к малышам и взрослым, честность и отзывчивость, вряд ли сумеет научить ребенка чему-то хорошему.
Воспитатель обязательно должен быть гуманным, и важно привить это качество окружающим его детям. Под чутким руководством педагога дети должны учиться разрешать все трудности в общении со сверстниками, дружить и уважать друг друга, прощать своих обидчиков и самим извиняться.
Не менее актуальна для педагога толерантность: воспитатель должен принимать своих ребят такими, какие они есть, вне зависимости от национальности, вероисповедания и личных особенностей родителей. Важно, чтобы воспитатель считал ребенка личностью: он не должен позволять себе оскорблять его, повышать голос и предпринимать меры физического воздействия.
Крайне важно, чтобы педагог обладал хорошей эмоциональной устойчивостью. Ему приходится работать с большой группой воспитанников (не менее 20-30), поэтому он должен быть сдержанным и терпеливым.
Помимо этого, для воспитателя актуальны такие качества, как:
- наблюдательность;
- коммуникабельность;
- жизнерадостность;
- активная жизненная позиция;
- справедливость;
- искренность;
- отзывчивость;
Воспитатель в любой ситуации должен ориентироваться на интересы детей. Для него недопустимо появление любимчиков и аутсайдеров, ко всем своим воспитанникам он должен относиться одинаково.
На должность педагога ДОУ необходимо подбирать человека с грамотной речью. В юном возрасте, когда у детей активно наращивается словарный запас, важно, чтобы вокруг них существовала чистая и правильная языковая среда, без молодежного сленга, канцеляризмов и различных штампов. Речь воспитателя должна быть четкой, понятной, лаконичной.
Конечно, немаловажную роль играет внешний вид педагога, его культура и социальный образ. С одной стороны, детсады не устанавливают никакого дресс-кода, но рамки все же должны быть четкими. Для воспитателя непозволительно приходить на работу в обтягивающих футболках, мини-юбках и кофтах с вырезом. Недопустимы рваные джинсы, татуировки и креативные колеры волос. Облик воспитателя должен показывать его профессионализм, а не достоинства фигуры.
Особо хочется обратить внимание на социальные сети воспитателей. Педагогам лучше воздержаться от выкладывания фривольных фотографий в сеть. Облик воспитателя должен вызывать уважение и доверие родителей.
Образование и повышение квалификации
Чтобы стать воспитателем ДОУ, можно иметь не только высшее, но и среднее специальное образование. В педагогических техникумах предлагают две основные профессии: дошкольное образование, а также специальное образование. В первом случае осуществляется подготовка сотрудников ДОУ, во втором готовятся кадры для работы с ребятами, имеющими определенные отклонения в психическом или физическом развитии.
Чтобы поступить в колледж, не нужно сдавать вступительные экзамены по предметам, достаточно пройти только собеседование и конкурс школьных аттестатов. По окончании 9 класса обучение продолжается 3 года 10 месяцев, а после 11 класса — 2 года 10 месяцев.
Многие работодатели предпочитают набирать сотрудников с высшим образованием. Однако, как свидетельствует практика, для того, чтобы быть хорошим воспитателем вполне достаточно обучения в колледже: это объясняется тем, что количество практических занятий в СПО намного большее, нежели в высших учебных заведениях.
В рамках профильного образования будущий воспитатель проходит такие курсы, как:
- методика преподавания базовой математики, изобразительного искусства, чтения, счета, прикладных дисциплин, а также физкультуры;
- анатомия, детская физиология, дошкольная психология.
Чтобы не отставать от современных направлений в педагогике, каждый воспитать должен время от времени проходить курсы переподготовки и повышения квалификации, посещать семинары, конференции и участвовать в методических объединениях.
Любой воспитатель должен раз в несколько лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Большое значение в работе с малышами имеет и постоянное самообразование педработника.
Зарплата и стимулирующие выплаты
Зарплата работника ДОУ состоит из двух частей: базовый оклад и стимулирующие выплаты. Последние обычно начисляют по итогам различных конкурсов и мероприятий. Сюда включено проведение собраний с родителями, организация праздников и утренников, участие в творческих спортивных состязаниях городского, а также районного, областного или федерального уровней.
Кроме того, к окладу полагаются повышающие надбавки:
- стаж работы: при работе свыше трех лет оклад возрастает на 5%, 10 лет — на 10%, 20 лет — на 20%, а свыше этого опыта — на 25%;
- награды и регалии: оклад обладателя звания «отличник» либо «почетный воспитатель» увеличивается на 20%, прибавке также подлежат оклады кандидатов наук, заслуженных педагогов и лиц, получивших государственные награды;
- уровень образования: базовая ставка обычно применяется к воспитателям, получившим среднее специальное образование, при высшем же педагогическом образовании она возрастает на 50%.
Особенности портфолио
Портфолио воспитателей включает в себя несколько разделов:
- введение, которое содержит общие сведения: личные данные, образование, стаж работы и профессиональный опыт;
- портрет: включает небольшое эссе на тему «Я и моя профессия» и характеристику руководителя ДОУ;
- профессиональные достижения: в этот раздел включаются отчеты о результатах труда, планы воспитательной и методической работы;
- достижения воспитанников: сюда входят грамоты и сертификаты от воспитанников за участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах и спортивных мероприятиях;
- документы: здесь необходимо приложить документы, подтверждающие участие в семинарах, курсах повышения квалификации;
- папка оценок экспертов, которая включает отзывы, внутренние и внешние награды, благодарственные письма.
Карьерный рост
Профессия воспитателя не предполагает какого-то перспективного роста. Самые упорные могут дорасти до должности заведующего детсадом, но для этого обязательно потребуется диплом о высшем образовании. Если вы смогли получить второе высшее образование и прошли несколько курсов переквалификации, то есть шанс сделать карьеру в министерстве образования.
Воспитатель всегда может пойти работать репетитором и заниматься на дому развитием детей, например, по системе Монтессори. Наиболее перспективный, но в то же время и самый трудный вариант — это открытие собственного частного детсада.
На сегодняшний день можно с полной уверенностью утверждать, что профессия воспитателя будет оставаться востребованной еще долгое время.
Однако прежде чем стать воспитателем, необходимо точно взвесить все «за» и «против» и определить, подходит ли вам эта работа. Ведь этот труд намного сложнее и ответственнее, чем может показаться на первый взгляд.