Эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Причины и влияющие факторы
  3. Симптомы
  4. Стадии
  5. Способы преодоления
  6. Профилактика

Как показывают психологическая практика и рецензируемые исследования ученых по всему миру, эмоциональное выгорание педагогов является довольно распространенным явлением, при этом многие учителя даже не подозревают о подобной проблеме. Чтобы быстро обнаружить подобный негативный процесс, следует ознакомиться с определением, узнать об основных причинах и факторах, а также рассмотреть симптоматику в зависимости от стадии.

Что это такое?

Эмоциональным выгоранием педагогов называется определенный психологический синдром, который развивается вследствие стремительного накопления различных негативных эмоций или установок в школе, а в особо запущенных случаях и дома. Подобная проблема затрагивает как профессиональных учителей, так и воспитателей без значительного опыта.

Стоит также отметить, что педагогическое перегорание проявляется вне зависимости от особенностей рабочей деятельности. Таким образом, с описанной проблемой сталкиваются как учителя обычных дошкольных учреждений, так и сурдопедагоги или работники дополнительного образования.

Причины и влияющие факторы

В современной психологической практике обычно выделяют несколько основных факторов, которые способствуют развитию описываемой проблемы выгорания. Подобные причины делятся на три основные категории: статусно-ролевые, личностные и корпоративные. В силу определенных особенностей последняя группа также нередко называется организационно-профессиональной. Сначала необходимо отметить личностные причины, которые характеризуются наиболее выраженной симптоматикой и сложностью устранения.

Основная причина данных особенностей — это присутствие подобных факторов непосредственно в личности человека, поэтому для улучшения состояния обычно прибегают к помощи специализированных психологов.

В личностную группу входят повышенная склонность индивида к интроверсии, слишком выраженная реактивность (высокий показатель динамичности в контексте эмоционального реагирования на определенную ситуацию) и высокая или низкая эмпатия. Помимо уже перечисленных причин, необходимо отметить авторитарную и жесткую черту характера к другим людям, недостаточный уровень самооценки и уважения к себе, перфекционизм, а также высокий показатель эмоциональности, зависящий от мнения учеников или педагогов.

Что касается статусно-ролевой группы, сюда в первую очередь относятся низкий социальный статус, неопределенность в профессиональном плане, любая неудовлетворенность личностным ростом и так называемая психологическая несовместимость с поведением и действием коллег. Не меньшую роль играют такие причины, как отверженность среди окружения, поведенческие стереотипы и ролевой конфликт — ситуация, при которой человек не способен определить для себя, что важнее — работа или семья. Наиболее простой в устранении группой является организационная или корпоративная разновидность причин, приводящих к эмоциональному выгоранию. Объективно в данном случае подобный негативный процесс косвенно зависит от того, насколько качественно и здраво педагог оценивает рабочую обстановку.

В корпоративную группу входят такие факторы, как ненормированный рабочий график, неравенство или выраженная несправедливость в иерархической модели, дефицит поддержки социального, административного или педагогического типа и малоэффективный стиль руководства. При этом наиболее популярной причиной из данной категории являются определенные проблемы с организацией предметной среды — холод, духота, жара, отсутствие удобств.

Специалисты обращают особое внимание на тот факт, что вышеописанные причины не могут вызывать эмоциональное выгорание по отдельности. Подобный процесс всегда возникает вследствие наличия сразу нескольких причин, исключением являются тяжелые психиатрические случаи.

Симптомы

Состояние, описываемое термином «эмоциональное выгорание», — это довольно неприятный процесс, который характеризуется определенной симптоматикой. Базовым и наиболее встречаемым признаком является стремительное и длительное падение тонуса организма с последующим исчезновением былого интереса к рабочей деятельности и жизни. В таком случае быстро развивается хроническая усталость.

Следует обратить внимание на резкое снижение коммуникативных навыков или самого желания общения с преподавателями или учениками, выраженное безразличие к окружающим и значительное ухудшение производительности педагогической практики.

Дополнительно развиваются неуверенность в себе и чувство некомпетентности — человеку кажется, что другие педагоги намного лучше его. Вследствие описываемых симптомов постепенно снижается результативность.

Стадии

В современной психологической практике принято выделять 3 основные стадии эмоционального выгорания, при помощи которых специалисты способны быстрее определить проблему и указать на наиболее эффективные методы ее преодоления.

Несмотря на то что в оригинальной модели разделения симптоматики на подобные этапы от Дж. Гринберга присутствует 5 стадий, последние две обычно не берутся в расчет, поскольку указывают на тяжелые клинические случаи.

Первая

В данную группу входит симптоматика психофизического типа. Например, педагог начинает чувствовать постоянную и выраженную усталость не только после работы, но и утром, сразу после пробуждения. Дополнительно наблюдаются выраженное физическое и эмоциональное истощение, отсутствие адекватной восприимчивости к определенным изменениям внешней среды, а также частые головные боли или нарушения пищеварительной системы без медицинской причины.

Помимо вышеперечисленных симптомов, следует также отметить резкое увеличение или снижение веса, частичную или полную бессонницу, выраженное заторможенное состояние и постоянное желание спать, даже при достаточно активной профессиональной практике. В некоторых случаях может проявляться одышка или любые другие нарушения дыхательного аппарата – как в состоянии покоя, так и при эмоционально-физической нагрузке. В тяжелых ситуациях педагог испытывает значительное снижение слуха, осязания, зрения и обоняния.

Вторая

Особенность второй стадии — это присутствие выраженных социально-психологических симптомов. В данном случае речь идет о продолжительном депрессивном состоянии, скуке, безразличии к рабочей или домашней деятельности, а также обширных неврозах, во время которых наблюдаются срывы.

Помимо всего прочего, для второго этапа характерны наличие многочисленных негативных мыслей или эмоций без какой-либо причины, чувство страха, связанного со сниженной самооценкой, и всяческие негативные установки, касающиеся профессиональных и жизненных перспектив. Педагог подсознательно настраивает себя на то, что у него ничего не получится, вне зависимости от упорства.

Третья

Для третьей стадии характерно присутствие достаточно тяжелой симптоматики в психологическом плане — работник учебного заведения начинает совершать куда больше ошибок, потому как педагогическая деятельность становится намного сложнее, а сил на выполнение тех или иных действий нет. В данном случае сотрудник может не только уменьшать рабочий график, но и увеличивать его, что объясняется нервозным состоянием.

Помимо вышеперечисленной симптоматики, в третьей стадии часто проявляется всепоглощающее ощущение личностной бесполезности в совокупности с выраженным снижением энтузиазма и отсутствием уверенности в том, что что-то поменяется к лучшему. Постепенно у педагога образуется полное безразличие к успешно выполненной работе.

Именно данная стадия чаще всего приводит к затяжному алкоголизму, увеличению объема потребляемого никотина, а в особо тяжелых случаях — к наркомании. Работник учебного заведения начинает вести распутную и недисциплинированную жизнь.

Способы преодоления

Хоть на различных ресурсах и можно найти достаточно большое количество разнообразных методик и упражнений по устранению эмоционального педагогического выгорания, справиться с подобной проблемой самостоятельно можно намного проще. Как показывает практика, лишние упражнения под красивыми названиями, которые не были проверены исследованиями, способны значительно усугубить ситуацию. Если у педагога отсутствует ярко выраженная симптоматика, относящаяся к последней группе, достаточно следовать базовым рекомендациям. Так, для изменения неустойчивого и негативного психоэмоционального состояния в первую очередь необходимо позаботиться о своем здоровье: частые занятия спортом, физические нагрузки, отказ от вредных привычек, следование распорядку дня и сна.

Далее последовательно необходимо развивать самооценку и улучшать уверенность в собственной деятельности и возможностях. Если человек не справляется самостоятельно, можно записаться на прием к психологу. В данном случае доказательной эффективностью характеризуется когнитивно-поведенческая терапия, по которой существует достаточно большое количество специализированной литературы. Основные качества, которые следует развивать для устранения выгорания: любовь к себе и принятие недостатков, высокая мобильность, общительность, открытость и формирование привычки самостоятельной поддержки даже в самых сложных ситуациях.

В более запущенных случаях единственным решением проблемы часто становится фармакология и посещение профессиональных психологов.

Профилактика

Несмотря на довольно обширный список симптоматики, как показывают современные подходы, применимые для когнитивно-поведенческой терапии и психоанализа, наиболее частой причиной выгорания является несовпадение действительного и желаемого, которое часто возникает вследствие идеализирования. За счет данной особенности специалисты рекомендуют не столь серьезно относиться к профессиональной деятельности, а также не связывать педагогические результаты с личностной значимостью. Чтобы избежать психоэмоционального выгорания, следует адекватно и объективно распределять собственные дела исходя из нагрузки, значимости, актуальности и приоритетности. Проще говоря, педагогу следует отказаться от идеи сделать все за 1 день и меньше перерабатывать в дальнейшем.

А также специалисты не рекомендуют брать дополнительные поручения и функционал, сохраняя при этом собственные границы. Особенно важно уметь отключаться от профессиональной деятельности, разделять свободное время на сон, отдых и питание, а также следовать распорядку дня. Как показывает практика, эмоциональное выгорание — это негативный психологический процесс, который происходит чаще всего в тех коллективах, где отсутствует здоровая корпоративная культура. Частая конкуренция и отсутствие уважительного отношения между сотрудниками не позволяют получить работнику удовольствие от педагогического процесса, вследствие чего развиваются стресс, невроз и многие другие проблемы.

При наличии начальных симптомов или чувства приближения выгорания наиболее правильное решение — это взять небольшой перерыв. Однако в некоторых случаях даже длительный и оплачиваемый отпуск не является выходом из ситуации.

Если такое происходит, лучше всего взвесить все недостатки и достоинства рабочей деятельности, уменьшить количество педагогических часов, сменить работу или временно уволиться.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.