Эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Общие сведения
  2. Причины и влияющие факторы
  3. Признаки
  4. Стадии формирования
  5. Методы борьбы
  6. Профилактика

Труд медработников, а тем более в условиях коронавируса, относится к наиболее ответственным видам деятельности. Медики сегодня трудятся в зоне риска, обуславливающей наличие значительных социально-психологических нагрузок. По мнению доктора психологических наук Т. И. Ронгинской, «ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».

Это в полной мере относится особенно к медикам. Значимым аспектом на этом фоне является сложная и опасная картина возникновения, развития и борьбы с синдромом эмоционального выгорания, а также с его тяжёлыми последствиями.

Общие сведения

По Международному классификатору заболеваний (МКБ-Х) синдром эмоционального выгорания (СЭВ) относят к разделу Z73 – «Стрессовые проявления, связанные с проблематикой обеспечения нормального образа жизни». СЭВ нередко возникает в выраженной форме истощения у людей различных специальностей, работающих в системе «человек – человек», что непосредственно наблюдается и у медицинских работников. При определённых условиях симптоматику СЭВ диагностируют и у студентов-медиков.

Практический опыт свидетельствует о том, что проявления СЭВ тесно сопрягаются с психопатологической, психосоматической, соматической симптоматикой, а также с признаками социальных дисфункций как на работе у врачей, так и у медсестёр. Проявления заболевания манифестируются хронической усталостью, нарушениями памяти и внимания, нарушениями сна, негативными личностными изменениями. Возможны проявления тревожного или депрессивного расстройства, появление зависимостей от различных психоактивных препаратов, суицидные настроения. В общей картине заболевания характерны такие соматические симптомы, как головные боли, признаки гастроинтестинальных заболеваний (диареи, синдрома раздраженного желудка) и кардиоваскулярных (тахикардии, аритмии, гипертонии) нарушений.

Как следует из дефиниции МКБ, феномен СЭВ теснейшим образом связан с таким понятием, как стресс (напряжение). В научный обиход термин ввёл в 1935 году эндокринолог Ганс Селье. Под стрессом он понимал неспецифическую реакцию организма в ответ на любые действия (чаще – неблагоприятные). Селье трактовал стресс как неотъемлемый компонент человеческого существования – «стресс – это жизнь», поэтому полностью избежать стрессов нельзя, однако этими состояниями можно и нужно учиться управлять.

По мнению специалистов К. Маслач, С. Е. Джексона, СЭВ – это комплекс проявлений физических и эмоциональных признаков истощения, сопровождающихся развитием негативной самооценки, неприятием рабочих отношений, утратой взаимопонимания и эмпатии к пациентам.

Причины и влияющие факторы

СЭВ возникает как результат совокупного действия целого ряда факторов и конкретных причин. Отечественными специалистами выделяются факторы личностного, ролевого и организационного порядка, в зарубежной литературе – индивидуального, социального и рабочего плана.

Говоря шире, существует множество различных стресс-факторов:

  • физического порядка – вибрации, зашумлённость, загрязненность атмосферы и пр.;
  • физиологического – сменность графиков, нарушения режима питания и пр.;
  • социально-психологического плана – ролевые столкновения или конфликты, неопределенность, перегрузки или недогрузки специалистов, высокий уровень ответственности и пр.;
  • структурно-организационного – организационный стресс.

Причина возникновения синдрома эмоционального выгорания в среде медработников обуславливается рядом обстоятельств социальной, деятельностной, субъективной и индивидуально-личностной природы.

  • В социальной области – это аспекты, связанные с низкой социальной оценкой значимости врачебной профессии, особенно в региональных учреждениях, выражающейся в дефиците возможностей по реализации личностных потребностей.
  • В деятельностной – аспектами, связанными с вредностью и опасностью самой производственной среды, напряженностью трудового процесса, его стрессогенностью и пр.
  • В субъективной сфере – наличие значительного объёма нормативно закреплённых, профессиональных качеств и требований, приводящих к развитию состояний некомпенсируемого утомления, девальвации профессиональной самооценки и пр.
  • Индивидуально-личностной природы, где главным стрессорами становятся:
    • смерть пациента;
    • тяжёлые пациенты;
    • врачебные ошибки (личные);
    • чрезмерные нагрузки (при нехватке персонала);
    • недостаток внимания со стороны руководства;
    • личные оскорбления и конфликты в коллективе;
    • низкий социальный статус и зарплата.

Имеются индивидуальные различия и в том, какая из сфер психики при длительном и сильном напряжении окажется более уязвимой. Это зависит как от личностных особенностей, так и от специфики ситуации. Например, при сильных и затяжных стрессах возникают:

  • в когнитивной сфере навязчивые мыслеобразы;
  • в эмоциональной – застревающие переживания;
  • в поведенческой – навязчивые устремления, акции и ритуалы;
  • в социально-психологической – деформации соцсвязей, дезадаптационные проявления.

В организационном смысле факторы формируются из ряда составляющих, касающихся:

  • специфики рабочих условий и присущих им трудностей и недостатков;
  • содержания трудового цикла, количественных и качественных аспектов работы с пациентами, степени глубины контактов;
  • социально-психологических аспектов, стилей взаимоотношений в учреждении и по вертикали, и по горизонтали.

Значимым и специфичным фактором, обусловливающим развитие СЭВ у врачей, является и психологически сложный контингент, с которым нередко возникают проблемы.

У медработников синдрому эмоционального выгорания подвержены обладающие недостаточным уровнем профзащищенности члены коллектива (мало опыта практической деятельности, невозможность своевременного повышения профессионализма и пр.). Провоцирующими недуг аспектами могут быть заболевания и психологические травмы (разводы, смерть родственника или пациента).

Одно из лидирующих мест по степени риска возникновения синдрома занимает у медицинских сестёр. По меткому выражению известного американского медика Ф. Найтингейл, медицинская сестра «должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за пациентами».

Признаки

Картина развития СЭВ в медицине (и не только) предполагает некое изначальное приглушение психоэмоциональных проявлений, притупление чувств и переживаний. В дальнейшем неявно проявляются симптомы раздражительности в отношении коллег, возникает некое пренебрежение по отношению к больным, нередко доходящее до неприязни. В дальнейшем раздражительность становится трудно скрываемой, нередко переходящей в банальную озлобленность, когда страдают пациенты. В результате у медиков происходит полное выгорание. Дальнейшее прогрессирование недуга чревато крайне негативными психосоматическими последствиями.

Наиболее крайние формы СЭВ возникают у онкологов и врачей хирургического профиля. Для выгорающего человека характерны и поведенческие аномалии – частая проверка времени, перенос рабочих встреч, частые опоздания, утрата творческого подхода к решению проблем, трудоголизм при снижении общей продуктивности работы, уединение, частое употребление кофеина и никотина и пр. Меняется и эмоциональная сфера заболевшего – снижается восприимчивость к юмору, возникают чувства неудачи, вины и самообвинения, гневливости, обидчивости, равнодушия и бессилия.

Мыслительные процессы выгорающего сотрудника приобретают ригидность, снижаются способности по концентрации внимания, возникают чувства подозрительности и недоверчивости, доминирует цинизм и порицающее отношение к людям, жертвенный менталитет, озабоченность по отношению к своим потребностями и личностному выживанию. При этом происходит нарушение сна, растёт утомляемость, снижается уровень здоровья.

Следует заметить, что симптоматика СЭВ крайне индивидуальна, индивидуальный характер приобретают и его последствия, которые чреваты самыми болезненными проявлениями.

Стадии формирования

Выделяют 3 основные стадии развития СЭВ.

  • Формирование невротических реакций, приводящих к деформациям в физическом и психоэмоциональном состоянии заболевшего. Со временем они приобретают типичные черты одной из форм невроза – неврастении.
  • Стадия невротического развития, характеризующаяся изменениями в поведенческой сфере больного (уединённость, отгороженность).
  • Стадия профессиональной деформации личности. Возникают качественные изменения личностных черт, человек становится чёрствым, циничным, подчёркнуто агрессивным, происходят эмоциональное оскудение и резкие перепады в настроении.

Фактически СЭВ является частным случаем профессиональной деформации, обусловленной внутренними и внешними факторами. Профдеформация прогрессирует медленно и в рамках закономерно протекающего процесса профадаптации. Иными словами, эффект адаптации достигается зачастую ценой значительных затрат функциональных резервов организма (биосоциальная плата).

Обобщая богатые статистические данные по заболеваемости и смертности в результате воздействия СЭВ, Дж. Бреннер пришёл к выводу, что в течение первых трех лет воздействия стресс-факторов сильно вырастает число острых состояний и типов реакций (психозы, инфаркты), а далее преобладает ряд хронических заболеваний — ишемии, депрессии, болезни почек, иммунологических недугов.

Методы борьбы

Среди методов борьбы с СЭВ выделяют меры ряда классов, которые следует использовать, предварительно собрав анамнез перенесённых заболеваний.

  • Класс физических методов применяется часто, поскольку он прост и доступен: воздействие на организм посредством разных температур, применение светотерапии (воздействие света различной интенсивности и разного по спектральному составу). Сюда относят баню, сауну, закаливание, солнечные и воздушные ванны.
  • Класс биохимических средств – применение фармпрепаратов, средств растительного происхождения, использование ароматерапии.
  • Класс физиологических методов, воздействующих на физиологические процессы организма, – лечебные физические упражнения, дыхательная активность, массаж, акупунктура, релаксирующие занятия, йога.
  • Класс психологических методов, направленных на снижение степени выраженности стресса, – консультации с психологом, психиатром, аутотренинг, релаксация, аэробные упражнения, медитация.

Профилактика

Предметом профилактики стрессовых состояний является выявление и устранение источников их порождающих. Эти меры осуществляются на двух уровнях – на личностном и организационном.

На уровне учреждений проводят ряд мероприятий по ряду направлений. Здесь актуальны следующие рекомендации:

  • грамотный кадровый подбор и оптимальная его расстановка, с учетом индивидуальных особенностей;
  • грамотная постановка реально выполняемых сотрудниками задач и наличие обратной связи;
  • реализация личного, индивидуального подхода к каждому сотруднику;
  • эффективное и внимательное взаимодействие при работе в команде;
  • реализация программ оздоровления и обучения работников, способствующих профилактике СЭВ (спорт, разгрузочные комнаты, здоровое питание и пр.).

Профмероприятия на уровне сотрудника:

  • рациональное распределение личного времени (планирование);
  • меры по физической активности (спортивные кружки, секции, гимнастика);
  • отказ от пагубных для здоровья привычек;
  • наличие хобби;
  • чередование рабочих периодов с отдыхом;
  • оптимальное распределение сил при возникновении чувства усталости;
  • формирование благоприятного микроклимата в коллективе на работе и в семье.

Несомненно, профилактику профвыгорания лучше начинать ещё во время обучения в медицинских вузах. Закончивший учебное заведение студент должен знать и разбираться в методах профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.