Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.
Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.
Возникновение
Пирография в переводе с греческого языка означает «огненное письмо», то есть рисование огнем. Несмотря на древность искусства выжигания, термин появился в Англии относительно недавно, в XIX веке. А в ХХ от его производной произошло название современного прибора для выжигания – пирографа.
До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.
В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.
Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.
В Англии еще до Викторианской эпохи декорировали мебель раскаленными приспособлениями, которые умельцы называли «горячей кочергой». Большое распространение искусство получило в средневековой Европе, огненным орнаментом украшались предметы быта.
Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.
В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.
На Руси украшали тарелки, ложки, шкатулки, ковшики. Мастера игрушек разрисовывали свои творения «огненными» узорами, особенно очаровательными получались традиционные матрешки.
Развитие техники
Тысячелетиями люди выжигали по дереву фактически раскаленным «гвоздем». Английские умельцы вплоть до XIX века приспосабливали под свои «горячие кочерги» печи с отверстиями или котелки с углями. На кочергу надевали насадку для выжигания, а ручку изготавливали из тонковолокнистых минералов, чтобы не обжечься. Иногда мастер нанимал человека, в обязанности которого входило менять кочерги у печи и как можно быстрее подносить их художнику.
В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.
В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.
Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.
Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.
Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.
Выжигание в современности
Ремесло пирографии в буквальном смысле означает «рисование огнем». Способы при этом используются самые разные: с помощью лазера, кислоты, электроприборов, газовых горелок, собирающих линз. Каждый вариант вносит свои особенности в технику рисунка.
Пирограф
Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.
-
Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.
-
Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.
Газовая горелка
Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.
Собирающие линзы
Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.
Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.
Кислотный способ
Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.
Пиротипия
С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.