Top.Mail.Ru
Ящики и коробки

Все о сенсорных коробках

Все о сенсорных коробках

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Как сделать своими руками?

Использование сенсорной коробки в воспитании и развитии маленьких детей является одной из совершеннейших и проверенных методик известного педагога М. Монтессори, которая успешно применяется для развития у деток координации движений, мелкой моторики пальцев, пространственного мышления и воображения, навыков классификации и сортировки, способностей к различению цветов, форм и свойств различных предметов. В целом система эффективно способствует совершенствованию интеллектуальной сферы детей.

Что это такое?

По авторитетному мнению известного педагога М. Монтессори, дети в возрасте до 3 лет активно развиваются сенсорно, получая информацию об окружающем мире посредством ощущений. Они ощупывают, рассматривают предметы, познавая их свойства. Именно этим путём происходит сенсорное воспитание, совершенствование сенсорных способностей (тактильных, слуховых, зрительных), являющихся базовыми в развитии интеллекта у детей.

Целенаправленное и качественное развитие таких качеств оттачивается с помощью специального игрового поля – сенсорной коробки, представляющей собой ёмкость с различными сенсорными наполнителями. В качестве наполнителей используют жидкости, различные сыпучие материалы, желеобразные, клейстер, игрушки и прочее. Такое многофункциональное, универсальное и полезное учебное игровое поле выступает в качестве модели существующих в реальности ситуаций. Здесь дети, манипулируя мелкими предметами, эффективно развивают мелкую моторику, внимание, воображение, попутно пополняют свой словарный запас и совершенствуют речь, поскольку мелкая моторика рук теснейшим образом сопрягается с речевой деятельностью.

В специальных Монтессори-классах для детей от 3 лет используются сенсорные ёмкости, развивающие не только зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, но и чувство веса, а также способность к различению температур.

В качестве ёмкости можно использовать:

  • бельевые тазики;

  • пластиковые контейнеры;

  • коробки из картона;

  • объёмные кастрюли или миски;

  • тазы для варенья;

  • деревянные ящики;

  • небольшие надувные бассейны и другое.

Наиболее удобны пищевые контейнеры, обладающие оптимальными размерами, крышкой, возможностью собрать ряд тематических коробок, чтобы время от времени их менять. Стоят такие контейнеры недорого. Можно также купить готовую и удобную песочницу из пластмассы.

В качестве инструментария для манипуляций с наполнителем удобно использование:

  • совочков;

  • лопаток;

  • ложек различных размеров;

  • ситечек;

  • сачков;

  • щипцов;

  • пинцетов;

  • грабелек;

  • различных формочек.

В качестве наполнителей используют:

  • крупы – рис (белый или окрашенный), манку, овсянку, гречу и другие;

  • муку, какао, молотый кофе;

  • крупную соль, различные виды макарон;

  • семена бобовых культур;

  • по зиме снег или песок;

  • гальку;

  • аквагрунт;

  • насыпать в коробку можно желудей, каштанов, шишек, травы, листьев, шиповника, земли, камешков, ракушечника или мха;

  • нарезанную бумагу, шарики из ваты или бумаги.

Целью для проведения таких игр может являться развитие:

  • координации движений;

  • мелкой моторики пальцев;

  • пространственного мышления;

  • навыков классификации и сортировки;

  • способностей к различению цветов, форм и свойств различных предметов;

  • воображения.

Виды

Содержательная и техническая стороны игр с применением сенсорных коробок непосредственно зависят от возраста детей, а также от индивидуальных особенностей их развития. Так, для малышей используют предметы крупных размеров, для деток более старшего возраста (2,5-3 года) уже можно предлагать игры тематического плана.

Для детей 1 года целесообразно создавать несколько таких игровых полей, расположив их в различных, любимых ребёнком уголках комнаты, куда он обычно заползает. Предметы же в каждой коробочке собирают по цвету, фактуре или по конфигурации, чтобы разнообразить полученные малышом ощущения.

Можно использовать предметы, издающие звуки различного тона, например, разные по размерам ложки. При этом не стоит забывать о вопросах безопасности – следует размещать в ёмкостях исключительно неопасные для детей предметы. Для деток постарше можно организовать игры со снегом, ледяными фигурками, ледяными «айсбергами» (замороженными в маленьких баночках), играть в Северный или Южный полюс, Новый год, фабрику мороженого, использовать в играх разноцветную гальку, фасоль, траву, играя в ферму, зоопарк, пляж, огород, раскопки.

Можно соорудить коробки по сезонному принципу, используя солому, желтые и красные листочки, желуди, каштаны, отменно передающие осеннее настроение. Яркие цветочки, камешки, травы и зеленые листочки прекрасно подойдут для передачи весенних или летних впечатлений.

Дети в возрасте до двух с половиной лет увлечённо могут сортировать различные вещи по цвету и форме, с удовольствием перемещают сыпучие субстанции из емкости в ёмкость, выискивают различные «клады».

Первую чудо-коробочку можно уже давать малышам от 6 месяцев, которые только научились сидеть, разместив в ней лоскутки материи, мягкие фигурки, пластиковые чашечки, погремушки и прочее. Предметы должны быть чистыми и крупными. Здесь следует руководствоваться целью предоставить ребёнку возможность получать самые различные тактильные ощущения для разработки мелкой моторики рук.

В возрасте 1,5-2 года размеры ёмкости можно увеличивать и размещать в них более маленькие по размерам предметы, использовать в качестве наполнителей крупу. Добавляя новые предметы, следует показывать детям, что можно с ними делать. Например, размещая по баночкам небольшие предметы, обучаем детей различать предметы по габаритам.

Для 2- и 3-летних детей интересны и полезны сюжетно-ролевые игры, например, ферма, магазин, цирк. Подбор таких игр может быть различным, он зависит от вашей фантазии и творчества. Для детей интересны процессы укладывания животных спать, купания их в водоёме, кормление.

Полезно устраивать малышам так называемые «цветные дни» для обучения умению различать цвета и их оттенки, организуя доминирование в коробке какого-либо одного цвета, поочередно размещая в коробке предметы то одного, то другого колера. В ходе таких игр умение различать цвета и называть их правильно интенсифицируется в значительной степени, поскольку в процессе таких игр названия цветов повторяются многократно.

Существуют и иные виды игр.

Ароматические

Здесь применяются различные душистые специи и ароматные травы, но не слишком резко пахнущие. Это могут быть мятные листики, веточки лаванды, аниса, кориандра, которые упаковывают в небольшие матерчатые мешочки или раскладывают отдельно.

Ребёнок пробует их пальчиками и одновременно познаёт новые запахи. В целях безопасности рекомендуем использовать крупные травянистые части.

Музыкальные

Музыкальные игрушки могут быть наполнены шуршащими, звенящими, брякающими, стучащими предметами. Используются здесь и музыкальные инструменты, маленькие баночки с бусинами, ложечки из металла или дерева, колокольчики, звоночки, молоточки.

С одним типом наполнения

В этом виде игр полезно использование, например, только деревянных фигурок различной конфигурации, или только металлической кухонной утвари. Причём размещают в коробку предметы одного цвета, но они должны различаться по фактуре, то есть быть мягкими и твёрдыми, удлинёнными и укороченными, ровными и неровными.

С разнообразными предметами

Разнообразие используемых в игре предметов, их цветов и форм – залог качественного и количественного расширения детского кругозора, улучшения моторики пальцев, совершенствования интеллектуального развития ребёнка и его познавательной активности. Стимулирующим здесь является эффект развития интереса ребёнка к многообразию окружающего мира.

С сортировкой предметов

Детям от 1,5 до 2 лет становится интересно сортировать предметы. Для этого используйте совочки, сито и миски. Насыпьте в ёмкость гречку и добавьте игрушки. Пусть малыш выбирает предметы и раскладывает их по тарелочкам. Этим способом прекрасно тренируется щипковый захват пальчиками. Ребёнок также может перекладывать содержимое с помощью лопатки, тем самым обучаясь правильно держать ложку.

Водные

В водных сенсорных коробках можно легко устроить для малыша рыбалку, разместив в воде плавающие и тонущие игрушки, которые ребёнок с удовольствием будет вылавливать ситом или поварёшкой. Иным вариантом игры могут стать кораблики, на которые можно разместить некоторые предметы или игрушки. Такую игру удобно осуществлять в небольшой надувной ванне, которая вместительна и просторна.

Как сделать своими руками?

Элементы и инструменты любой сенсорной игры для малышей абсолютно несложно подобрать и купить в магазинах игрушек (таковы домашние животные, динозавры и другие). Не представит особого труда сделать их и самостоятельно, например, из дерева, бумаги или природных материалов – снега, земли, песка (игры – лес, пустыня, Африка, Северный полюс, огород). Тем более несложно выбранные предметы покрасить, придавая им более или менее узнаваемый вид.

Например, покрасить рис можно, смешав краситель с водой так, чтобы получился требуемый цвет. Затем в смесь положить промытые зёрна риса, чтобы красящий раствор полностью покрывал крупу. Затем оставляем рис в приготовленном красителе примерно на 30 минут для качественной окраски. Далее сливаем раствор и выкладываем крупу на бумагу для просушки. Удобнее совершать покраску риса с вечера, чтобы он просох за ночь.

Для одной из наиболее популярных тематических игр в детском саду (ферма) используют фигурки домашних животных. Землю нетрудно сделать из бурого риса, фасоли или гречневой крупы. Водоём сооружаем в отдельной ёмкости, наполнив её водой, но можно просто создать его из голубоватых стеклянных камешков или синих волокон. Для создания загона вполне можно использовать небольшую картонную коробочку без одной стенки. Пригодятся свежие или сухие травы и листочки.

Дети смогут совершать уход за домашними животными, кормить, поить их из чашечек, пасти и укладывать спать. В ходе игры полезно попутно рассказывать детям о животных, их питании и пользе, которую они приносят человеку.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.