Леерные ограждения играют защитную роль. Оборудование должно быть сделано из специализированных материалов, чтобы хорошо выполнять защитные задачи. К выбору такого оборудования следует подходить осмотрительно. Очень важно обратить внимание на следующие моменты при выборе леерного ограждения: материал, способ монтажа, вид конструкции, особенности сборки.
Особенности
Для массового производства чаще используют нержавеющую сталь, потому что этот материал прочнее и доступнее. Леер (натянутый трос) – морской термин, и леерные ограждения обычно использовались на кораблях и катерах. Теперь они пришли и в наземное использование. Такие ограждения представляют собой тросы, прикрепленные концом к крепежным конструкциям. Фурнитуру используют для связи запчастей: болты, амортизаторы и другое. Под крепежными конструкциями подразумевают столбы и балки.
Первое использование устройства приходится на 1720 год, и с тех пор оно прочно вошло в Морской устав. Ограждения бывают либо съемными, либо станционными, используются в качестве ограничителя передвижения пассажиров на открытых площадках (палубы, люки, мостики, проемы между каютами). Изготавливают сооружения в соответствии с ГОСТом 5.2124-81 «Изделия леерного ограждения. Технические условия».
На сегодняшний день сооружение используют повсеместно, потому что оно оказалось не только практичным, но и экономным. Назначение устройства в том, чтобы огораживать открытые участки для обеспечения безопасности людей. Сооружение представляет собой столбики, расположенные на равном расстоянии друг от друга с цепным или канатным соединением. Канаты делают из веревок или металла. Иногда соединительные балки растягивают не в один ряд, а даже в два или три ряда.
Разновидности
В зависимости от характеристик и предназначения сооружения леерные ограждения бывают специальных видов. Конкретный вид предназначен для определенных пространств (корабли, дороги и другое). Эти виды также регламентируются ГОСТом 12.4.059-89 «Строительство». По месту нахождения выделяют переносные и стационарные. Стационарные обычно располагают в зафиксированном месте на установленном расстоянии. А также бывают разборные ограждения, которые удобнее переносить с места на место. Каждое сооружение, независимо от вида, должно отвечать условиям ГОСТа. Различают внешние и внутренние конструкции. Внешние обычно определяют границы помещения, а внутренние выставляют между отдельными локациями.
По месту установки выделяют следующие разновидности ограждений:
-
для судов – корабли, яхты;
-
для дорог;
-
для декоративных целей;
-
для балконов и лоджий;
-
для проходов и лестниц;
-
для крыш (от 10 м).
Каждая разновидность леера создается для определенной цели: защита, поддержка. В зависимости от целей существует оборудование защитных, страховочных, направляющих, сигнальных форм. Защитные – для предотвращения случайных происшествий, страховочные используют в специализированных работах, сигнальные – для предупреждения травматизма, направляющие – для указания места. В зависимости от вида леера используют различные виды скрепления деталей между собой: сварное крепление, сборочное соединение, присоединение деталей к опоре, навесное соединение.
Базируются такие конструкции обычно на прочных основах: железные или бетонные конструкции, швеллеры, уголки, трубы. Стойки для лееров изготавливают из прочных металлов: нержавейки, черного металла, алюминия и чугуна. Между столбами иногда устанавливают металлические и пластиковые сетки для большей безопасности. Для прочного скрепления деталей между собой используют сталь, пластик, полимеры, пластмассу. А также комбинацию нескольких материалов.
Где используется?
В зависимости от сферы использования изделия должны соответствовать нормативам техники безопасности. У каждой территории, где устанавливаются леерные ограждения, существуют свои особенности. Поэтому способы крепления и используемые материалы подбирают отдельно.
Моменты, на которые обращают внимание при подборе лееров для конкретной площадки: климат, вид и форма площадки, назначение леера, высота и длина площадки.
Далее приведены технологические особенности процесса в зависимости от места установки ограждения.
В судостроении
Леерные конструкции можно увидеть на любом судне. Изначально они и создавались для кораблей и катеров. Основная функция таких ограждений: предотвратить падение пассажира за борт. Отсюда и вытекает основное требование к подобным сооружениям – сопротивляемость активному климатическому влиянию: влага, солнечные лучи. Материал должен быть износостойким, устойчивым к коррозии. Подобные конструкции всегда покрывают атмосферостойкими красками для усиления защитных качеств. Согласно правилам ГОСТа, ограждения должны быть установлены во всех открытых помещениях.
А также конструкции должны соответствовать следующим правилам, применяемым ко всем подобным изделиям.
-
Соединительные детали оборудования должны выдерживать любые нагрузки и вибрации.
-
Высота таких сооружений обычно составляет приблизительно 110 см.
-
Между ячейками располагается специальная защитная сетка, сделанная из веревок или металла.
-
Находятся такие сооружения на расстоянии 45 см от края судна (по ГОСТу).
Подобные приспособления применяются только в проходных местах. Морские лееры предназначены для обеспечения безопасности пассажира на борту.
В дорожном строительстве
Пришедшие стандарты из Европы коснулись и дорожного строительства. Теперь на всех дорогах устанавливают лееры для безопасности пассажиров и автомобилистов. Лееры устанавливают по бокам дорог, чтобы ограничить проезжую часть и предотвратить падение автомобилей с дороги. Для монтажа лееров используют балки, столбы, тросы и соединительные элементы: болты, амортизаторы. Тросы для дорожных лееров изготавливают толщиной в 25 мм.
Металлические тросы чаще более полезны в предотвращении аварий на дорогах, чем столбики. В столбики часто врезаются легковые автомобили. Дорожные лееры представляют равномерно вбитые столбики высотой до 1 м с круглыми проушинами в боковых частях, связанные 2 или 4 стальными балками толщиной 4-5 мм. Для связки деталей обычно выбирают самые крепкие материалы. Для монтажа используют кронштейн — амортизаторы и болты. Монтируют внахлест, а конструкции располагают по направлению движения транспорта.
К безусловным преимуществам дорожных леерных конструкций относят то, что ремонт поврежденных участков занимает немного времени.
Ограждения для кровли
Кровли нуждаются в защите, если находятся на высоте свыше 10 м. Для кровли используют несколько видов ограждений. Защитные ограждения имеют высоту до 110 см, сигнальные — 80-110 см. Неиспользуемые крыши допускают оснащение страховочными ограждениями, которые должны достигать высоты в 30-60 см.
Для используемых крыш хорошо подходят устройства, смонтированные сварочным методом. Для скатных крыш используют угловые растяжки, придающие вертикальным крышам большую устойчивость.