Top.Mail.Ru
Буллинг

Почему возникает детский буллинг и как справиться с проблемой?

Почему возникает детский буллинг и как справиться с проблемой?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Причины возникновения
  3. Влияние на эмоциональное состояние ребенка
  4. Как помочь?
  5. Профилактика

В детских коллективах нередко наблюдается проявление жестокости по отношению к более слабому существу. Жертву затравливают, унижают, избивают. Буллинг лишает ребёнка права на личную безопасность.

Что это такое?

Большой проблемой в нашем обществе является популяризация особой разновидности насилия. Детский буллинг представляет собой намеренную систематическую травлю ребёнка одним человеком или группой лиц. Физический и психологический террор осуществляется с целью запугать жертву и подчинить себе. Преследователь стремится заслужить авторитет у окружающих.

Буллинг может случиться в отношении любого ребёнка. Травле со стороны сверстников подвергаются дети не только в школе, но и в саду. В отличие от учеников дошкольники никогда заранее не продумывают свои жестокие действия. Они чаще всего не осознают последствий собственных поступков.

Малыши обычно притесняют ребёнка, не способного постоять за себя. Жертвой может стать застенчивый, пугливый, апатичный или просто не уверенный в своих силах детсадовец.

В роли агрессоров выступают дети, физически опережающие своих ровесников. Они пока ещё не научились проявлять сочувствие и эмпатию. Преследуемого дразнят, обзывают, принуждают к каким-нибудь действиям. В России распространён школьный буллинг. Как правило, создаётся групповая ситуация. Помимо преследователей, присутствуют наблюдатели. Нередко у жертвы вымогают деньги, вещи или еду. Иной раз подвергают порче личное имущество, прячут или воруют какие-то предметы потерпевшего. Порой начинается игнорирование одноклассника, объявление ему бойкота.

Физическое воздействие на личность заключается в причинении вреда здоровью посредством ударов, умышленных толчков, пинков и других телесных повреждений. Психологическое давление оказывают путём запугивания, распространения обидных слухов, нанесения словесных оскорблений. Жертве приходится терпеть косые взгляды, различные неприятные жесты и плевки в свою сторону. В современном мире размножение клеветнической информации, видеосюжетов с избиением и унижением жертвы, фотографий и других сведений происходит через соцсети и мессенджеры. Такое поведение детей преследует цель навредить однокласснику, снизить его социальный статус в чате.

Причины возникновения

Буллинг зарождается в группах с недостаточно отрегулированным механизмом правил. В коллективе всегда есть человек, желающий оказывать влияние на сверстников. Чаще всего агрессорами становятся дети, наблюдающие в своих семьях насилие над личностью. Основной проблемой является то, что не все педагоги сразу пресекают жестокие действия своих подопечных. Некоторые учителя поддерживают травлю неудобного ребёнка. Обычно жертвой преследования становится человек, отличающийся замкнутостью, скромностью, особенностями внешности, успеваемостью либо материальными возможностями. Ключевыми факторами могут стать положение семьи в обществе, национальность, расовая принадлежность. Изгоем иногда делают любимчика учителей, отличника или, наоборот, школьника с низким интеллектуальным уровнем.

Объектами насмешек бывают веснушки, шрамы на лице, торчащие уши, сниженный слух, плохое зрение, косоглазие, заикание, лишний или недостаточный вес. Иногда жертву выбирают по принципу одежды. Обидчиков раздражает несоответствие моде или неряшливость. В подростковом возрасте начинает развиваться дух соперничества, борьба за лидерство в классе. Человек хочет быть в центре внимания, демонстрировать власть над соперником, показывать своё преимущество над ним. Уровень агрессии растёт. Многие пытаются самоутвердиться и обрести уверенность в собственных силах за счёт слабого человека.

Причинами недоброжелательных выпадов в сторону жертвы могут стать проблемы в семье, плохое воспитание, пережитое насилие, низкая самооценка, стремление к доминированию, склонность к манипулированию, гормональный сбой, сложное переживание пубертатного периода.

Мотивами служат зависть к успехам, месть за нанесённые обиды, чувство неприязни, устранение соперника путём издевательств.

Влияние на эмоциональное состояние ребенка

Буллинг отражается на формировании личности каждого участника процесса. Обидчик чувствует свою безнаказанность. Мнимое всемогущество способствует развитию деструктивных качеств. Человек с девиантным поведением впоследствии имеет дело с правоохранительными органами. Наблюдатель испытывает чувство стыда и вины из-за проявленной слабости. Человек понимает, что мог бы помочь жертве, но не сделал этого.

Самые тяжёлые последствия бывают у самой жертвы. Преследование, запугивание, различные оскорбления и угрозы наносят человеку глубокую психологическую травму. У ребёнка появляется эмоциональная неуверенность. Затравленная личность не хочет идти в школу, ищет повод прогулять уроки. Ученик приходит домой в состоянии подавленности, часто плачет без видимых причин, отказывается рассказывать о школьной жизни. Нередко на его лице и теле сияют синяки и ссадины. Рваная одежда тоже может свидетельствовать об издевательствах над школьником.

У ребёнка нарушается сон, снижается или, наоборот, сильно повышается аппетит. Некоторые начинают страдать из-за частых головных болей, обострения хронических заболеваний, невротических расстройств, депрессии.

Самой страшной реакцией на буллинг могут быть попытки суицида. Иногда отчаявшийся человек совершает противоправные действия с помощью ножа или взрывчатки.

Как помочь?

Специалисты дают советы школьнику, как себя вести в непростой ситуации.

  • Юному человеку бывает очень сложно справиться с проблемой самостоятельно. Не оставайтесь наедине со своей бедой. Обратитесь за поддержкой к родителям, надёжному старшему другу, учителю или школьному психологу. Просьба о помощи не считается проявлением слабости. Это мудрое решение. Так всегда должен поступать любой человек, попавший в беду.
  • Если вы получаете неприятные послания в соцсети, то для сбора доказательной базы нужно делать скриншоты страниц с перепиской, сохранять голосовые сообщения с угрозами или оскорблениями.
  • Не стоит винить себя в создавшейся ситуации.
  • Если вы стали свидетелем травли вашего одноклассника, то не замалчивайте этот факт. Бейте тревогу, стучитесь во все двери, принимайте любые меры по предотвращению причинения психологического или физического вреда товарищу.

Психологи дают следующие рекомендации родителям.

  • Если вы подозреваете, что ваш ребёнок подвергается травле со стороны одноклассников, попробуйте аккуратно вывести его на откровенный разговор. Выведайте у него все детали психологического давления или физических выпадов сверстников. Придите на помощь юному созданию. Человек должен быть всегда уверен в том, что родные люди не бросят в трудную минуту, помогут остановить травлю.
  • Вы должны защитить и поддержать неокрепшую личность. Если ваш ребёнок стал жертвой издевательств, то надо убедить его в собственной невиновности. Объясните ему, что в сложную ситуацию может попасть любой человек. Поддержите примерно такими словами: «Ты молодец, что мне рассказал. Я верю тебе и обязательно помогу».
  • Разработайте вместе дальнейшую линию поведения. Заблокируйте поступление сообщений через интернет, пожалуйтесь администратору сайта. Отнесите скриншоты страниц с перепиской, угрозами и порочащими фотографиями в полицию.
  • Пообщайтесь с педагогами и родителями агрессора. Перевод в другую школу может не решить проблему. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе, научите не поддаваться на различные провокации и манипуляции.

Профилактика

В дошкольном учреждении воспитатели должны переводить звучащие оскорбления или агрессивные действия в различные игры. Например, услышав, что ребёнок кого-то дразнит, предложить игру, в которой все обзывают друг друга, только названием фруктов, ягод, овощей. Допустим, «Вероника! Ты клубника», «А ты, Коля, похож на брокколи». Дети весело смеются. Негативные эмоции плавно перетекают в позитивный настрой. Напряжение в коллективе проходит. Каждый школьный педагог должен внимательно изучать личные страницы своих подопечных в соцсетях, обращать внимание на комментарии и посты. Только в этом случае можно предотвратить насилие сильных учеников над слабыми личностями. Учителю не надо побуждать учеников к жалости, потому что призыв заступиться за жертву чаще всего усиливает преследование. Не нужно анализировать поведение или привычки пострадавшей стороны. Дело не в этом. Не стыдите агрессоров за травлю, так как обычно недоброжелатель сам чётко не понимает, что вытворяет. А потому мало толку от таких действий.

Одним из самых эффективных способов предотвращения травли в подростковой среде является работа по сплочению классного коллектива. Педагогам нужно проводить различные мероприятия, направленные на формирование уважительного и толерантного отношения к окружающим. Беседы и классные часы на соответствующие темы, создание воспитывающих ситуаций, деловые игры и другие методы профилактики способствуют предотвращению издевательств над своими сверстниками. Необходимо привлекать профессиональных психологов для проведения тренингов по развитию эмпатии и терпимости к людям. Классный руководитель должен поддерживать любые позитивные изменения в коллективе, обращать внимание детей даже на незначительные достижения в улучшении общей атмосферы класса.

Существует множество интересных упражнений для профилактики проявления враждебности к другой личности. Совместные чаепития, походы, посещение музеев и театров, экскурсии помогают сформировать дружный коллектив.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.