Буллинг

Буллинг в школе и борьба с ним

Буллинг в школе и борьба с ним

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Причины
  3. Признаки
  4. Кто участвует?
  5. Виды травли
  6. Последствия
  7. Как бороться?
  8. Профилактика
  9. Знаменитые люди, пережившие буллинг

К огромному сожалению, актуальность темы буллинга в школе и способов борьбы с ним становится все более серьезной проблемой. В соответствии со статистическими данными сейчас в России каждый третий ребенок сталкивается с тем или иным проявлением травли. При этом каждые десятые родители узнают о подобных проблемах у своих детей. Такой статистики более чем достаточно для того, чтобы уделять школьному буллингу максимум внимания и нести ответственность за складывающуюся ситуацию. Можно предположить, что сам термин был введен в обиход из-за того, что слово «травля» является слишком резким и неприятным. Однако суть проблемы от терминологии не меняется.

Что это такое?

Буллинг в переводе с английского означает «травля» или «запугивание». Данный термин появился еще в прошлом столетии, однако современное его значение было обретено не так давно. И ключевую роль в этом сыграла книга «Буллинг в школе» Дана Ольвеуса – норвежского профессора, специализирующегося на психологии. Если выражаться простыми словами, то речь пойдет об одном из видов издевательства, в основе которого лежат насилие и преследование одного из членов детского коллектива. При этом в роли агрессора может выступать как один ученик, так и группа одноклассников.

В основу книги легли исследования Ольвеуса, в рамках которых им были проведены опросы норвежских и шведских школьников на тему рассматриваемого вида насилия. В итоге удалось выяснить, что не менее 15% детей в том или ином контексте сталкиваются с травлей. В то же время стоит заметить, что, согласно данным, полученным американскими специалистами в 2016 году, словесному буллингу подвергается 13% школьников, объектами сплетен и слухов становятся 12%, физическому насилию подвергались 5% и столько же детей были исключены из общения.

Как показывает статистика, анализируемая проблема актуальна и для начальной школы, и для старших классов. На сегодня травля чаще всего происходит на просторах Всемирной паутины. Популярность социальных сетей и мессенджеров здесь играет определяющую роль. Не секрет, что с их помощью пользователи могут под любыми никами писать другим участникам все что угодно, рассчитывая, прежде всего, на анонимность и полную безнаказанность.

Анализируя, что собой представляет современный школьный буллинг, важно заметить, что сейчас его участниками все чаще становятся девочки. К огромному сожалению, в соответствии с актуальными статистическими данными соотношение агрессоров с учетом пола составляет практически 50х50. И важно учесть, что это касается в том числе рукоприкладства.

Не менее серьезный момент заключается в том, что в наши дни объектом преследования, насмешек, издевательств и даже физического воздействия нередко становятся учителя.

Причины

Очень важно определиться с причинами и мотивами возникновения во взаимоотношениях современных школьников такого явления, как травля. Часто это помогает своевременно выявить среду, в которой, вероятнее всего, могут появиться описываемые проблемы. На самом деле причин, по которым дети становятся жестокими по отношению к своим сверстникам, довольно много. Специалисты их делят на следующие 4 основные группы.

  1. Психологические.
  2. Социальные. Ключевую роль здесь играет пропаганда агрессии в том или ином виде.
  3. Педагогические. Очень часто источником проблем становится атмосфера в школьном коллективе. Как показывает практика, дети, с большой вероятностью, подвергнутся буллингу в тех классах, где учителя позволяют себе насмешки, унижения и даже агрессию по отношению к подопечным. Не менее опасной будет ситуация, когда педагоги становятся наблюдателями, не пытаясь вмешаться и остановить травлю.
  4. Семейные. Имеется в виду, прежде всего, недостаток любви и внимания со стороны близких, а также агрессия и излишний контроль.

Признаки

Одна из составляющих проблемы заключается в том, что школьники далеко не всегда, подвергаясь травле, ставят об этом в известность взрослых. И в таких ситуациях особое значение имеет своевременная диагностика. О том, что ребенок стал жертвой буллинга, могут свидетельствовать следующие моменты.

  • Появление негативного отношения к школе. Ребенок старается найти любой повод, чтобы избежать посещения занятий.
  • Подавленное состояние после посещения образовательного учреждения.
  • Частый плач, не имеющий явных поводов.
  • Отсутствие желания рассказывать что-либо об учебе и одноклассниках.
  • Нарушение здорового сна и потеря аппетита.
  • Появление синяков, ссадин, ушибов и других повреждений.

Помимо всего перечисленного, рекомендуется уделять должное внимание испорченным вещам ребенка.

Кто участвует?

Участниками буллинга, независимо от его особенностей, становятся агрессор, его жертва и наблюдатели. Объектом издевательств и насилия, как правило, становятся дети и подростки:

  • с ограниченными возможностями, хроническими заболеваниями и некоторыми особенностями внешнего вида;
  • имеющие проблемы с самооценкой и самоуверенностью;
  • замкнутые;
  • имеющие плохую успеваемость в силу тех или иных причин;
  • являющиеся любимчиками.

Потенциальный агрессор, или буллер, – это школьник, для которого характерны:

  • низкая самооценка, максимально повысить которую он и старается за счет травли сверстников;
  • обостренное желание находиться в центре внимания;
  • агрессивное поведение и жестокость;
  • склонность к манипулированию людьми и доминированию.

Нередко буллерам приходится сталкиваться с довольно серьезными проблемами, касающимися семейных взаимоотношений. В то же время роль агрессора на себя примеряют дети из полностью благополучных семей.

Наиболее многочисленная категория участников – это наблюдатели. И здесь можно выделить три сценария развития событий с позиции вовлеченного в буллинг школьника.

  1. Наблюдатель во всем поощряет буллера. Чаще всего такие участники в итоге присоединяются к агрессорам.
  2. Наблюдатель остается пассивным независимо от сложности ситуации.
  3. Наблюдатель принимает сторону жертвы и активно защищает ее, помогая противостоять агрессии и избавиться от преследований, при этом рискуя стать объектом травли.

Виды травли

Как уже было отмечено, буллинг, прежде всего, выражается в преследовании одного человека другим (другими). С учетом того, какие именно формы принимает агрессия, выделяют несколько разновидностей травли. И здесь стоит заметить, что в зависимости от характера явления существует две категории буллинга.

  1. Прямой. В данном случае речь идет о физической или вербальной демонстрации отношения к жертве систематического насилия.
  2. Косвенный, при котором агрессор действует, как говорится, исподтишка. В качестве ярких примеров можно привести закатывание глаз при встрече с жертвой преследований, перешептывания с окружающими в ее присутствии, косые взгляды, сопровождаемые усмешками. Еще одно проявление косвенной травли заключается в демонстративном игнорировании. Сюда же стоит отнести распространение сплетен и настраивание одноклассников против жертвы.

Далее следует рассмотреть виды школьного буллинга в зависимости от форм его проявления.

Физический

Здесь речь идет о физическом запугивании жертвы или же буллинге с применением максимально агрессивного устрашения. Последнее проявляется в многократных ударах, подножках, пинках, толчках, а также блокировании и прикосновениях, совершаемых неподобающим образом. В качестве примера можно привести стягивание брюк с ребенка в публичных местах.

К огромному сожалению, один из характерных признаков такого вида травли в школе – это нежелание жертвы ставить в известность родителей о своих проблемах. Именно по этой причине важно своевременно и правильно фиксировать сигналы и все косвенные признаки.

Имеются в виду, прежде всего, царапины, синяки и ушибы, порезы, а также жалобы на частые боли. Не менее показательным моментом будет и порванная одежда.

Вербальный

В данном случае имеются в виду словесные издевательства, а также запугивания, применение постоянных оскорблений, угроз и крайне неуважительных комментариев в адрес жертвы. Объектом обсуждений и насмешек в таких ситуациях становятся:

  • внешность;
  • особенности одежды;
  • этническая принадлежность;
  • вероисповедание;
  • физические недостатки (наиболее актуальная проблема для детей с ограниченными возможностями).

В повседневной жизни современных школьников примеры вербальной травли, к сожалению, встречаются чуть ли не на каждом шагу. При этом дети, которые подверглись такому буллингу, очень часто становятся замкнутыми и капризными. Нередко у них появляются серьезные проблемы с аппетитом. Иногда школьники могут рассказать родителям о том, что в их адрес прозвучали обидные слова, поинтересовавшись, справедливы ли они.

Социально-психологический

Данный вид травли заключается в социальном запугивании или же применении тактики изоляции жертвы. Второй вариант предполагает намеренное недопущение школьника к различным мероприятиям в составе коллектива. Это может касаться:

  • выполнения коллективных заданий и работ;
  • занятий спортом;
  • игр;
  • общественной деятельности;
  • совместной трапезы в столовой.

Также здесь речь идет о намеренном и показательном игнорировании жертвы буллинга. Агрессоры в данном случае делают вид, что просто не замечают объекта травли. Еще одна опасная составляющая – это активное распространение слухов и сплетен в отношении жертвы.

Чтобы своевременно выявить проблему и максимально эффективно бороться со сложной ситуацией, важно следить за изменениями в поведении ребенка. Подвергающиеся социально-психологической травле школьники, как правило, всеми силами стараются избегать участвовать в коллективных мероприятиях, стремясь к одиночеству. Как показывает актуальная статистика, в наши дни с такими проблемами, как социальная изоляция и эмоциональное запугивание, чаще сталкиваются девочки. И здесь важно помнить, что душевные травмы от данного вида буллинга нередко оказываются более ощутимыми, чем в ситуациях с физическим насилием.

Экономический

Суть подобного буллинга заключается в вымогательстве или же прямом отъеме денежных средств и ценностей у жертвы насилия. Еще одно проявление – это порча предметов одежды и личных вещей. Здесь важно акцентировать внимание на том, чем еще, помимо финансовых потерь, опасен подобный вид агрессии. В таких ситуациях, как правило, сведения о преследуемом ребенке распространяются с максимальной скоростью и становятся практически общедоступными.

Кибербуллинг

Предсказуемо имеется в виду интернет-буллинг, то есть травля с использованием электронной почты, мессенджеров и соцсетей. Упор в таких случаях делается преимущественно на:

  • генерирование и распространение заведомо фейковой информации;
  • получение доступа к личным страницам;
  • отправку многочисленных сообщений негативного содержания и аналогичных комментариев.

Кибербуллинг является на сегодня самой «молодой» разновидностью травли. При этом она очень быстро стала наиболее опасной, так как от преследований в таких ситуациях довольно проблематично защититься и даже установить источник негативного влияния.

О масштабах и серьезности проблемы позволяет судить тот факт, что появилось даже такое понятие, как буллицид. Речь идет о суициде, причиной которого становится травля на просторах интернета. Ярким примером подобного явления можно назвать случай в США, который произошел еще в 2006 году. Тогда мать в тандеме со своей 13-летней дочерью подвергла травле несовершеннолетнюю знакомую в социальной сети. Подросток, не выдержав издевательств, свел счеты с жизнью.

Последствия

В данном случае стоит рассмотреть, как влияет школьный буллинг на всех его участников. Начать можно с агрессора, который испытывает ощущения безнаказанности, мнимого могущества и, конечно же, собственной крутости. Главная опасность здесь заключается в развитии более деструктивных качеств, очень быстро разрушающих личность. В подавляющем большинстве случаев предсказуемым результатом становятся проблемы с законом.

Свидетели (наблюдатели) травли рано или поздно испытывают чувство стыда за то, что не вмешались в ситуацию и не пришли на помощь жертве, проявив трусость и слабость. Но, естественно, самая большая травма наносится объекту травли в любом ее проявлении. Очень часто, даже спустя много лет, люди, которые в школьные годы подвергались буллингу, сохраняют соответствующие воспоминания и не забывают о своих болезненных переживаниях.

По мнению психологов, школьная травля по тяжести последствий сравнима с насилием в семье. И речь в данном случае идет о следующих важных моментах.

  • Проявление психосоматических расстройств у жертв. Чаще всего приходится сталкиваться с такими проблемами, как регулярные и довольно сильные головные боли, нарушение сна, потеря аппетита и даже обострение хронических заболеваний.
  • Появление состояния повышенной тревожности.
  • Развитие депрессии.

И конечно же, самой трагичной реакцией подростков на травлю в школе являются попытки суицида. Также здесь стоит упомянуть и скулшутинг, являющийся в некоторых случаях последствиями буллинга.

Как бороться?

Прежде всего необходимо выделить наиболее важные моменты для детей, которые в любой момент могут стать участниками буллинга.

  • Справиться с проблемой поможет своевременное оповещение взрослых о проявлениях агрессии со стороны сверстников в любой ее форме.
  • Не следует бояться, что ситуация только усугубится, если поставить в известность родителей и учителей. Важно помнить, что в любой ситуации найдется тот, кто окажется сильнее (прежде всего, морально) обидчиков, и им не удастся избежать заслуженного наказания.
  • При травле в интернете следует сохранять переписку, видео и аудиофайлы, которые в любой момент могут оказаться доказательствами кибербуллинга.
  • По возможности можно постараться исправить объект травли. Если это не является возможным, то нельзя считать себя виноватым.

Следующий важный момент – это правильное поведение родителей. И здесь стоит выделить следующие наиболее важные моменты.

  • Необходимо дать понять ребенку, что семья на его стороне.
  • Важную роль играют доверительные, откровенные беседы, в ходе которых детям необходимо разъяснять линию поведения.
  • Требуется помочь школьнику обрести уверенность в себе.
  • Важно обсудить проблему с педагогами и родителями всех участников буллинга.
  • В качестве крайней меры рассматривается перевод в другой класс или даже школьное учреждение.
  • Если проявления агрессии не прекращаются и усугубляются, то следует обращаться в правоохранительные органы.

Важно помнить, что главная задача родителей заключается не только в защите и всесторонней поддержке своего ребенка, если он столкнулся с описываемыми проблемами. Параллельно необходимо акцентировать внимание на приучении к правильному общению с другими людьми.

В наши дни помощником в борьбе с травлей могут стать современные гаджеты. Так, можно скачать и установить приложение «Где мои дети». Оно имеет GPS-локатор. А также нужную опцию «Запись вокруг».

Профилактика

Не секрет, что любую проблему, тем более такую серьезную, как школьный буллинг, лучше предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями. В данном случае профилактика травли сводится к правильному отношению со стороны как детей, так и взрослых. Главными методами предотвращения буллинга являются следующие.

  • Создание максимально комфортного микроклимата в школьном коллективе. Главная задача при этом заключается в том, чтобы исключить риск возникновения агрессии. Упор делается на быстрое решение всех конфликтов и толерантное отношение ко всем школьникам.
  • Ориентированность на семью, являющуюся источником воспитания. Речь идет об изучении обстановки в семье и при необходимости коррекции отношений в ней.
  • Формирование стрессоустойчивости у детей на собственном примере.
  • Развитие практических навыков конструктивного общения со сверстниками и соответствующего поведения, базирующегося на взаимном уважении.
  • Своевременное пресечение и осуждение любых проявлений асоциального поведения.

Также стоит заметить, что важно своевременно и максимально чутко реагировать на любые проявления вражды между детьми. При появлении минимальных подозрений, касающихся возможности травли, необходимо провести соответствующие беседы со всеми участниками.

Знаменитые люди, пережившие буллинг

Многие современные знаменитости, будучи школьниками, подвергались травле. И здесь важно акцентироваться на том, что подобные проблемы в детстве не помешали им добиться по-настоящему выдающихся успехов в жизни. Так, один из богатейших и успешных людей планеты в школьные годы страдал от издевок и даже избиений за то, что сверстники считали его всезнайкой. И речь в данном случае идет об Илоне Маске. А «заучка» и «ботаник» были далеко не самыми обидными прозвищами самого Билла Гейтса.

Не обошли проблемы стороной и голливудских звезд первой величины. К примеру, Том Круз в свое время сменил 15 школ из-за буллинга со стороны как одноклассников, так и учителей. А поводом для психологического и даже физического насилия была дислексия, которой страдал юный Том.

Многим трудно представить, что еще одну звезду самых культовых фильмов в школе дразнили. Как стало известно, истинная легенда современного кинематографа Леонардо ди Каприо плохо учился. Это стало причиной нападок сверстников, которые, в свою очередь, прозвали будущую звезду «тормозом».

Не удалось избежать проблем в школе и Джулии Робертс. В ее ситуации поводом для издевательств стали особенности внешности. В школе юную Джулию прозвали «лягушкой» из-за большого рта. Однако сейчас ее улыбка признана одной из лучших в Голливуде. Не обошли вниманием одноклассники и то, что девочка была худышкой.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.