Блокфлейта является довольно популярным духовым инструментом среди населения, желающего приобщиться к музыкальной культуре. Это объясняется простотой как самого инструмента, так и относительной несложностью овладения игрой на нём даже путём самостоятельных занятий. Рассмотрим основные задачи, которые нужно решить начинающим музыкантам с первых уроков, чтобы впоследствии научиться прилично играть на блокфлейте.
Основные нюансы
Для начинающих, решивших «покорить» блокфлейту, важно сначала усвоить базовые постановки с инструментом:
- как правильно стоять или сидеть;
- как держать инструмент;
- где размещаются пальцы обеих рук;
- правила размещения мундштука во рту музыканта;
- как дуть, чтобы получить звуки.
Но перед этим нужно изучить устройство флейты, чтобы представлять, о чём говорится дальше по теме.
Инструмент состоит из трёх разборных частей, которые можно снять, почистить (рекомендуется делать после каждого его использования). Первая часть — это мундштук, который часто называют «свистком». Вторая часть — основная — является игровой, так как здесь размещены почти все игровые отверстия (или клапаны) музыкального инструмента. Этих клапанов – 7 штук: шесть сверху трубки и одно — снизу (называется «октавным» клапаном). Третья часть блокфлейты называется «раструбом». Между раструбом и основной трубкой имеется последнее — восьмое — отверстие (или даже два рядом), которое можно сдвигать по окружности, чтобы удобно подстроить под мизинец правой руки.
Игра на духовом инструменте выходит полноценнее в положении стоя. Только так можно свободней дышать, действовать руками и корпусом, а кровь нигде не образует застойные зоны, которые часто образуются у сидящих музыкантов.
Правда, в некоторых случаях можно поиграть и сидя, особенно при долгих занятиях музыкой или усталости от дневных забот.
Корпус музыканта при игре на блокфлейте в положении стоя должен быть прямым, голова тоже прямая. Напрягаться не следует, мышцы спины, шеи и плеч расслаблены. Любое напряжение сковывает движения рук и пальцев, может вызвать даже болевые ощущения. В этом случае следует на время прекратить занятия, отдохнуть. Ноги лучше немного расставить, а опираться на них следует равномерно.
В положении сидя ноги размещаются обеими ступнями перед собой на полу. Никаких перекладываний ног одна на другую быть не должно.
Постановка рук:
- локти не касаются корпуса: они выдвигаются чуть вперёд и расставляются в стороны;
- предплечья обеих рук должны составлять между собой примерно прямой угол, вершиной которого является блокфлейта;
- пальцы правой руки размещаются на нижней половине флейты, левой руки — на верхней (ближе к лицу).
Размещение пальцев следующее:
- большие пальцы находятся снизу корпуса (трубки) инструмента: левый закрывает октавное отверстие (находится с тыльной стороны, имеет такой же вид, что и игровые отверстия в верхней части флейты), а правый отвечает за поддержку инструмента;
- оставшиеся пальцы правой руки закрывают 4 игровые отверстия, расположенные в нижней части тела блокфлейты;
- указательный, средний и безымянный пальцы левой руки накладываются на оставшиеся 3 отверстия с лицевой стороны инструмента: каждый палец — на своё отверстие (мизинец при этом остаётся без дела).
Сам инструмент располагается от губ музыканта раструбом вниз, составляя угол 45 градусов по отношению к полу. Мундштук вставляется в рот, а так как его конфигурация действительно напоминает форму свистка, поэтому особых сложностей с его положением во рту, какие возникают при игре на саксофоне либо кларнете, здесь не возникает. Мундштук прижимается к верхней губе, но нужно следить чтобы он полностью охватывался губами с целью недопущения выхода воздуха помимо канала свистка.
Дыхание музыканта-духовика является довольно сложной стороной обучения, поэтому ограничимся лишь основными моментами:
- нужно дуть в мундштук, используя для этого диафрагменное дыхание (дышать животом);
- вдыхать воздух следует быстро, делая это и через рот, расслабив обхват губами мундштука, и нос;
- выдыхать же надо плавно, равномерно, не допуская преждевременного прерывания звуков или их дрожания.
Как научиться играть?
Уроки непосредственно исполнительского характера начинаются сразу же после ознакомления с устройством инструмента, назначением отверстий, в том числе функцией так называемого октавного клапана, а также отработки постановки рук и расположения пальцев на предназначенных для них местах действия.
Сразу следует заметить, что учиться с нуля без наставника, без учебника или без видеоматериалов из интернета не имеет смысла на любом музыкальном инструменте.
Это не относится к тем, у кого обнаружился абсолютный слух. Люди с абсолютным слухом запоминают звуки за один раз, поэтому им подвластно очень быстро сориентироваться практически по всему диапазону даже самого сложного инструмента, не говоря уж о блокфлейте. Им необходимо лишь отработать технику пальцев, дыхания и языка (в случае обучения на духовых инструментах).
Остальным же, у кого нет врождённого музыкального слуха, придётся потрудиться и над техникой, и над слухом, и над много чем другим на пути к приличному или мастерскому исполнительскому искусству в музыке.
Итак, нужно взять в руки блокфлейту и приготовиться к воспроизведению на ней первых звуков:
- встать прямо, ноги на ширине плеч;
- мундштук поднести ко рту и зажать в губах;
- большие пальцы обеих рук — на своих местах (правый поддерживает инструмент, левый зажимает октавный клапан);
- остальные пальцы правой руки находятся над игровыми отверстиями со стороны раструба;
- указательный палец левой руки зажимает первое верхнее отверстие.
Именно такое исходное положение представлено на изображении ниже.
Далее следует набрать в лёгкие воздух и попробовать воспроизвести свой первый звук из блокфлейты.
Эта попытка, повторенная потом несколько раз, и будет являться первым упражнением в обучении игре на инструменте.
Чтобы звук получился музыкальным, нужно выполнить следующие действия (по порядку):
- захватив плотно мундштук после вдоха губами, подтяните их немного внутрь;
- прикоснитесь кончиком языка к верхним зубам с внутренней стороны;
- произнесите слог «ту», одновременно отталкивая язык от зубов.
В результате этих действий воздух направится в звуковой канал мундштука и далее – в полость трубки с отверстиями. Должен возникнуть какой-нибудь звук, но с первого раза вряд ли он обрадует потенциального музыканта своим тембром и чистотой.
Но унывать не стоит — всё получится, возможно, с десятой или сто десятой попытки. У всех по-разному. Кто учился свистеть с помощью пальцев, должен понять трудности постановки положения языка, губ и пальцев в едином механизме, способном выдать на выходе воздуха через него громкий и пронзительный свист.
Кроме слога «ту», имеются и другие варианты управления струёй воздуха, например, произносить «ти» или «тю». Нужно попробовать все средства, а потом выбрать лучший. Ни в коем случае не следует произносить слог «фу» – это плохой вариант попытки получить правильный звук.
Когда получится чистая нота, необходимо запомнить положение языка во рту, губ, мундштука и примерный угол наклона инструмента: всё имеет значение для дальнейших уроков.
Если закрыть все 8 отверстий блокфлейты, то получается самый низкий звук диапазона инструмента в зависимости от строя. А при полном открытии звуковых отверстий, наоборот, флейта издаёт самый высокий звук, на который способна. Инструмент в строе «До» при закрытых клапанах звучит нотой «до» первой октавы, а при закрытых — нотой «до» третьей октавы.
Таким образом, можно начать свои дальнейшие уроки игры на блокфлейте строя «До» (C) с разучивания гаммы До мажор. Для тех, кто знает хотя бы азы нотной грамоты, следует изучить аппликатуру (пальцовку) получаемых нот на блокфлейте, а затем приступить к последовательному звукоизвлечению этого простого звукоряда в первой октаве: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Последний звук «до» уже относится ко второй октаве, но при проигрывании гаммы нужно обязательно заканчивать тоническим звуком, пусть и другой октавы (в нашем случае нотой «до» второй октавы):
Как для взрослого обучающегося, так и ребёнка, не знающих пока нотной грамоты, большим преимуществом станет её изучение параллельно с ознакомлением аппликатурных схем и тренировками по извлечению хороших звуков на инструменте.
Заниматься с педагогом значительно легче, интересней и быстрей. Преподаватель составит программу занятий (практических и теоретических), подберёт упражнения, этюды, учебный и концертный репертуар, подыграет в дуэте на блокфлейте или другом инструменте, оградит от ошибок и технических недочётов.
А если есть большое желание научиться самостоятельно, то придётся набраться терпения, скрупулёзно осваивать нотную грамоту, последовательно двигаться шаг за шагом по самоучителю, не забегая преждевременно вперёд. И во всём этом — внимание, повторение и контроль. Иначе возникнут проблемы, которые порой решить очень трудно.
Возможные трудности
Перечислим основные трудности в процессе обучения игре на блокфлейте.
- Дыхание очень трудно поставить даже под наблюдением педагога, не говоря уже о самостоятельных занятиях. Лучше на первых порах найти наставника.
- Действия языка, пальцев и дыхания по звукоизвлечению должны быть скоординированы. Имеются несколько способов получения звуков в зависимости от характера музыкальной пьесы, но главные из них — легато и стаккато, которые необходимо отработать специальными упражнениями.
- Независимости пальцев обеих рук также добиваются каждодневными занятиями: игра гамм в разных темпах и тактовых размерах (4/4, 3/4, 6/8, 2/4).
- Для тех, кто занимается самостоятельно, очень трудно правильно организовать своё обучение. Можно раздобыть программу обучения, принятую в музыкальных школах, или приобрести качественную «Школу игры на блокфлейте». По этим источникам и учиться, не пропуская ничего.