Top.Mail.Ru
Флейта

Игра на блокфлейте для начинающих

Игра на блокфлейте для начинающих

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Основные нюансы
  2. Как научиться играть?
  3. Возможные трудности

Блокфлейта является довольно популярным духовым инструментом среди населения, желающего приобщиться к музыкальной культуре. Это объясняется простотой как самого инструмента, так и относительной несложностью овладения игрой на нём даже путём самостоятельных занятий. Рассмотрим основные задачи, которые нужно решить начинающим музыкантам с первых уроков, чтобы впоследствии научиться прилично играть на блокфлейте.

Основные нюансы

Для начинающих, решивших «покорить» блокфлейту, важно сначала усвоить базовые постановки с инструментом:

  • как правильно стоять или сидеть;
  • как держать инструмент;
  • где размещаются пальцы обеих рук;
  • правила размещения мундштука во рту музыканта;
  • как дуть, чтобы получить звуки.

Но перед этим нужно изучить устройство флейты, чтобы представлять, о чём говорится дальше по теме.

Инструмент состоит из трёх разборных частей, которые можно снять, почистить (рекомендуется делать после каждого его использования). Первая часть — это мундштук, который часто называют «свистком». Вторая часть — основная — является игровой, так как здесь размещены почти все игровые отверстия (или клапаны) музыкального инструмента. Этих клапанов – 7 штук: шесть сверху трубки и одно — снизу (называется «октавным» клапаном). Третья часть блокфлейты называется «раструбом». Между раструбом и основной трубкой имеется последнее — восьмое — отверстие (или даже два рядом), которое можно сдвигать по окружности, чтобы удобно подстроить под мизинец правой руки.

Игра на духовом инструменте выходит полноценнее в положении стоя. Только так можно свободней дышать, действовать руками и корпусом, а кровь нигде не образует застойные зоны, которые часто образуются у сидящих музыкантов.

Правда, в некоторых случаях можно поиграть и сидя, особенно при долгих занятиях музыкой или усталости от дневных забот.

Корпус музыканта при игре на блокфлейте в положении стоя должен быть прямым, голова тоже прямая. Напрягаться не следует, мышцы спины, шеи и плеч расслаблены. Любое напряжение сковывает движения рук и пальцев, может вызвать даже болевые ощущения. В этом случае следует на время прекратить занятия, отдохнуть. Ноги лучше немного расставить, а опираться на них следует равномерно.

В положении сидя ноги размещаются обеими ступнями перед собой на полу. Никаких перекладываний ног одна на другую быть не должно.

Постановка рук:

  • локти не касаются корпуса: они выдвигаются чуть вперёд и расставляются в стороны;
  • предплечья обеих рук должны составлять между собой примерно прямой угол, вершиной которого является блокфлейта;
  • пальцы правой руки размещаются на нижней половине флейты, левой руки — на верхней (ближе к лицу).

Размещение пальцев следующее:

  • большие пальцы находятся снизу корпуса (трубки) инструмента: левый закрывает октавное отверстие (находится с тыльной стороны, имеет такой же вид, что и игровые отверстия в верхней части флейты), а правый отвечает за поддержку инструмента;
  • оставшиеся пальцы правой руки закрывают 4 игровые отверстия, расположенные в нижней части тела блокфлейты;
  • указательный, средний и безымянный пальцы левой руки накладываются на оставшиеся 3 отверстия с лицевой стороны инструмента: каждый палец — на своё отверстие (мизинец при этом остаётся без дела).

Сам инструмент располагается от губ музыканта раструбом вниз, составляя угол 45 градусов по отношению к полу. Мундштук вставляется в рот, а так как его конфигурация действительно напоминает форму свистка, поэтому особых сложностей с его положением во рту, какие возникают при игре на саксофоне либо кларнете, здесь не возникает. Мундштук прижимается к верхней губе, но нужно следить чтобы он полностью охватывался губами с целью недопущения выхода воздуха помимо канала свистка.

Дыхание музыканта-духовика является довольно сложной стороной обучения, поэтому ограничимся лишь основными моментами:

  • нужно дуть в мундштук, используя для этого диафрагменное дыхание (дышать животом);
  • вдыхать воздух следует быстро, делая это и через рот, расслабив обхват губами мундштука, и нос;
  • выдыхать же надо плавно, равномерно, не допуская преждевременного прерывания звуков или их дрожания.

Как научиться играть?

Уроки непосредственно исполнительского характера начинаются сразу же после ознакомления с устройством инструмента, назначением отверстий, в том числе функцией так называемого октавного клапана, а также отработки постановки рук и расположения пальцев на предназначенных для них местах действия.

Сразу следует заметить, что учиться с нуля без наставника, без учебника или без видеоматериалов из интернета не имеет смысла на любом музыкальном инструменте.

Это не относится к тем, у кого обнаружился абсолютный слух. Люди с абсолютным слухом запоминают звуки за один раз, поэтому им подвластно очень быстро сориентироваться практически по всему диапазону даже самого сложного инструмента, не говоря уж о блокфлейте. Им необходимо лишь отработать технику пальцев, дыхания и языка (в случае обучения на духовых инструментах).

Остальным же, у кого нет врождённого музыкального слуха, придётся потрудиться и над техникой, и над слухом, и над много чем другим на пути к приличному или мастерскому исполнительскому искусству в музыке.

Итак, нужно взять в руки блокфлейту и приготовиться к воспроизведению на ней первых звуков:

  1. встать прямо, ноги на ширине плеч;
  2. мундштук поднести ко рту и зажать в губах;
  3. большие пальцы обеих рук — на своих местах (правый поддерживает инструмент, левый зажимает октавный клапан);
  4. остальные пальцы правой руки находятся над игровыми отверстиями со стороны раструба;
  5. указательный палец левой руки зажимает первое верхнее отверстие.

Именно такое исходное положение представлено на изображении ниже.

Далее следует набрать в лёгкие воздух и попробовать воспроизвести свой первый звук из блокфлейты.

Эта попытка, повторенная потом несколько раз, и будет являться первым упражнением в обучении игре на инструменте.

Чтобы звук получился музыкальным, нужно выполнить следующие действия (по порядку):

  1. захватив плотно мундштук после вдоха губами, подтяните их немного внутрь;
  2. прикоснитесь кончиком языка к верхним зубам с внутренней стороны;
  3. произнесите слог «ту», одновременно отталкивая язык от зубов.

В результате этих действий воздух направится в звуковой канал мундштука и далее – в полость трубки с отверстиями. Должен возникнуть какой-нибудь звук, но с первого раза вряд ли он обрадует потенциального музыканта своим тембром и чистотой.

Но унывать не стоит — всё получится, возможно, с десятой или сто десятой попытки. У всех по-разному. Кто учился свистеть с помощью пальцев, должен понять трудности постановки положения языка, губ и пальцев в едином механизме, способном выдать на выходе воздуха через него громкий и пронзительный свист.

Кроме слога «ту», имеются и другие варианты управления струёй воздуха, например, произносить «ти» или «тю». Нужно попробовать все средства, а потом выбрать лучший. Ни в коем случае не следует произносить слог «фу» – это плохой вариант попытки получить правильный звук.

Когда получится чистая нота, необходимо запомнить положение языка во рту, губ, мундштука и примерный угол наклона инструмента: всё имеет значение для дальнейших уроков.

Если закрыть все 8 отверстий блокфлейты, то получается самый низкий звук диапазона инструмента в зависимости от строя. А при полном открытии звуковых отверстий, наоборот, флейта издаёт самый высокий звук, на который способна. Инструмент в строе «До» при закрытых клапанах звучит нотой «до» первой октавы, а при закрытых — нотой «до» третьей октавы.

Таким образом, можно начать свои дальнейшие уроки игры на блокфлейте строя «До» (C) с разучивания гаммы До мажор. Для тех, кто знает хотя бы азы нотной грамоты, следует изучить аппликатуру (пальцовку) получаемых нот на блокфлейте, а затем приступить к последовательному звукоизвлечению этого простого звукоряда в первой октаве: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Последний звук «до» уже относится ко второй октаве, но при проигрывании гаммы нужно обязательно заканчивать тоническим звуком, пусть и другой октавы (в нашем случае нотой «до» второй октавы):

Как для взрослого обучающегося, так и ребёнка, не знающих пока нотной грамоты, большим преимуществом станет её изучение параллельно с ознакомлением аппликатурных схем и тренировками по извлечению хороших звуков на инструменте.

Заниматься с педагогом значительно легче, интересней и быстрей. Преподаватель составит программу занятий (практических и теоретических), подберёт упражнения, этюды, учебный и концертный репертуар, подыграет в дуэте на блокфлейте или другом инструменте, оградит от ошибок и технических недочётов.

А если есть большое желание научиться самостоятельно, то придётся набраться терпения, скрупулёзно осваивать нотную грамоту, последовательно двигаться шаг за шагом по самоучителю, не забегая преждевременно вперёд. И во всём этом — внимание, повторение и контроль. Иначе возникнут проблемы, которые порой решить очень трудно.

Возможные трудности

Перечислим основные трудности в процессе обучения игре на блокфлейте.

  1. Дыхание очень трудно поставить даже под наблюдением педагога, не говоря уже о самостоятельных занятиях. Лучше на первых порах найти наставника.
  2. Действия языка, пальцев и дыхания по звукоизвлечению должны быть скоординированы. Имеются несколько способов получения звуков в зависимости от характера музыкальной пьесы, но главные из них — легато и стаккато, которые необходимо отработать специальными упражнениями.
  3. Независимости пальцев обеих рук также добиваются каждодневными занятиями: игра гамм в разных темпах и тактовых размерах (4/4, 3/4, 6/8, 2/4).
  4. Для тех, кто занимается самостоятельно, очень трудно правильно организовать своё обучение. Можно раздобыть программу обучения, принятую в музыкальных школах, или приобрести качественную «Школу игры на блокфлейте». По этим источникам и учиться, не пропуская ничего.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.