Флейта

Все о флейте Пана

Все о флейте Пана

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Конструкция
  3. Как сделать своими руками?
  4. Как играть?

Одни из самых древних музыкальных инструментов – деревянные духовые. Старинные флейты (или их прообразы) находятся археологами в разных точках света. Они отличаются друг от друга, имеют конструктивные особенности, но все же не такие значительные, чтобы нельзя было отследить общую тенденцию. Практически всегда это пустая трубка в форме цилиндра, ровная либо расширенная книзу, имеющая открытое нижнее отверстие, боковые и верхнее. Интересным представителем этого ряда является флейта Пана.

Что это такое?

Свое название флейта получила в честь Пана, одного из богов Древней Греции. Изображения героя часто сопровождались сиринксом – инструментом, очень похожим именно на такую флейту. Появилась флейта в эпоху неолита, об этом повествует одна красивая легенда.

Сиринкс – так звали самую красивую девушку в городе, которую когда-то повстречал сам Пан, бог рощи и леса. Она так ему полюбилась, что он потерял покой и стал буквально ее преследовать. Но девушка такой настойчивости ухажера не была рада: не пришелся он ей по душе. Однажды он погнался за Сиринкс, но та успела скрыться от него в лесу, который своими густыми ветвями спрятал девушку. А тому показалось, что он даже успел схватить ее за руку, но когда огляделся, понял, что в руке его не кисть возлюбленной, а густой тростник.

Он схватил охапку тростника, обозлившись на нее, и срезал ножом. А ведь это земля спрятала прекрасную Сиринкс от него, превратив беглянку в тростник. Тогда и понял Пан, что сотворил со своей возлюбленной. Он бережно собрал тростинки, стал их жалеть, целовать. В тростниковые срезы проникло дыхание несчастного Пана, и в них возникла музыка. Так и появился этот инструмент, звучащий, словно легкое дуновение ветерка, словно дыхание юноши с разбитым сердцем.

В эру неолита люди догадались, что чем длиннее ствол, тем ниже будет звук (и обратная зависимость), они стали соединять трубки разной длины, вот так и возник инструмент. Если, конечно, отбросить романтическую версию легенды.

Упоминание о панфлейте, к слову, встречается в трудах Вергилия: там он описывает духовой инструмент, включающий 7 трубок, созданный из тростника, и это абсолютно подходит под описание флейты Пана.

Конструкция

Такая флейта состоит из нескольких полых трубок, минимальное количество которых – 3. Нижние торцы этих составляющих должны быть закрытыми, разновеликими. Длина может быть как 10 см, так и 120 – строгих ограничений нет. Располагаются трубочки ступенчато, что дает возможность воспроизводить инструментом звуки, разные по высоте.

Из чего делают панфлейту: классически – из тростника, а также из бамбука, металла или кости. Иногда можно встретить даже пластмассовую флейту Пана, но такой вариант, конечно, далек от благородного оригинала. Качество звучания определенно зависит от материала изготовления.

Сегодня панфлейту настраивают особым поршневым устройством. А когда-то поступали так: в ствол отправлялся кусочек воска, его сдавливали, пока не находился нужный тон. Конечно, настройка была зависима от температуры воздуха, а потому способ не был идеальным.

Надо сказать, что процесс изготовления панфлейты можно назвать трудным: требуется мастерство и знание дела. Трубки должны соответствовать определенному диаметру, их длину нужно четко вымерять. Важны и шлифовка, и склеивание, и сцепление трубочек на кронштейне, и покрытие лаком. Но процесс этот благородный и увенчается успехом у всякого, кто серьезно отнесется к изготовлению инструмента, который впервые зазвучал в произведении Моцарта.

Да, именитого композитора можно считать популяризатором панфлейты, ставшей открытием в опере «Волшебная флейта».

Как сделать своими руками?

Для тех, кто не боится возможных трудностей, процесс изготовления не покажется особенно страшным. Но придется в октябре (наиболее подходящий месяц) прогуляться за тростником, то есть побродить по берегам водоемов. В этот период тростник уже зрелый и подходит для создания инструмента. Понадобится сбор ровных тростниковых стеблей, максимально равных по диаметру.

Чертежи

Если делать инструмент по мастер-классу, представленному ниже, можно обойтись и без чертежей. Главное, правильно подобрать исходники. Ну и, конечно, нужно точно знать, как выглядит оригинальный инструмент, определиться с длиной и диаметром.

Можно делать не чертеж, а эскиз, но лучше – чертеж с указанием размеров трубочек.

Изготовление

Допустим, тростник собран и отправлен на сушку. Просохнуть растение должно хорошенько, и не менее пары-тройки дней (а то и недели) надо отдать сушке. Батарея, фен, духовка – не вариант, сохнуть тростник должен естественным путем.

Высушенный материал надо осмотреть: очевидно, что состоит растение из трубочек, которые соединены друг с другом «коленцами». Таких трубочек должно быть 5 (для данного МК). Они должны совпадать по диаметру и длине, изначально важна и длина. Корректировать ее будет сам мастер.

Разберем пошагово, как сделать панфлейту.

  • Необходимо отделить тростинки. Для дела подойдет ножик или лобзик. Тростинку надо осторожно распилить ровно посреди коленца. Будет видно, что получившиеся трубочки имеют мембранную защиту с обеих сторон. Так вот, их следует проколоть – гвоздем или ножиком.
  • Сердцевину трубки предстоит освободить от «мякоти». Это делается просто, если взять ровную палочку, чуть меньшую по диаметру, чем тростинка. Конечно, можно воспользоваться надфилем, но такая работа требует большей деликатности.
  • Внутренние стенки полой трубки должны быть гладенькими, это крайне важно для звучания. Трубочку (каждую) следует продуть.
  • Первая трубка станет самой длинной, именно по ней будет отмеряться длина последующих четырех. Убавляется длина трубок по уменьшению, мерилом будет ширина большого пальца мастера.
  • Стоит помнить, что панфлейта является народным инструментом, а потому строгие инженерные подсчеты и точность ювелира здесь необязательны. Концы полученных трубок нужно зачистить от неровностей наждачной бумагой.
  • Теперь можно проверять звучание. Пальцем надо зажать один конец трубки, а в другой – дунуть. Только дуть следует не как в обычную дудку, не как в шарик, а словно бы вскользь. Помогает тут такой прием: вспомнить, как выглядит полуулыбка Джоконды, примерить ее на себя, прислонить свободный край инструмента к нижней губе в вертикальном положении и дунуть.
  • Если все проверено, звучание – что надо, пора соединять трубочки в шеренгу. Если делать все классическим способом, будет сложно и времени займет много. Но выхода нет: придется все трубки связать сначала попарно, потом вместе с помощью нити. И окончательным креплением будут все те же тростинки, только расщепленные наполовину. Есть и другой вариант крепления – холодная сварка, можно попробовать и его.
  • В готовом инструменте следует закрыть нижние отверстия. Можно сделать это с помощью обычного пластилина, можно взять ту же холодную сварку. После того как будут сделаны затычки, можно считать инструмент совершенно готовым. Но если хочется полного соответствия эстетике, трубочки можно покрыть лаком.

Да, процесс не самый простой, но все же реальный в выполнении. Очень важно действительно качественно прочистить трубочки изнутри, сделав их стенки гладкими. Только так можно услышать, как звучит инструмент, и сделать его пригодным для музыки.

Как играть?

Флейта Пана имеет свой тембр, который легко идентифицировать музыканту, даже начинающему. Есть у нее свои особенности, которые следует изучить на первом же занятии обучения.

Чем отличается панфлейта:

  • стандартный инструмент – это 3 октавы, научиться работать с которыми можно примерно за год;
  • тембр имеет ровное изменение по всему диапазону;
  • динамика на одном звуке, так как на инструменте нет свистков (бывают и образцы с ними, но крайне редко);
  • в панфлейте используется несколько резонаторов, потому динамические нюансы имеют широкую доступность;
  • можно поиграть тембрами, но только в диапазоне сопрано;
  • это громкий инструмент, он почти никогда не нуждается в подведении микрофона;
  • на ней легко учиться нотной грамоте – то есть освоить игру с помощью самоучителя действительно реально и не так сложно.

А теперь о том, как же практически освоить этот музыкальный инструмент.

Вот основные правила.

  1. Нужно встать или сесть, спина прямая, но расслабленная.
  2. Удерживать инструмент следует двумя руками. Длинная сторона должна быть в правой руке – будто пожатие. Инструмент должен быть вертикализирован, параллельно телу. Короткая сторона придерживается левой рукой.
  3. Руки обязательно должны быть расслаблены, только так можно легко перемещать флейту туда-сюда и дуть в трубки.
  4. Далее следует формирование правильного амбушюра, то есть позиционирования губ и рта, что поможет контролировать поток воздуха. Сначала нужно сделать улыбку, а потом чуть сжать губы, между ними должно быть небольшое отверстие.
  5. Флейта располагается напротив нижней губы, воздух направляется в трубку по принципу «дуй в бутылку». Для разности звучания надо произносить разные буквы, базовая игровая позиция – «Т», но используются еще и «П», «Б», «Д».
  6. На панфлейте надо играть альтерированные ноты. Можно сделать это так: отвести челюсть, подтянуть назад подбородок, направив воздух в какую-то из трубок.
  7. На инструменте можно играть тремоло, сыграть ноты на стаккато, сыграть вибрато или даже болтать языком во время игры, что создаст звук трели.

Для наработки навыков следует играть гаммы – регулярно и систематично, выучить несколько простых песен и обязательно играть перед зеркалом.

После игры внутреннюю часть трубочек протирают мягкой влажной тканью для очищения. Высохший инструмент можно отправлять в футляр. Хранить флейту надо в чехле на застежке. Если в трубке появилась трещина, ее нужно быстро чинить, так как она влияет на качество звука.

Приятного музицирования!

Звучание флейты Пана – в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.