Гироскутер – очень полезный вид персонального электротранспорта. Перед его покупкой нужно изучить правила езды, сборки, чистки и мойки аппарата. Также обязательно нужно учитывать и требования производителя по зарядке аккумулятора.
Основные правила
100% современных гироскутеров оснащаются литий-ионными батареями. Потому опасаться эффекта памяти не приходится. Можно смело заряжать аппарат по мере необходимости. Ключевым правилом обращения является недопустимость полного разряда аккумулятора. Однако точно спрогнозировать, когда наступит этот момент, нельзя.
Исчерпание заряда определяется:
- качеством дорожного покрытия;
- погодными условиями;
- изначальной емкостью батареи и рядом других обстоятельств.
Как долго длится зарядка?
Важно понимать, сколько по времени должен заряжаться гироскутер. Тут есть два основных аспекта: чтобы заряд был восполнен эффективно, и чтобы он не был перегружен. Отдельные современные литий-ионные АКБ заряжаются примерно за 90-120 минут. Нужно сразу проследить, как долго продолжается этот процесс, сколько точно минут он занимает.
Необходимое количество часов зарядки прописывается в технических условиях и в инструкциях.
Если заполнение батареи длится очень долго, весьма вероятно, что аккумулятор поврежден или исчерпал свой ресурс. В обоих случаях его придется заменять. Даже очень большой и быстрый гироскутер заряжают 3-4,5 часа. Если превысить этот показатель (к примеру, держать устройство подключенным к сети всю ночь), последствия могут быть непредсказуемы. АКБ при этом сильно изнашивается и может вовсе прийти в негодность; а у некоторых моделей общее время зарядки еще меньше.
Как правильно зарядить?
Первый раз
Действия при зарядке нового гироскутера прописываются в инструкциях и сопроводительных документах. Но общие требования остаются неизменными вне зависимости от конкретной модели. Как и на других подобных устройствах, в гироскутерах обязательно требуется калибровка батареи. Во внимание принимают погодные условия. Когда скутер принесли в теплое помещение с улицы поздно осенью или зимой, он неизбежно будет покрыт слоем конденсирующейся жидкости.
Как при первом опыте, так и в дальнейшем заряжать гироскутер до полного высыхания нельзя. Не стоит надеяться и на то, что проблему решит простое протирание его поверхности. Опасность для аккумулятора представляет любая капля воды, попавшая внутрь аппарата. Потому, как бы ни торопился владелец поскорее испытать свое устройство, ему обязательно придется ждать не менее 1,5-2 часов. Калибровка проводится так:
- подсоединяют выключенный кнопкой гироскутер к домашней сети 220 В;
- ожидаются заполнения батареи током до предела;
- разряжают также до предела (желательно кататься в помещении, чтобы потом не выжидать снова окончания акклиматизации);
- заряжают устройство до предела (тем самым добиваясь оптимальной емкости АКБ и одновременно значительно продлевая срок ее эксплуатации).
Последующие разы
С самого начала следует учесть, что при повседневном катании, в отличие от калибровки, глубокое исчерпание заряда недопустимо. Крайне важно следить, чтобы он не опускался ниже 10% от предельного уровня. Если даже такое произошло, следует немедленно поставить гироборд заряжаться. Да, ресурс батареи все равно немного просядет, но, по крайней мере, быстрая и четкая помощь ей позволят еще какое-то время поездить на этом аккумуляторе.
Особенно важно следить за поддержанием уровня заряда в холодную погоду. Чем холоднее воздух (особенно на фоне высокой влажности или сильного ветра), тем напряженнее работает аккумулятор. Но необходимость подключать разряженный гироскутер к сети поскорее не означает, что это можно делать бездумно. Даже самые осторожные катающиеся нередко сталкиваются с засорением сетевого гнезда на скутере. Перед тем как включать свой персональный транспорт в сеть, оттуда надо убрать всю пыль, грязь, и особенно жидкую воду или кусочки льда (снега).
Рекомендация: стоит приобрести или изготовить самостоятельно резиновую заглушку, чтобы эта проблема была решена изначально.
Когда зарядное устройство вставлено в розетку, блок питания начинает гореть зеленым огоньком. Далее штекер вставляют в разъем на гироскутере. Лампочка вместо зеленой становится красной – это как раз и обозначает начало процесса зарядки. Когда батарея заполнится током, действуют в обратном порядке. Сначала извлекают зарядное устройство из розетки, и только затем отключают его от транспортного средства.
Следует, конечно, лишний раз проверить, действительно ли батарея заряжена. Это позволит избежать многих неприятных сюрпризов в дальнейшем. Но и передержка в подключенном состоянии недопустима: придется хотя бы раз в 5-10 минут смотреть на индикатор. Когда заряд набран, индикатор приобретает зеленый окрас.
Конечно же, зарядка должна происходить при нормальной комнатной температуре и минимальной влажности воздуха.
Часто интересуются, можно ли заряжать гироскутер включенным. Никаких проблем от такой попытки возникнуть не должно. Однако, если в этот момент произойдет скачок сетевого напряжения, вероятен выход электронных компонентов из строя. Теоретически выходом может быть использование стабилизаторов напряжения и источников бесперебойного питания. Но все равно рисковать не следует.
Проблема может быть и в другом: когда гироскутер включен, он будет понемногу тратить заряд. Потому гораздо спокойнее будет, если устройство выключить и полностью зарядить. Это дополнительно сэкономит время. А вот от покупки всевозможных гаджетов, поставщики которых обещают возможность быстро зарядить гироскутер, лучше отказаться.
Совершенно безопасно будет лишь использование фирменных зарядных устройств, предназначенных для конкретной модели.
Нельзя заряжать батарею:
- от которой исходит непонятный запах;
- корпус которой раздут;
- которая хотя бы слегка оплавлена;
- которая начала очень быстро разряжаться.
Перед тем как поставить гироскутер заряжаться, надо обязательно проверить, что параметры электропитания соответствуют требованиям, предъявленным производителем. Любые манипуляции такого рода не только вредят сохранности устройства. Они грозят получением удара током, пожарами и даже взрывами. И даже если этого не произойдет, батарея может быть мгновенно выведена из строя. О лишении гарантии и говорить не приходится – это очевидно.
Стоит учитывать, однако, что полностью избежать проблем удается не всегда. И при повседневной эксплуатации гироскутера возникают ситуации, когда заряжать его приходится при глубокой разрядке. Причины тому самые разнообразные – сильная занятость, утомление, невнимательность или легкомыслие. Но последствия одни и те же – порой аккумулятор перестает заряжаться, и индикатор на зарядном устройстве не горит.
В таких случаях советуют подержать зарядку подключенной примерно 2 часа. Если и после этого процесс не начнется, можно предполагать, что или аккумулятор вышел из строя, или повреждено зарядное устройство. В этих случаях надо обращаться в сервисный центр. В первые 14 дней после покупки можно требовать замену или денежную компенсацию. Но после окончания гарантийного срока можно поступить так:
- открыть корпус;
- извлечь из разъема штекер BMS;
- закоротить там черный и красный провода;
- прозвонить тестером блоки батареи;
- если значение меньше 3,2, батарею дозаряжают до 4-х;
- вернуть штекер BMS на место;
- поставить батарею вновь на зарядку.
Если это не помогает, придется или обращаться к профессионалам, чтобы восстановить АКБ или купить новую батарею. Иногда, впрочем, делают новую батарею самостоятельно. Корпус и BMS берут от старого устройства. Нельзя заряжать гироскутер, если внутрь попала вода, снег или лед.
Недопустимо держать устройство при зарядке около открытого огня, источников сильного нагрева или отопительных приборов.
Когда стандартное ЗУ выходит из строя, необходимо менять его только на полный фирменный аналог. Всевозможные «подобия», независимо от цены, использовать нельзя категорически. Необходимо помнить и про ресурс батареи. Штатное количество циклов зарядки и разрядки составляет 500-600 за все время эксплуатации. Но когда подзарядку производят всякий раз при снижении заряда на 10-12% от максимума, можно увеличить это количество вдвое.
Следует понимать, что рекомендуемое количество циклов – это только ориентир. Обычно пользоваться АКБ можно еще дольше. Однако при этом неизбежно будет сокращаться время проезда при полном заряде, а само восполнение заряда станет происходить медленнее. Потому превышать рекомендованное число циклов зарядки-разрядки более чем в 3 раза даже при самом аккуратном обращении нецелесообразно. И каждая глубокая разрядка только сокращает этот показатель.
Как узнать, что аккумулятор полностью зарядился?
Уже изложенная информация показывает, как важно понять, что аккумулятор гироскутера заряжен полностью. Почти на всех моделях, выпускаемых сейчас, предусмотрен специальный индикатор. Некоторые модификации рассчитаны на использование специальных мобильных приложений. Правда, такие опции есть пока только у Jack Scooter, Wmotion, Smart Balance. Имея гироскутер одной из этих марок, можно оперативно следить за зарядкой батареи через смартфон.
Особые программы совместимы с платформами Android и iOs в равной степени. Но даже если невозможно почему-либо использовать это программное обеспечение, выход есть. Любой, самый простой телефон, сейчас имеет опцию таймера. Можно также следить за временем зарядки (сообразно инструкции):
- с помощью таймеров компьютеров и ноутбуков;
- при использовании зарядных устройств с соответствующей функцией;
- при использовании будильника или специального сигнала в наручных часах.
О том, как правильно заряжать гироскутер, смотрите в следующем видео.