Top.Mail.Ru
Гитара

Звукосниматели для гитар

Звукосниматели для гитар

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Как выбрать?
  4. Как установить и настроить?

В процессе игры на гитаре звук формируется посредством нескольких составляющих – на его качество влияют техника и манера самого артиста, но на звуковой тембр существенное влияние также оказывает звукосниматель. Для каждой гитары он должен подбираться индивидуально, конечно, если вы хотите, чтобы ваш инструмент звучал идеально.

Что это такое?

Звукосниматель – электрическое приспособление для преобразования волновых колебаний металлических струн в электросигнал. Такой прибор необходим для игры на струнных электроинструментах, но также актуален для акустических гитар, когда нужно увеличить громкость звучания либо сделать запись музыкального произведения. Работа этого оборудования основана на принципе электромагнитной индукции – струны гитар обычно металлические, а этот материал способен прекрасно проводить ток.

В поле, созданном постоянными магнитными датчиками, издаваемые ими звуковые волны вызывают образование сигнала определённой частоты. Затем – после подачи на усилитель посредством радиосистемы или обычных электрических кабелей – проявляется звук.

Его тембровая окраска зависит от параметров частотных характеристик, уровня сигнала и сопротивления установленных датчиков и может быть изменена кардинально при замене этих комплектующих.

Фактически звукосниматель для гитары – магнит с дросселем (катушкой индуктивности). Игра на электрогитаре без звукоснимателя невозможна, поскольку звук будет очень тихим. А магнитный звукосниматель трансформирует резонанс струн в ток, который подаётся на усилок, в динамики, что даёт нам возможность наслаждаться неповторимым гитарным звучанием.

Важную роль играют звукосниматели и в звукообразовании акустической гитары. Этот инструмент обладает живым, непередаваемым по красоте звучанием. Но на концертах, особенно в больших залах, музыканту сложно охватить большое пространство из-за малой громкости.

Раньше для этого использовали микрофон, который монтировали в непосредственной близости к струнам. Но этот способ усиления безвозвратно устарел, к тому же гитарист ограничен в своём движении и вынужден стоять на одном месте, как прикованный.

Дополнительно артисту мешают исполнять музыку искажения звука, вызванные посторонними шумами в колонках и микрофоне. Но звукосниматель, уже встроенный в корпус акустической гитары, полностью решает все проблемы. Любая мелодия при этом звучит отчётливо и громко, не теряя своей специфической натуральности.

Виды

Зная электрические параметры и технические особенности звукоснимателей, легче понять, как работа этих приборов влияет на звучание инструмента. Для этого рассмотрим два вида электромагнитных приспособлений, чаще всего применяемых для преобразования звуковых колебаний гитарных струн и востребованных музыкантами, использующими электроинструменты.

Такие приборы актуальны лишь при наличии струн из ферромагнетиков – материалов на основе железа, в состав которых также входят другие элементы и сплавы: гадолиний, никель, кобальт и т. д. Эти устройства включают дроссель и магниты.

Они делятся на две категории устройств.

  • Пассивные, передающие звук без преобразования. Это наиболее примитивные приборы с простой схемой. В этом случае высокая индуктивность гитары вызывается большим сопротивлением магнитного датчика и обусловлена значительным количеством витков на катушке. Это приводит к усилению колебаний средней частоты, улавливаемых человеческим ухом лучше всего, и, собственно, определяет громкость звучания инструментов с пассивными звукоснимателями. Но используя такие комплектующие, нужно учитывать вероятность сбоев: затухание волновых колебаний струн, ухудшение качества высоких частот при регулировке тональности и звука.
  • Гитарные преобразователи с активными датчиками имеют небольшое число витков в дросселе, поэтому сопротивление сильно не возрастает. В результате низкие и средние частоты не ослабевают, правда, и звучание – хотя и распространяется в широком диапазоне – не достигает нужной мощности.

Активные модификации также не полностью трансформируют колебания струн, поэтому их приходится доукомплектовывать встроенными усилителями.

Электромагнитные преобразователи выпускаются в соответствии с разными музыкальными стилями и имеют свои особенности.

  • Сингловые устройства – своего рода пионеры среди комплектующих электроинструментов. Это изделия с одним дросселем, оснащённым медными витками и 4–6 магнитами. Сингл обеспечивает чистый громкий звук, но имеет один существенный недостаток – при отсутствии экрана способен, как антенна, притягивать низкие радиочастоты, что приводит к появлению посторонних шумов. Чтобы этого не происходило, желательно параллельно задействовать ещё один звукосниматель любой категории. Замыливание звука возможно при его искажении (дисторшн), когда предельные показатели сигнала ограничены с обеих сторон.
  • Хамбакер состоит из двух синглов с двумя дросселями, одновременно подсоединёнными к противофазе. Если обмотка качественная, помех можно не бояться – шумы от катушек взаимно нейтрализуются. При этом звуковые колебания постоянны. Звукосниматель этого типа обеспечивает реально объёмный, сбалансированный звук даже на тихих участках, исключает выраженность обертонов. Стоит упомянуть и о рельсовом хамбакере, характерными особенностями которого являются более чистое воспроизведение звука и его равномерность.

Для акустических гитар, включая изделия с нейлоновыми струнами, подойдёт другой тип устройств – пьезоэлектрические звукосниматели. Колебания нейлоновой калиброванной лески лучше всего преобразует пьезодатчик. Такой прибор может быть съёмным и стационарным. Пример тому – «таблетка», которую можно монтировать снаружи и внутри гитарного корпуса, и «палочка» – датчик, устанавливаемый в тело инструмента профессиональным мастером.

Но также существуют и универсальные съёмные устройства, трансформирующие волны в звук, которые можно ставить на акустические инструменты как со стальными, так и с нейлоновыми струнами. Это звукосниматели Acoustic Soundboard Transducer и Under-Saddle Transducer (AST и UST). Их можно монтировать внутрь гитары на подставку и под нижний порожек. Некоторые датчики крепятся к инструменту при помощи специальной прищепки.

После монтажа высота струн регулируется посредством скобы порожка либо небольшими болтиками.

Как выбрать?

Интересно, что из-за огромного ассортимента вопрос выбора звукоснимателя остаётся открытым. Причина проблемы – невозможность проверки устройства и неуверенность в пользе подобной покупки. Поэтому задача у нас конкретная – подобрать подходящий звучок для гитары. Разбирающиеся в этом гитаристы советуют просто ознакомиться с характеристиками разных преобразователей.

Приведем варианты приборов для бас-гитар.

  • Single-coil – магнитный датчик, безукоризненно подходящий для соло, с помощью него бас прекрасно читается в миксе, слышен на фоне остальных инструментов, но иногда фонит и не предназначен для экстремального «металла».
  • Усовершенствованная модель Single – Split-coil, лишённая недостатков звукоснимателя: наводок и помех.
  • Продвинутый вариант – Humbucker, преобразовывает сигналы со всех струн, имеет более глубокое звучание, однако в миксе звук может быть размытым. Применяется для очень «тяжёлых» стилей.
  • Похожий звучок – Hum-canceller, выдает не столь насыщенный звук, зато абсолютно не фонит.

Обратите внимание на звукосниматель P-style с двумя катушками: он уменьшает помехи и обогащает звучание обертонами. Идеален для рока, стилей блюз и соул. Аналогичными параметрами обладает датчик J-style, применяемый для жанров поп, фанк и блюз.

Для классической гитары со струнами из нейлона профессионалы выбирают пьезозвукосниматели – они передают все известные эффекты, отлично проводят звук, хотя и придают ему несколько неестественный оттенок пластика. Обычно это всё те же элементы типа Humbucker и Single, но в первом случае выход звука более мощный, а во втором – не столь плотный и с наличием незначительных шумов.

Как установить и настроить?

Подключение звукоснимателей для разных гитар предусматривает определенные действия.

  • Установка на акустический прибор потребует закрепить датчик к корпусу в зоне полости, обеспечивающей резонанс, недалеко от струн. Затем надо провести провод к нижней части деки, врезать вход и установить датчик. Кнопку включения и регулятор громкости располагают в удобном месте. Классику оснащают и пьезокерамическими устройствами на липучках: снаружи или внутри.
  • На бас-гитаре безрамочные звучки фиксируются болтами или шурупами на прокладку из резины. Иногда требуется пайка – по аналогии с подключением к электрогитаре. Вам понадобятся паяльная лампа, припой и канифоль, такой тип установки лучше доверить специалисту.

При настройке следует избегать задевания прибора медиатором – просто отодвиньте его от струн. Настройка звучка начинается с выставления громкости по центру, а усилитель остаётся в обычном положении. При затягивании и ослаблении винтов регулируется его высота – для глубокого звучания поднимите его ближе к струнам. Отвёрткой отрегулируйте сердечники.

Звукосниматель действительно воздействует на звук, изменяет частоты, тембр и громкость, поэтому подобрать идеально подходящее устройство – непростая задача. Но при неправильном выборе вы вряд ли заставите работать инструмент с полной отдачей, и его потенциал останется нераскрытым.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.