Хобби

Все о холодном батике

Все о холодном батике

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История возникновения
  3. Инструменты и материалы
  4. Техника выполнения
  5. Варианты декора

Искусство, начавшееся развиваться вместе с самим человечеством, претерпевало разные метаморфозы: менялись его смыслы, принципы, технологии. Когда человек в древности наносил на дерево, глину, ткань какой-то узор, это не просто служило эстетическим идеалам – действо имело сакральное значение. Корни многих художественных техник лежат в язычестве. Каждый цветок, завиток, геометрическая фигура имели свое значение и не были случайны. Батик, являясь искусством росписи по ткани, также следует этой концепции.

Что это такое?

Само слово «батик» имеет индонезийские корни, а если перевести его дословно, получится «капля воска». Особенности нанесения рисунка на ткань обусловили такое название. Чтобы краски не растекались по материи, мастера научились фиксировать цвета с помощью особых составов, основным компонентом которых был воск.

Батик может быть горячим и холодным. Техника горячей росписи предполагает разогревание красок и воска перед нанесением на ткань, холодный батик обходится без предварительного растапливания. Если горячий батик появился очень давно, то холодный возник с развитием химпроизводства. В нем работает специальный химический резервирующий состав, напоминающий гель, способный застывать на ткани. Так как в основе этого состава содержатся бензин и клей, варить его дома, мягко говоря, небезопасно.

В каком-то смысле холодная техника для выполнения проще и усилий требует немного меньше.

Считается, что техника холодного батика в большей степени подходит начинающим мастерам, так как они не пугаются широкого фронта работ, действий с высокими температурами и неожиданного поведения составов.

История возникновения

Родина батика – Индонезия. В те далекие времена, когда это искусство только зарождалось, женщины уже старались всячески украсить собственные наряды. Чтобы подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному роду, нужно было украшать одежду определенными рисунком и цветовой гаммой.

И хотя выбор красителей был достаточно ограниченным, красочные полотна умелицы создавали успешно. Надо сказать, что каждый род хранил свои секреты о том, как удавалось добиться того или иного цвета, как получался интересный узор. Особенности мастерства передавались от старших к младшим поколениям. Рисунки были самыми разными – орнаменты, абстрактные и сюжетные истории.

Продвижение искусства подразумевает два пути: вглубь и вширь, если сказать очень просто. Это значит, что методики усложнялись, а технологии становились все совершеннее – это продвижение вглубь. А вширь – это расширение масштабов. Из Индонезии искусство батика перешло в Японию и Китай, где приобрело новое развитие. Китай внес большой вклад в продвижение батика – он подарил искусству росписи по ткани шелк, и это сочетание остается актуальным поныне.

Японцы придумали так называемый обратный батик, когда ткань сначала окрашивалась, а затем выбеливалась щелочью. Голландские путешественники привезли батик в Европу, которая могла дать этому направлению еще один виток развития, однако чуть не прекратила само существование искусства росписи по ткани. Европейцы быстро насытились батиком и увлеклись английской набивной техникой. Но кустари-одиночки смогли сохранить уникальное искусство украшения полотен.

Сегодня батик – это не только горячая техника, более востребованная, совершенствующаяся столетиями, но также и холодная методика, по-настоящему развивающаяся во время роста химической промышленности.

Батик приобретает новые направления, он смешивается с другими техниками и стилями, он живет!

Инструменты и материалы

Начать стоит с ткани. Батик всегда максимально раскрывает свои возможности, если работать приходится на натуральной ткани. Если вы новичок, то начинайте с батиста, крепдешина, бязи. Когда рука уже набита, можно попробовать свои силы на креп-жоржете, туали, а также креп-шифоне. Если очень хочется прикоснуться к искусству росписи по шелку, то с натуральными материалами работать хоть и ответственнее, но приятнее, тогда как искусственный шелк очень неудобен.

Внимание! Ткань перед началом работы следует стирать, гладить и прополаскивать.

Что нужно знать о подрамниках.

  • Подрамник – это каркас, на который натягивают ткань для упрощения работы с ней. Если предполагается маленького размера роспись, можно заменить подрамник пяльцами.
  • Работы средние и большие по размеру предпочтительнее выполнять на подрамниках из мягких пород дерева, при этом кнопки для закрепления материала должны легко в них входить.
  • Более удобен раздвижной подрамник, он не занимает много места и является универсальным приспособлением. Конструкция состоит из четырех реек, соединенных между собой, а габариты подрамника могут подгоняться по размерам работы.
  • Перед натяжкой имеет смысл заклеить подрамник малярным скотчем – это убережет его от растекающейся краски.

Основной инструмент – стеклянная трубочка, служащая для нанесения резерва. Состоит она из трех частей: длинной части, шаровидной и изогнутого носика. Трубочка очень хрупкая, ее нужно беречь и промывать после каждой работы любым растворителем. Если внутри образовалась пробка из засохшего резервирующего состава, нужно очень деликатно прочистить проволокой изогнутый носик.

Краски для батика бывают двух видов: термозакрепляемые и парозакрепляемые. Многие профессионалы предпочитают работать с красками, которые требуют именно термической обработки, то есть проглаживания горячим утюгом. Контуры и краски для батика сегодня выпускаются под брендами «Декола», «Гамма», «Гутта» – это достойные материалы для батика.

Резерв – это адгезивный полужидкий компонент, отграничивающий окрашенные области на ткани. Есть прозрачный резерв, который далее смывается теплой водой, а есть резерв, смывать который не нужно: он фиксируется на ткани и становится частью работы.

Сама роспись выполняется кистями, которые могут быть сделаны из синтетических волокон или натурального волоса белки, пони, колонка. После работы непременно промывайте их в мыльной теплой воде. Применять губки тоже можно.

Техника выполнения

Основной принцип холодного батика заключается в том, что сначала вы выбираете шаблон, который несложно будет поделить на замкнутые, четко очерченные области определенного цвета. Обычно новички начинают делать батик, используя рисунки из детских раскрасок: проще и удобнее, пожалуй, не придумать.

Далее пошаговый алгоритм выглядит так.

  1. Рисунок предстоит перенести на ткань, для чего мастера используют специальный тканевый карандаш либо исчезающий маркер. Рисунок нужно закрепить под тканью, обвести контуры.
  2. Ткань закрепляется на раме, натягивать материю нужно туго.
  3. Резерв наносится на ткань. Стеклянная трубочка заполняется резервом, его контур должен строго следовать шаблону. Каждый цвет нужно замкнуть – это обязательное требование. Далее ждите, пока резерв высохнет, для быстроты процесса ткань можно просушить феном.
  4. Перед заливкой контуров проверьте их замкнутость. Возьмите пропитанную чистой водой губку (можно добавить в воду капельку шампуня), промокните нужную область. Если за пределы контура вода не выходит, то все сделано грамотно.
  5. Нанесение красителей происходит кистью или ватным спонжем, приемы нанесения в обоих случаях одинаковы. А чтобы обеспечить краске равномерное растекание, область заливки следует промочить водой.
  6. Картина высыхает, после чего вы снимаете ее с рамки. Иногда возникает необходимость поправить отдельные области. Посмотрите, как именно фиксируются красители, обычно это указано в инструкции к ним. Одни краски закрепляются утюгом, другие – паром, феном или даже действием высоких температур в духовом шкафу.

После прохождения всех этапов работу можно считать завершенной. Осталось только найти место, где она будет располагаться и радовать окружающих. Хотя, есть еще один момент – декор.

Многим любителям батика нравится декорировать готовые работы.

Варианты декора

    Одним из самых популярных вариантов оформления являются стразы. Тот самый контур, который отделял одну область от другой, можно задекорировать блестящими камушками. Это смотрится красиво, если такое украшение перекликается с темой. Например, вы рисуете на ткани ночь в лесу, благородного волка, снега и ели, созвездия на небе. Конечно, в таком случае стразы уместны.

    Для прочности сцепления с тканью они проклеиваются горячим утюгом. Иногда в стразах есть маленькие дырочки и это означает, что их можно пришить.

    С целью декорирования кому-то больше нравится прошивать контур. Для этого берутся серебряные металлизированные нитки или обычные мулине, и контуры элементов прошиваются гладью. Это сложная и долгая работа, но результат может быть впечатляющим. В таком случае это уже будет не чистый батик, а смешанная техника его исполнения.

    И все же в большинстве случаев батик хорош сам по себе в своей тонкости, изяществе, кропотливой работе и чудесном результате. Ручное творчество, популярное во все времена, способно поддаться каждому, кто захочет его освоить. Удачных вам работ и вдохновения!

    О том, что такое холодный батик, смотрите в следующем видео.

    Комментариев нет
    Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.