Top.Mail.Ru
Хобби

Монотипия

Монотипия

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Приемы
  4. Материалы для рисования
  5. Мастер-классы

Монотипия относится к тем техникам изобразительного искусства, что прочно связаны с импровизацией, неожиданностью, не до конца прогнозируемым результатом. В этом ее главная прелесть: создание оттисков всегда имеет элемент внезапного решения и возможность интересно трактовать отпечаток.

Что это такое?

Эта разновидность графики считается уникальной и даже инструментальной (прикладной) техникой рисования. Ее отцом-создателем принято называть Джованни Кастильоне, итальянского мастера гравюры. В России монотипию широкие массы впервые увидели благодаря Елизавете Кругликовой, которая освоила необычные приемы на учебе в Париже, а потом привезла их домой и сделала популярными на родине.

Суть техники состоит в создании оттиска. На специальную пластину наносится рисунок – или кистью, или трафаретом. Потом на этот рисунок кладется лист бумаги. Как результат – необычное, совершенно новое, не копирующее рисунок (как основу отпечатка) изображение. И это изображение не поддается тиражированию. Так описывается классическая техника. Но рисунок можно наносить не только на пластину.

Например, обучая детей, им предлагают рисовать на небольшом зеркале, а потом делать отпечаток с него – получается так же магически, непредсказуемо. И рисовать можно не только кистью и трафаретом, но и губкой, например, или даже пальцами.

Профессионалы же используют пластину, оттиск с металлической поверхности получается ярким, выразительным, насыщенным. Одну пластину можно применять много раз, просто смывая предыдущий рисунок. Но сегодня монотипия включает в себя нечто большее, чем одна из техник изобразительного искусства. Это еще и арт-практика, очень популярная в психологии уже почти три десятка лет.

И хоть монотипия приоритетно считается печатной техникой, это совсем не то же, что гравюра или литография, ксилография. Это принципиально другой способ получения изображения. Особенность в его уникальности, в каком-то смысле монотипию вполне можно считать перформансом. Часто это вполне узнаваемые изображения – пейзажные, например. Но иногда – абстракция, в которой интересны сочетания цветов, текстура, градиент, взаимодействие цветовых пятен.

Кстати, про цветовые пятна. Швейцарские психологи еще примерно 100 лет назад тестировали и исследовали личность, применяя рисунки, созданные в технике монотипии. Правильнее даже сказать, что это были психотерапевты, то есть рисунки участвовали в клинических исследованиях. Пациентам предлагали рассмотреть изображения, при этом люди должны были сказать, какой предмет использовался для оттиска. Потом и в детской психологии и педагогике этот метод стали активно применять: так изучались возрастные особенности ребят.

Виды

Монотипия настолько хорошо развита как техника, что заслужила видового разветвления. И разделяться на виды она будет по цветовому решению, по способу нанесения изображения, по типу печатной формы, по типу основания оттиска и по материалам. Так, монотипия может быть монохромной и полихромной. Для монохромной применяются офсетные краски либо же черные типографские.

Другие виды монотипии.

  • По способу нанесения она предполагает вид с чистой формой и удалением краски с основы. В первом случае рисунок наносят на новое, расчищенное для него место. Во втором – с основы удаляется краска, и получится принципиально иное изображение.
  • По типу печатной формы монотипия может быть с основой в виде дерева, стекла, пластика, пленки или более традиционного металла. Упомянутое выше зеркало можно отнести к стеклу.
  • Ну, а по типу художественных материалов монотипия может быть выполняемой с помощью гуаши, акварели, туши, акрила, масла и т.д.

Но это далеко не все видовое деление. Отдельной техникой сегодня стала акватипия – это когда гуашью наносят рисунок, а потом свободные от краски места закрашивают черной тушью. Далее лист высушивают и затем помещают в воду. Тушь ведь в воде не растворится точно, а гуашь растворится фрагментарно. Получится необычное размытое изображение.

Есть и такая разновидность, как деотипия. В этом случае бумажный лист кладется на форму с краской, а поверх него – тонкая калька. На кальку наносится карандашный рисунок (впрочем, могут использоваться и другие инструменты, но карандаш чаще). Так краска неравномерно отпечатается на бумаге, и получится нечто необычное. Есть и негативная монотипия. Чтобы ее создать, надо взять форму с остатками краски (ту, что применяют в деотипии), непрокрашенные фрагменты разрисовать снова и сделать еще один оттиск на листе.

Есть акватипия, а есть акваграфия – нужно взять жидкую нерастворимую краску и медленно добавить ее в тару с водой. На поверхности получатся цветовые пигменты, которые хорошенько размешивают кисточкой, формируя узоры. А потом в емкость с уже окрашенной водой отправляется лист бумаги, прямо по воде делается отпечаток мотива, и листок деликатно достают из цветной «ванны».

Прекрасным, очень органичным видом монотипии считается флоротипия. На форму наносят краску (пока все стандартно), а сверху раскладывают лепесточки, цветки, листочки, накрывают их бумагой. Затем все уходит под пресс, и тогда на бумаге остается отпечаток с контурами природных мотивов – это безумно красиво, тонко, и в декоре дома смотрится уютно и изящно.

Но это еще не все. Есть и декалькомания – техника, при которой цветной рисунок с листа под давлением переносится на ткань или керамику (возможно, что-то еще). Наконец, многим еще по школе знакома кляксография – прекрасный вид монотипии, предлагающий всем немного «пошалить». На центр листа бумаги наливают акварель либо гуашь, а потом этот лист наклоняют в разные стороны, краска образует потеки (кляксы).

Звание нетрадиционной техники рисования монотипия оправдывает и появлением такого вида, как ниткография. Это когда художник делает какое-то изображение на бумаге (часто сложенной вдвое книжечкой), потом любым интересным способом выкладывает нитку по краске, прижимает лист другим листом или просто второй сложенной частью. Но прижимает так, чтобы концы нитки торчали из-под бумаги. Следующее действие – вытащить нитку, не нарушив положения бумаги. Нитка проскользит по краскам, размажет их, оставит какой-то узор. Он тоже всегда непредсказуем.

Приемы

Интересных приемов в этой технике достаточно. Но основными считаются два, делящие монотипию на пейзажную и предметную.

Пейзажная

Этот прием особенно зрелищный, с ним интересно работать. И чаще всего это лес, река на фоне деревьев, словом, что-то такое. Отображение леса на водной поверхности – излюбленный вариант новичков для пейзажной монотипии, но это действительно красиво. Плотный лист бумаги нужно свернуть пополам. Нижняя часть непременно должна быть поменьше верхней. На верхней рисуются деревья. И когда верхушку соединяют с нижней (для создания отпечатка), получится эффект отражения этих деревьев в воде. Такой прием понравится и детям, и взрослым. И главное, он получается практически всегда.

Конечно, там может быть не только лес. Опять же, от уровня мастерства будет зависеть его прорисовка. Возможно, будут видны даже ягоды на ветках или грибы в траве. Там могут быть какие-то одиночные здания, охотничий домик. Могут быть и люди, стоящие на берегу. Что бы там ни было, это будет отражаться в воде.

Готовую работу можно оформить в раму, она выглядит очень эффектно.

Предметная

Ее также несложно освоить даже детям. Особенно детям, потому что объясняется все на занятии с ребенком предельно ясно. Ребенок по пошаговой инструкции изображает знакомый предмет. Его рисуют на одной из сторон листа, а перед началом работы лист, как несложно догадаться, сгибают пополам. Для чего это нужно: именно так ребенок знакомится с принципом симметрии, ведь на второй части листа нарисованная им рыбка или грибок отображаются симметрично.

Метод хорош для развития пространственного мышления и не только. А еще важно, чтобы художник изображение для оттиска делал максимально насыщенным, четким, ярким и выразительным, чтобы симметричный рисунок получился тоже четким, узнаваемым.

Если это дошкольники, они должны рисовать предметы, имеющие четкую геометрическую форму – так более наглядно будет заметен принцип симметрии.

Материалы для рисования

Все материалы, что необходимы для создания отпечатка, можно условно поделить на 4 группы. Это основа, это краски, это принадлежности и это дополнительные составляющие. Так, основой может быть плотная бумага либо картон, новички обычно ими и пользуются. Но важно, чтобы поверхность была непропитываемой краской мгновенно, иначе отпечаток не получится. Можно брать пластик, стекло, зеркало.

Что касается красок, дети чаще пользуются акварелью, а вот взрослые предпочитают акриловые краски. Они ярче, их текстура плотнее. Отпечаток получится более насыщенным. Можно взять и гуашь. В качестве принадлежностей используются кисти либо валики, а вот чтобы прорисовать детали, имеет смысл взять ватные палочки, зубочистки, обратные кончики кисточки, карандашики – что-то царапающее или проводящее тонкие линии.

А вот если хочется сделать нечто особенно оригинальное, в качестве основы можно взять ткань (лучше достаточно плотную, прочную, не гладкую), а чтобы рисунок был интереснее, воспользоваться веточками и листочками, которые оставят свой след на красках.

Мастер-классы

Чтобы наглядно показать, на какие «фокусы» способна монотипия, достаточно проделать пару работ по самым простым мастер-классам. Например, сделать бабочку в технике монотипия. МК подходит и дошкольникам, и ребятам постарше, да и новичку-взрослому будет любопытно. Для создания бабочки потребуются плотный лист акварельной бумаги, а также гуашь, кисть, вода в стаканчике.

Монотипия на тему «Бабочка» пошагово.

  1. Лист плотной, текстурной бумаги свернуть пополам книжечкой.
  2. По центру листа наметить брюшко насекомого, можно это сделать черным цветом.
  3. С одной стороны (только с одной!) нужно наметить крылья бабочки. Они должны быть ярких цветов, выразительными, насыщенными. На каждом крылышке должны быть какие-то узоры или орнамент.
  4. Как только это сделано, лист нужно прижать половинками друг к другу. А чтобы рисунок более четко отпечатался, по сложенному листу можно пройтись валиком.
  5. Осталось только аккуратненько, одним движением развернуть лист.

Готово!

Очень красивые работы получаются на зимнюю тематику. Для детей это прекрасное упражнение по развитию творческого мышления. Снег на земле, снег летающий, деревья со снежными шапками – это всегда поднимает настроение в преддверии зимы, выглядит немного волшебно.

И здесь есть несколько интересных вариантов, которые станут вполне самостоятельными картинами.

  • На стеклянной поверхности голубой краской сделать фон. Можно использовать синий цвет, фиолетовый, смешать оттенки. Потом ватной палочкой на этом фоне делают разные узоры. На мокрый рисунок кладется чистый лист плотной акварельной бумаги. Полученное изображение засыпают серебристыми блестками. Это может быть готовая картина или фон для какой-то новогодней поделки.
  • Надо взять плотный лист, нарисовать там голубоватый снег и на нем белые облака (гуашью). Потом смять лист так, чтобы в центре сгибов скопилась краска – фон станет светлее. А когда краска высохнет, лист снова расправляется.
  • Взять плотный лист бумаги, согнуть его по горизонтали. В верхней части нарисовать облака, используя голубой и белый цвета. Затем сделать оттиск на нижней части, применив валик. Зимнее небо, снежный покров – все красиво, и морозность буквально передается от рисунка.

По тому же принципу, что и бабочка, делается симметричный цветок или рыба. Если пейзажная или предметная монотипия не так интересны, можно попробовать изобразить натюрморт. И всегда интересно поиграть с абстракцией, к которой уже потом дорисовать какие-то детали и превратить во что-то очевидно узнаваемое. Впечатляющих художественных экспериментов!

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.