Гитара — непростой музыкальный инструмент в плане овладения техникой игры. Одним из испытаний для большого числа начинающих является технический приём прижатия струн под названием «баррэ». Этот вопрос очень актуален: есть даже примеры, когда известные музыканты в своих выступлениях избегали пользоваться этим приёмом при взятии отдельных аккордов (например, легенда «открытого гитарного строя» Джони Митчелл). К сожалению, многие бросают занятия, не освоив какой-нибудь очередной аккорд с баррэ.
Что это такое?
Баррэ на гитаре и других струнных музыкальных инструментах — это приём одновременного прижатия одним пальцем левой руки всех или части струн на ладу с целью получения аккорда. Для этого используется в основном указательный палец. Нередко (особенно на электрической и полуакустической гитарах) при исполнении пауэр-аккордов в одновременном прижатии двух струн на одном ладу используется безымянный палец.
На 6-струнной гитаре в стандартном строе один указательный палец, зажимающий все струны, не образует этим какой-либо обычный аккорд (мажорное или минорное трезвучие) ни на одном ладу. Для построения таких аккордов используются, кроме указательного пальца, разные схемы прижатия струн остальными пальцами левой руки на соседних с баррэ ладах.
Все дополнительные к баррэ схемы построения пальцев на струнах для получения созвучий берут своё начало от так называемых открытых аккордов.
Открытые аккорды — это типовые трезвучия и септаккорды в I позиции, которые играются без баррэ с использованием звуков открытых струн: C, D, Dm, D7, E, Em, E7, A, Am, A7. Именно с них и начинают изучать первые аккорды новички.
Если взять, например, минорные трезвучия Am, Dm и мажорный аккорд E в открытой позиции, то их условные схемы расположения мест прижатия струн выглядят следующим образом.
Теперь нужно представить, что верхний порожек гитары можно передвигать. «Переставив» порожек на 1 лад вперёд по грифу и использовав всё те же схемы двух минорных аккордов и одного мажорного созвучия (в нашем примере это Am, Dm и E), получают совсем другие гармонические построения:
- ля минорный аккорд (Am) переходит в си-бемоль минор (Bbm);
- ми мажорный аккорд (E) становится фа мажорным трезвучием (F);
- ре минорное трезвучие (Dm) сменяется ми-бемоль минором (Ebm).
Вместо верхнего порожка, не «сдвигая» его в своём воображении, можно в реальности разместить на I ладу грифа каподастр. Иногда этот очень полезный гитарный аксессуар так и называют — «передвижной порожек». Его можно разместить на любом ладу, если есть в том необходимость.
Однако имеется и другой — более простой — вариант смены аккордов в приведённом примере — применение приёма баррэ указательным пальцем левой руки на I ладу.
Можно сказать и так: приём баррэ заменяет собой функцию верхнего порожка, «смещая» его расположение в нужное место для получения всё тех же типовых аккордов, но в другой тональности.
Точно так же можно представить и сам верхний порожек в качестве указательного пальца левой руки в каком-либо открытом аккорде (например, ля миноре).
Повышение или понижение звучания аккордов также меняется по полутонам, как и отдельных звуков: один лад по грифу в сторону корпуса гитары изменяет в аккорде повышение всех его звуков на полутон. Например, открытый аккорд Em при смещении на один лад вверх по грифу (в сторону корпуса) становится Fm, на два лада — F#m (или энгармоничным трезвучием Gbm) и так далее. При движении баррэ последовательно по ладам в сторону головки грифа ноты в созвучиях меняются на понижение высоты на те же полутона.
К овладению приёмом баррэ приступают ещё на начальных стадиях обучения игре аккордами, так как эта техника является основополагающей для гитариста любого направления. Полноценная игра на гитаре без освоения баррэ практически невозможна — большинство аккордов берутся именно с его помощью.
Виды
Не для каждого аккорда или созвучия при баррэ требуется зажимать все струны на гитаре. Этот приём бывает двух видов — большим и малым.
Большое
Если указательный палец производит одновременный зажим пяти или шести струн на ладу, то в таком случае говорят о большом баррэ. В некоторых источниках большим называют именно прижатие всех шести струн. Но такое утверждение не является истиной, что подтверждается представительными «Школами игры на шестиструнной гитаре», например, Э. Пухоля, П. Агафошина и других знаменитых гитаристов, оставивших свои учебные наследия для потомков. В учебном пособии Э. Пухоля понятно рассказывается о баррэ и его разновидностях.
Баррэ в нотах обозначается квадратными вертикальными скобками (либо просто чертой), охватывающими ноты аккорда сбоку, с обязательным указанием номера лада, где оно применяется (например, большое баррэ — BII, малое — 1/2BII). В некоторой нотной литературе может быть другая буква в обозначении этого приёма: CIII (1/2 CIII).
Малое
Когда музыкант прижимает указательным пальцем от двух до четырёх струн (кроме 5-й и 6-й), то такое баррэ называется «малым». Надо отметить, что малое баррэ можно взять любым другим пальцем левой руки, а до трёх струн — даже мизинцем. Но это, скорее, исключение, чем правило, так как случается такое очень редко.
Баррэ — довольно трудный приём не только в плане технического выполнения, но и в чисто физическом смысле для руки в целом, а для кисти в особенности. Если новичок выполняет какое-то упражнение, например, играет перебором аккорд с баррэ, то рука может практически через минуту просто онеметь вплоть до плеча. Но такое явление возникает от неправильной постановки не только пальца и кисти в целом, но и мышления неопытного гитариста. Дело в том, что не следует думать, что весь фокус заключается в силе прижатия струн. Сила мышц, конечно, присутствует, но не в такой степени, как думает начинающий музыкант. В связи с этим необходимо подробней рассмотреть вопрос о том, как всё-таки правильно выполнять приём баррэ.
Как правильно делать?
Сначала нужно понять, как правильно ставить указательный палец на лад гитары при баррэ. Палец нужно поставить ближе к металлическому порожку, к которому он и прижмёт струны. При этом сам палец либо строго параллелен порожкам, либо чуть отклоняется своей последней фалангой в сторону остальных пальцев, но в пределах лада.
Ещё важный момент: указательный палец не должен быть согнут в своих суставах, как при обычной игре, а полностью выпрямиться и лечь на лад в таком положении внутренней стороной так, чтобы струны прижимались мышцами этих суставов.
Ни одна из 6 струн не должна попасть в межсуставной изгиб пальца, иначе звука из такой струны извлечь не удастся.
Большой палец при этом полностью прилегает к обратной стороне грифа поперёк него, давая возможность всем остальным пальцам удобно прижимать нужные струны рядом с указательным, выполняющим баррэ. Располагается он примерно посередине между указательным и средним пальцами.
Упражнения для отработки техники
Для начинающих имеется хорошая рекомендация от профессионалов: научиться брать аккорды с баррэ лучше всего на упражнениях, в которых требуется зажать не более половины струн (первые 3 тонкие струны).
Пример 1
Играть смешанное арпеджио (перебор) в такой гармонической последовательности: Dm—(Gm/D)—A7—Dm. Трезвучие, обозначенное как Gm/D, берётся тем самым малым баррэ: указательный палец прижимает три струны на III ладу. Другие пальцы в построении аккорда не участвуют — только указательный. Ниже представлены схемы аккордов в нужной последовательности. Два оставшихся аккорда в представленной гармонии — открытые, играются без баррэ.
Обозначения пальцев левой руки на схемах аккордов:
- 1 — указательный палец;
- 2 — средний;
- 3 — безымянный;
- 4 — мизинец.
Схема аппликатуры правой руки в переборе следующая: P-i-m-a-m-i:
Обозначение пальцев соответствует международному стандарту:
- P — большой палец правой руки, играющий на 4-й, 5-й, 6-й струнах;
- i — указательный, извлекающий звуки из 3-й струны;
- m — средний, играющий на 2-й струне;
- a — безымянный, избирающий 1-ю струну.
Басы в аккордах будут такие:
- ре минор (Dm) — 4-я струна;
- соль минор (Gm/D) — 4-я струна;
- мажорный септаккорд ля (A7) — 5-я струна.
Все басы извлекает большой палец (P) правой руки.
Обозначение соль минорного аккорда в виде Gm/D означает, что басом аккорда является нота «ре» (D), то есть открытая 4-я струна.
Пример 2
Можно усложнить предыдущее упражнение, играя тонический бас — ноту «соль» — в аккорде Gm. Для этого придётся, кроме удержания малого баррэ на III ладу, прижать ещё 4-ю струну на V ладу безымянным пальцем левой руки. Но для удобства можно взять баррэ не на трёх, а на всех четырёх струнах, участвующих в арпеджио. В этом случае безымянный палец без труда зажмёт четвёртую струну через лад от баррэ.
Пример 3
Нужно сыграть следующую гармонию самыми разными видами арпеджио и даже известным ученику боем: Am-Dm-E7-Am. Все аккорды берутся в V позиции, то есть в пределах V-VIII ладов (в данном случае V-VII).
Иллюстрация схем аккордов:
Аккорды Am и Dm берутся с баррэ, септаккорд E7 является открытым — часть струн зажимается в V позиции, а две струны — первая и вторая — свободные.
Тонический бас:
- для Am находится на 4-й либо 5-й струнах;
- для Dm – на 4-й струне;
- для E7 – на 5-й либо 6-й.
Играя последовательность перебором, можно варьировать между вариантами баса в Am и E7. В аккорде Dm для разнообразия неплохо будет звучать бас от 5-й открытой струны.
К отработке большого баррэ следует приступать без фанатизма. Полные аккорды с большим баррэ не дадутся легко даже после наработки опыта с малым его вариантом.
На каждое упражнение — не более 15 минут времени с дальнейшим отдыхом левой руки до полного восстановления.
Упражнение 1
Работа с прижатием всех струн только указательным пальцем. Начать с V лада. Играть — смешанный перебор на струнах №№ 6, 3, 2, 1 пальцами правой руки P, i, m, a соответственно. Сыграв 2 раза схему перебора, нужно сместить палец с V лада на IV, затем на III, II и I. Следить, чтобы все звуки были отчётливо слышны и по долготе сливались в единый аккорд. Если что-то со звуком не так, нужно сразу исправлять ошибки: чуть изменить расположение пальца по вертикали или горизонтали, увеличить силу прижатия струн. Следует попытаться найти причину отсутствия звука или его качества, а потом устранить её.
Отработку баррэ лучше выполнять с помощью арпеджио, а не боя. Во время удара по струнам трудно определить, все ли звуки получаются в аккорде либо какие-то струны не звучат. При арпеджио, когда каждая струна извлекается последовательно, невозможно упустить погрешности приёма.
Упражнение 2
Ниже дано изображение начала второго упражнения в виде табулатуры. Это пример является усложнённой версией «Упражнения 1», в котором контролировались лишь 4 звука из шести. Здесь же большой палец правой руки играет не только на 6-й струне, но и проигрывает все басовые струны — от 6-й до 4-й, а только потом смещается на соседний лад. Кроме того, к баррэ добавлен для развития 2-й палец (средний) левой руки, прижимающий третью струну на VI ладу.
Упражнение 3
Теперь на V ладу можно строить разные аккорды с использованием большого баррэ (Am, A, A7, Dm, D7, F), «прогоняя» каждый из них вниз и вверх по грифу, смещая по ладам сначала с проигрыванием любого перебора, а затем, когда звуки будут получаться везде, боем «сверху вниз» на счёт «раз, два, три, четыре» на каждом ладу.
Схемы баррэ к упражнениям:
Схемы указанных аккордов для упражнения №2 (кроме уже встречающихся ранее):
Рекомендации
Следует обратить внимание на советы по изучению приёма баррэ от профессионалов.
- Не следует копить ошибки при постановке баррэ — их нужно выявлять и сразу устранять. Нельзя давать им укорениться во вредную привычку.
- Начинающие пытаются усилить прижатие струн путём поворота указательного пальца ребром. Это — ошибка. Необходимо для хорошего звука прижатие струн выполнять широкой внутренней частью пальца.
- В продолжение п. 2: следует ежедневными упражнениями укреплять мышечную массу фаланг указательного пальца, а не способствовать возникновению на нём боковой мозоли.
- Если нужно быстро взять несколько разных аккордов с баррэ, то сначала следует до автоматизма освоить их по отдельности, а также экономить движения перестройки из одного аккорда в другой способами общих звуков, одинакового строения аккордов, артикуляционной техники (глиссандо, легато, точное перемещение баррэ).
- При исполнении баррэ нужно уметь расслаблять мышцы. Опытный гитарист никогда не устанет от баррэ — для него любое напряжение автоматически означает мгновенное расслабление кисти при любой возможности.