Чтобы исполнять музыкальные композиции самостоятельно, начинающий гитарист должен освоить базовые приемы боя на гитаре. Помимо подробного описания каждой техники, особо важно рассмотреть наиболее частые ошибки и рекомендации по их устранению.
Что это такое?
Бой на гитаре является наиболее популярным приемом для игры на музыкальном инструменте. Техника, которая также называется ритмическим рисунком, впервые появилась в Испании. Метод игры основывается на ударном извлечении тех или иных звуков.
Неопытные или начинающие гитаристы часто путают гитарный бой с перебором. Существенным отличием популярной техники от классического исполнения является использование иных комбинаций струн.
За счет использования циклического повторения в гитарном бое гитарист намного проще может сыграть определенную мелодию.
Основные виды
Перед тем как знакомиться с самыми популярными разновидностями гитарного боя, гитаристу необходимо узнать о существующей терминологии, обозначения которой позволяют задавать разный ритм.
Подробная расшифровка стандартных знаков:
-
V — движения ритмичного характера с верхней части в нижнюю;
-
X — создание оглушенного звучания инструмента при помощи всех пальцев ладони;
-
P — быстрый удар по гитарным струнам с использованием большого пальца;
-
I — небольшой удар при помощи указательного пальца;
-
Б — использование струны басового типа:
-
L — воспроизведение гитарного баса, используя левую руку;
-
_ — выставляет паузу в выступлении или гитарной игре:
-
^ — незначительные удары с меньшей струны на большую;
-
+ — создание оглушенного звучания при помощи большого пальца.
Общее количество гитарных боев бывает столько же, сколько и ритмических схем, то есть бесконечное множество. На практике же существует определенный список из 12 базовых приемов как для начинающих, так и для профессиональных гитаристов. Чтобы научиться искусству правильной игры на музыкальном инструменте, необходимо выучить их все.
Помимо 12 основных приемов, рекомендуется дополнительно ознакомиться со следующими боями: мексиканский, эстрадный, кавказский, клубный, шаффл, галоп и семерка. Данный совет позволит играть значительно больше разнообразных и красивых мелодий.
Легкие и простые базовые схемы позволяют наработать навык игры на музыкальном инструменте. Постоянная практика дает возможность понять, как правильно бить по струнам, и что нужно делать для изменения мелодии в зависимости от темпа или ритмичности. Подробное описание стилей также обучает начинающего музыканта тому, как правильно держать пальцы в зависимости от типа струны.
Шестерка
Наиболее простая и базовая разновидность боя, которая отлично подходит как для профессиональных, так и для начинающих гитаристов. Вид характеризуется довольно динамичным и активным звучанием, который часто используется в армейских песнях, дворовом шансоне и на эстрадной сцене.
Основной принцип шестерки заключается в осуществлении ритмически направленных движений руки по гитарным струнам с одновременным зажатием аккордов на специализированном грифе. Данная разновидность делится на 2 подвида: с глушением и без.
Бой с глушением (VX^^X^) — это наиболее универсальный тип, достоинствами которого являются высокая чистота музыкального сопровождения и полное устранение различных шумов.
Данный прием можно выполнять при помощи как левой, так и правой руки. Для создания более сложных композиций, руки следует чередовать. В противном случае пальцы не смогут быстро привыкнуть к бою.
Бой без глушения (VV^^V^) в большинстве случаев используется с целью придания музыкальной композиции другого стиля или оттенка. Основой данной техники являются длинные и короткие паузы.
Четверка
В музыкальной практике считается наиболее легкой разновидностью боя, который применяется для обучения базисным основам игры. Начинающим гитаристам специалисты рекомендуют начинать именно с четверки. Подобный совет объясняется тем, что описываемый тип игры довольно легко изменяется и настраивается под мелодию.
Четверка (V^V^) — это самый популярный вид игры боя с подключением музыкального штриха и одновременным отсутствием дополняющих элементов. Для создания акцента на определенной ноте, гитарист усиливает или ослабляет удары.
Восьмерка
Восьмерка (VV^VV^V^) — это многофункциональная схема боя, при помощи которого гитарист способен быстро создавать интересные музыкальные фрагменты, импровизировать и менять настройки под себя.
Основным отличием данной разновидности является обязательное соблюдение ритмичности. Чтобы добиться более оригинальной тональности, следует использовать специализированные инструменты. С целью расширения имеющегося диапазона применяются паузы или глушение.
Блатной
Блатной тип гитарного боя — это разновидность, в которой присутствует сразу несколько вариантов исполнения. Основной принцип игры с помощью этой техники заключается в последовательном переборе пальцев с одновременными ударными движениями.
Чтобы избежать нежелательных звуков или любых других шумов при проигрывании блатного гитарного боя, необходимо зажимать грифовые аккорды. Наиболее распространенными и часто используемыми аккордами для шансона являются: Dm, E, Am.
Цоя
Цоевский бой (VV^VV^VV^VV^) — это популярная разновидность боя. Применение данной разновидности требует определенной сноровки и опыта, поскольку она отличается высокой скоростью движения пальцев по струнам. Особо важно сохранять расслабление в руке, что косвенно влияет на чистоту и качество звучания.
Специалисты также рекомендуют использовать медиатор. Основой цоевского боя является восьмерка, потому в нем присутствуют отдельные элементы популярного типа. Акценты обычно расставляются на вторые удары снизу. По желанию могут добавляться паузы и приглушение.
Высоцкого
Бой Высоцкого (Б V^Б V) — это разновидность гитарной игры, которая основывается на быстрых меняющихся движениях пальцев и небольшой пульсации. Акценты рекомендуется расставлять в разных местах в зависимости от музыкальной композиции.
Акустическая схема является модифицированной разновидностью блатного приема. Помимо классического варианта, этот бой может использоваться вместе с басовой струной и глушением.
Испанский
Испанский бой (VPV^IVI^IVI^I) всегда выполняется с использованием ритмичных движений. В основе данной техники лежит восьмерка, при этом одновременно задействуется указательный и большой пальцы.
Для правильного и качественного выполнения испанского боя необходимо постоянно практиковаться. Данная разновидность условно классифицируется на 3 отдельных типа: восходящий, кольцевой и нисходящий.
Восходящий вид основывается на поочередном движении пальцев по гитарной струне с небольшими паузами. Тренировку техники сначала рекомендуется проводить медленно. Далее начинающий может ускоряться для того, чтобы понять методику исполнения музыкальной композиции.
Нисходящий вид — это разновидность испанского боя, отличительной чертой которого является более легкое движение руки. Кольцевой тип представляет собой совмещение двух вышеперечисленных приемов с постепенным наращиванием темпа.
Регги
Бой регги (VVXVXV^XVXVXVXV^XV) — это довольно популярный вид гитарной игры, использование которого позволяет добиться ритмичной, интересной и живой музыки.
Основной принцип техники заключается в быстром глушении начального удара и одновременным зажатием струны. Разновидность часто применяется для придания музыкальной композиции необходимого настроения.
Розенбаума
Бой Розенбаума (Б V Б^V) — это разновидность гитарного боя, отличающаяся уникальной стилистикой игры на музыкальном инструменте. Обычно для этого типа не требуется медиатор, техника выполняется исключительно руками.
При помощи большого пальца создается необходимый темп игры на басовой струне. Если гитаристу необходимо придать музыке определенного оттенка или ритмичности, используется метод приглушения.
Чеченский
Одной из наиболее интересных разновидностей гитарного боя является чеченский тип (PV_PV^_PV^), который часто используется рок-исполнителями. В классическом варианте выполняется при помощи большого пальца.
Любые акценты или паузы проставляются в зависимости от мелодичности. Данный метод гитарной игры требует от исполнителя специальных навыков, потому для начинающих не подходит.
Кантри
Кантри (Б VX^Б^VX^) — это уникальный гитарный бой, который является разновидностью блатной техники. Чтобы звучание было качественнее, рекомендуется использовать медиатор.
Вальсовый
Отличительная характеристика вальсового боя (Б V^V) — это возможность создавать ритмичность мелодии на ¾. Для улучшения звука используется метод приглушения или щипка.
В вальсовом бое ноты обычно расставляются в зависимости от темпа или ритма музыкальной композиции. Удары всегда проводятся при помощи ритмичных движений снизу вверх или наоборот.
Советы по игре
Неопытные или начинающие гитаристы полагают, что для игры на музыкальном инструменте необходимо лишь зажимать определенные аккорды, и бить по тем или иным струнам. Однако данное мнение не имеет никакого отношения к реальности.
Слух начинающего гитариста не приспособлен к быстрому распознаванию ритмических композиций и определению качества издаваемых звуков. За счет данной особенности новичок часто не способен понять, что именно у него не получается. В большинстве случаев начинающие гитаристы совершают ошибки из-за отсутствия ритмичности и излишне сильных ударов по гитарным струнам.
Чтобы исправить данный недостаток, необходимо всегда бить по струнам с одной и той же силой. Благодаря этому звуки будут получаться намного равномернее, без высоких или низких нот. Хоть и сначала могут быть определенные проблемы с выработкой техники, вместе с опытом придет правильное понимание эффективной и качественной игры.
Многие начинающие музыканты не понимают, каким пальцем необходимо осуществлять гитарный бой. Специалисты рекомендуют использовать следующие варианты.
-
Указательный и большой. Нижние удары осуществляются обратной стороной большого пальца. Удары наверх проводятся с использованием указательного пальца. Визуально рука проделывает небольшие смахивающие движения.
-
Большой. Поступающие удары на струну в нижнем направлении осуществляются внутренней стороной большого пальца. Чтобы совершить движение вверх, используется внешняя область.
-
Указательный. Сверху указательного пальца кладется большой, после чего играющим производятся удары по струнам в соответствии с намеченными нотами и стилем музыки. В данном случае пальцы можно сравнить с удержанием ручки.
Помимо вышеописанных техник, на практике можно найти еще один эффективный метод баре, при помощи которого можно эффективно повысить навык игры на музыкальном инструменте. Используя данный способ, гитарист зажимает от двух струн пальцами левой руки.
Несмотря на увеличенную сложность техники, способ отличается одним существенным преимуществом — возможность воспроизводить определенные аккорды исходя из тональности музыкального инструмента. Чтобы научиться этому методу, следует придерживаться 2 основных правил.
Первое, о чем должен помнить гитарист — это садиться на место таким образом, чтобы гитара располагалась исключительно в горизонтальной плоскости, не склоняясь ни в одну из сторон.
Помимо правильной позиции, гитаристу запрещается изгибать запястье слишком сильно. В противном случае рука начинает уставать за счет высокого интенсивного напряжения, и в конце концов устанет.
Чтобы звучание отличалось чистотой и отсутствием каких-либо помех, зажимать гитарные струны необходимо максимально близко к основному ладу, нежели к грифу. Данные действия осуществляются при помощи всей плоскости пальца, а не ребром.