При игре аккомпанемента на гитаре можно воспользоваться различными схемами боя, подходящими под тот или иной тактовый размер, отвечающими определённому стилю мелодии или песни, логически соответствующими ритмической структуре музыкального произведения, а также зависящими от исполнительского уровня гитариста. Популярный бой «регги» имеет множество вариантов, а некоторые несложные схемы этого аккомпанемента вполне могут разучить даже начинающие музыканты.
Особенности
Бой регги на гитаре стал популярным ещё в 70-х годах прошлого столетия, а его корни исходят из африканских национальных ритмов. Его главной особенностью является необычные акценты для тактового размера 4/4, приходящиеся на слабые доли — вторую и четвёртую. Сильная первая доля и относительно сильная третья при этом либо глушатся, либо находятся в паузе.
Нередко встречаются в вариантах этого боя перкуссионные приёмы, особенно возможные при игре на акустической гитаре.
Благодаря глушению, перкуссии и выделению слабых долей получаются очень интересные аккомпанементы, используемые не только в музыке регги, но также и в других современных стилях. Нужно отдельно отметить, что вариаций этого боя, можно сказать, несчётное количество. Главное, что должно присутствовать — акцентирование слабых долей и глушение сильных. Кроме того, те аккорды, которые должны звучать, исполняются резко и чётко, без задержки их длительностей (стаккато).
Подготовка
Чтобы приступить к изучению вариантов боя регги, следует сначала овладеть базовыми приёмами игры аккомпанемента на гитаре, изучить аккорды, в том числе и с использованием баррэ, научиться их быстро переставлять. А также нужно:
- уметь играть аккорды переменным штрихом (П-V-П-V и так далее) под счёт: «раз и, два и, три и, четыре и» с помощью медиатора или ударов большого, указательного или иных пальцев правой руки;
- отработать приёмы глушения звучащих струн ребром ладони и большим пальцем правой руки;
- научиться глушить звуки извлекаемых аккордов с баррэ путём ослабления прижатия струн;
- отработать некоторые перкуссионные приёмы.
Из числа перкуссионных средств для начинающих можно порекомендовать следующие:
- резкий удар большим пальцем по басовым струнам путём вращательного движения кисти правой руки — имитирует сдвоенные тарелки ударной установки («хай-хэт»);
- удар ребром ладони правой руки по струнам сразу после извлечения аккорда — получается чёткий щелчок, также нередко схожий со звуком сдвоенных тарелок;
- удар средним либо безымянным пальцем правой руки по верхней деке гитары в районе между розеткой и нижним порожком — имитирует малый барабан ударника («снэйр»).
Для гитариста, начинающего свой путь в овладении мастерством игры на акустической гитаре, этих приёмов будет достаточно, чтобы перейти к разучиванию вариантов боя регги средней сложности. В следующем разделе приведены несколько схем этого боя, которыми следует заняться в первую очередь.
Техника игры
Для отработки техники игры боя регги следует разучить последовательность аккордов в тональности ре минор. Эти аккорды приведены ниже на условных схемах, которые часто применяются для обозначения гитарных аккордов в обучающей и песенной литературе:
Все аккорды используют приём баррэ, то есть указательный палец левой руки прижимает все струны на нужных ладах грифа гитары. Приём баррэ обозначен буквой «B» с римской цифрой рядом (III или V), обозначающей лад, на котором прижимаются струны при взятии того или иного аккорда. Аккорды подписаны под соответствующей схемой прижатия струн пальцами левой руки. Арабскими цифрами (2, 3, 4) обозначены пальцы левой руки, цифрами в столбик (от 1 до 6) – номера струн гитары. Вертикальные черты, пересекающие горизонтальные линейки (струны), являются порожками ладов на грифе.
Необходимо сначала разучить представленную гармоническую последовательность, используя любой простой бой, который не представляет для новичка сложностей.
Последовательность представленных аккордов такова: Dm-Gm-A-F. Размер такта – 4/4.
После разучивания гармонии надо взять первый — не очень сложный — бой регги и начать работу с ним. Вот его схема:
План разучивания будет следующий.
- Поначалу стоит разучивать бой чисто для того, чтобы запомнить сам ритм. Новичкам на этом этапе не следует задумываться о других нюансах: стаккато, глушение или акцент (последнее здесь совсем лишнее, так как нет на других долях боя извлечений аккордов — ни на первой, ни на третьей).
- После автоматического запоминания боя можно переходить к оттачиванию нюансов. В данном случае следует на второй доле играть аккорды отрывисто (стаккато) путём отрыва указательного пальца левой руки, исполняющего баррэ, и других участвующих в аккорде пальцев от грифа буквально на 1-2 мм, не снимаясь при этом со струн. Больше никаких действий на этом этапе совершать не следует (имеются в виду начинающие музыканты).
- В заключение необходимо на второй половине четвёртой доли (на счёт «и») выполнить удар по 3-4 струнам снизу вверх (начиная от струны №1) и сразу же заглушить их звучание, наложив на них ребро ладони со стороны мизинца. В этот же момент производится и глушение струн пальцами левой руки за счёт ослабевания силы их прижатия по методу предыдущего пункта. На счёт «четыре» никаких дополнительных действий, кроме удара по струнам вниз, делать не требуется, так как в высоком темпе звук аккорда на этой доле и так продолжаются коротко.
Запомните: на этапах разучивания не нужно быстрой игры — старайтесь разучивать любой новый бой в медленном темпе, а уж потом «догнать» скорость до необходимой.
Чуть позже на второй доле удар можно также глушить сразу обоими способами: и снятием звуков поднятием пальцев левой руки, и наложением ладони на струны. В таком случае никаких посторонних звуков после двойного глушения гарантированно не появится.
Для закрепления материала будет полезно разобрать и выучить ещё один интересный вариант боя регги, схема которого представлена ниже:
Этот бой выражен аккордовым акцентом на вторую и четвёртую доли такта, что, несомненно, относит его к классическому виду регги, а дополнением к акцентам служит простой восходящий перебор по ступеням того же аккорда на первую и третью доли. Этот вид боя можно играть как медиатором, так и пальцами. Для глушения звуков аккорда лучше также воспользоваться тем же двойным способом, рассмотренным при разборе первого варианта боя. При разучивании аккордов их нужно брать с помощью приёма баррэ: первый аккорд берётся в пятой позиции (баррэ на V ладу), второй – в третьей (баррэ на III ладу).
А с третьим вариантом описываемого боя рекомендуется попробовать разобраться самостоятельно. Вот этот вариант:
Стоит только отметить, что басовый звук на первую долю в каждом такте играется большим пальцем правой руки для тех гитаристов, кто не играет медиатором.