Качество игры на гитаре зависит от правильной постановки обеих рук и хорошей тренированности пальцев. Новичку необходимо понять, что на первых порах следует уделять внимание простым упражнениям, при работе над которыми имеется возможность контролировать посадку с инструментом, расположение рук и пальцев на струнах и грифе, технику звукоизвлечения и воспроизводимый звук. Красивый звук — основная задача музыканта. А отвечают за него именно руки — как правая, так и левая.
Общие правила
В первую очередь следует научиться правильно сидеть с гитарой, удобно её держать, используя либо классическую посадку на бедре левой ноги, либо удержание инструмента на правом бедре.
Но в любом случае первой начинает играть правая рука.
Это обусловлено несколькими причинами, о которых и пойдет речь далее.
- Без участия правой руки удержание гитары невозможно. Левая рука на первых уроках на классической гитаре статична, а роль в поддержке инструмента у нее небольшая. Другие стили игры предполагают большее значение левой руки в обеспечении устойчивости инструмента. Отсюда выходит, что правую руку и пальцы нужно уже на первом занятии ставить на место одновременно с тренировкой посадки.
- Правой руке ничто не мешает осваивать первые упражнения по звукоизвлечению на открытых струнах: переборы, игра переменными пальцами на струнах различными приёмами и удары по струнам простым боем. К прижатию струн пальцами левой руки следует переходить после того, как пальцы правой руки будут уверенно чувствовать себя при извлечении звуков.
- Левая рука пока помогает начинающим с удержанием гитары в удобном положении, дополнительно фиксируя корпус в доступном месте (например, наложением ладони на обечайку под грифом).
Расположение пальцев на струнах для отработки правильной постановки как их самих, так и кисти в целом, а также для игры первых переборов должно быть следующим:
- большой палец ставится на любую басовую струну: шестую, пятую или четвертую;
- указательный, средний и безымянный пальцы накладываются снизу на тонкие струны: третью, вторую и первую соответственно;
- мизинец левой руки в игре используется редко, поэтому он располагается рядом с безымянным так, чтобы не мешать звучать струнам и не сковывать движения остальных пальцев.
Кроме того, предплечье и кисть должны составлять одну прямую линию — без переломов вниз или вверх. Всё это продемонстрировано на изображениях выше.
Когда придёт пора использования левой руки, то правила её постановки на гриф гитары такие:
- локоть должен отстоять от корпуса гитариста с таким расчётом, чтобы максимально развернуть кисть и линии пальцев параллельно порожкам на грифе;
- большой палец устанавливается строго поперёк грифа с тыльной стороны (его задача — компенсировать нажатие играющих пальцев на струны с лицевой стороны, уравновешивая тем самым противоположные силы, действующие на гриф);
- место постановки большого пальца зависит от играющих пальцев: он располагается между указательным и средним пальцами;
- практически вся кисть оказывается за грифом с лицевой стороны и имеет округлую форму — только так можно правильно расположить пальцы на струнах;
- зажатие струн производится между порожками ладов подушечками пальцев, при этом последние фаланги должны быть перпендикулярны плоскости грифа.
Сила зажатия зависит от жёсткости струн и их материала, но её должно быть достаточно для того, чтобы звук получался красивым и долгим (добиваются регулярными тренировками).
Чего нельзя допускать при игре левой рукой категорически:
- смещения большого пальца из положения «поперёк» в положение «вдоль грифа»;
- установки большого пальца в положение «упор одной точкой» (подушечкой), при котором кисть невозможно вывести на лицевую сторону грифа: туда дотягиваются только две последние фаланги играющих пальцев (это нарушает все правила постановки левой руки);
- чрезмерных усилий при прижатии струн — это чревато для здоровья мышц кисти.
Прижатие струн нужно производить ближе к порожкам, к которым они прижимаются. Звук получается лучше.
Обозначение
Уже давно сложились традиционные обозначения пальцев левой и правой рук гитаристов.
На правой руке пальцы обозначаются латинскими буквами, являющимися первыми в их традиционных названиях на испанском языке:
P — большой (pulgar);
i — указательный (indice);
m — средний (medio);
a — безымянный (anular).
Левая рука имеет цифровую нумерацию своих игровых пальцев. Вот их номера:
- указательный значится под номером 1;
- средний обозначается цифрой 2;
- безымянный — 3;
- мизинцу назначен номер 4.
В некоторых гитарных стилях при зажатии пятой и шестой струн применяется большой палец. Тогда он обозначается латинской буквой «T». В гитаре фламенко широко используется мизинец правой руки при исполнении приёма расгеадо — он обозначается буквой «e».
Как зажимать аккорды?
Аккорды на гитаре нужно учиться зажимать одним движением. Это у новичков сразу не получится, нужно время и постоянные тренировки. Особенно трудно ставить те аккорды, которые берутся приёмом баррэ, когда указательный палец прижимает все или часть струн на каком-нибудь ладу, а остальные одновременно — несколько струн рядом.
Необходимо стараться попадать точно на нужные струны и лады подушечками, а последние фаланги должны при этом быть максимально перпендикулярными поверхности грифа. Не должно быть касаний пальцев соседних струн, из-за чего они не будут звучать.
Как научиться быстро переставлять аккорды?
Чтобы быстро переставлять аккорды, нужно сначала изучить некоторые из них в открытой позиции (без баррэ). Это аккорда: Am, A, A7, Dm, D, D7, Em, E, E7, C, C7, G, G7. На этих аккордах в различных гармонических последовательностях и следует тренировать быструю расстановку пальцев.
Здесь можно найти все названные гармонии:
Есть несколько рекомендаций:
- нужно начинать расставлять пальцы в аккорд с басовых струн;
- следует использовать общие звуки только что взятого аккорда и последующего (если таковые имеются, пальцовки общих звуков сохраняются);
- можно увеличить время подготовки следующего аккорда за счёт снятия предыдущего построения на последнем ударе перед переходом (ударить по открытым струнам).
Есть и другие способы, но для начинающих они довольно трудные для понятия. К ним можно обратиться позже, когда простые аккорды будут браться свободно и своевременно.
Лучше тренироваться начать с комбинации Em-Am-C-D: