Как играть на гитаре

Что такое квинт и как им играть на гитаре?

Что такое квинт и как им играть на гитаре?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Обозначения
  3. Как их строить и зажимать?
  4. Как правильно играть?

Квинтаккорды стали популярны во времена развития рок-музыки и появления различных примочек (звуковых эффектов) для электрогитары, которые здорово перегружали усилители. На фоне такого перегруза обычные аккорды (минорные и мажорные трезвучия, септаккорды, нонаккорды и другие многозвучия), извлекаемые на гитарах, стали довольно корявыми на слух, если не сказать фальшивыми. Кто из музыкантов-гитаристов первым догадался сыграть свою аккомпанирующую партию на ритм-гитаре и тем самым открыть для рока квинтаккорды, до сих пор неизвестно. Известно лишь то, что именно эти аккорды и создали в роке тот утяжелённый стиль, которым до сих пор пользуются музыканты, играющие хард-рок, метал со всеми его направлениями (блэк-, дэт- и так далее), а также блюзовый рок и даже фьюжн.

Что это такое?

На самом же деле квинтаккорд, если обратиться к правилу об аккордах из элементарной теории музыки, аккордом вовсе не является.

Правило гласит: «Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из 3-х звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям».

В квинтаккорде всего 2 звука: тоника и квинта (I и V ступени любой тональности). Терция (III ступень гаммы) напрочь отсутствует. А это значит, что квинтаккорд – двузвучие.

Кроме того, такое созвучие не имеет ладовой принадлежности, так как в трезвучии именно терция определяет лад аккорда (мажор или минор). В квинтаккорде ладовый идентификатор отсутствует, то есть можно назвать такое построение обезличенным в гармоническом плане.

Однако все выясненные недоразумения не помешали популярности квинтаккордов среди музыкантов знаменитых рок-групп и миллионов их поклонников. Для примера достаточно назвать такие группы:

  • The Rolling Stones;
  • Led Zeppelin;
  • Deep Purple;
  • Metallica;
  • Slayer;
  • AC/DC.

Гитаристы перечисленных групп в полной мере использовали в своих нетленных композициях пауэр-аккорды (другое название квинтаккордов). А в первой их тройке, вполне возможно, находился «изобретатель» этих «не совсем аккордов».

Секрет успеха пауэр-аккордов довольно легко объясняется. В ансамбле имеются и другие музыкальные инструменты (клавишные, вторая гитара, бас), а также вокалист, которые могут воспроизводить (и делают это) недостающие в партии ритм-гитары звуки гармонии. В итоге композиция обретает полноценную тональность – минорную или мажорную. Таким образом, никаких нарушений законов гармонии на деле не происходит при игре квинтаккордов в составе группы.

Обозначения

Партия ритм-гитары в ансамблевой партитуре или учебной литературе для начинающих обычно обозначается на одной единственной линейке, на которой пишут длительность соответствующими нотами и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

Пауэр-аккорды обозначаются латинской буквой основного тона и цифрой 5 рядом с ней (например, C5, E5, B5). Цифра 5 является как раз «визитной карточкой» квинт-аккорда, подразумевая под собой квинту (пятую ступень тональности) в аккорде. Вот как это выглядит на ритмической линейке и табулатуре:

Как их строить и зажимать?

Пауэр-аккорд состоит из трёх нот:

  • басовый звук (низкий основной тон);
  • квинтовый тон;
  • ещё один основной тон (на октаву выше баса).

Для примера возьмём рифф из знаменитого хита «Дым над водой» группы Deep Purple, который сыграл Ричи Блэкмор. Вот как его можно сыграть квинт-аккордами:

А теперь посмотрим схематические изображения используемых в риффе квинтаккордов G5, Bb5, C5 и Db5:

Аккорды брать по указанной аппликатуре!

Как видно из схем, все аккорды берутся одной и той же «хваткой», называемой музыкантами «роковой»:

  • басовый основной тон зажимается пальцем 1 левой руки;
  • квинта – через лад выше по грифу на соседней с басом струне – пальцем 3;
  • высокий основной тон – так же через лад на соседней с квинтой струне – пальцем 4.

Единственное отличие заключается в струнах: в квинтаккорде G5 зажимаются 6-я, 5-я и 4-я струны, а в остальных – 5-я, 4-я и 3-я. Разумеется, меняются и позиции:

  • G5 – третья позиция (то есть палец 1 левой руки находится на III ладу грифа);
  • Bb5 – первая (палец 1 расположен на I ладу);
  • C5 – третья (палец 1 расположен на III ладу);
  • Db5 – четвёртая (палец 1 расположен на IV ладу).

Довольно удобная и простая аппликатура. Такие созвучия можно играть от начала до конца композиции, не сменив ни разу роковую хватку. Иногда для воспроизведения любимого риффа достаточно передвигать руку на нужные позиции по одним и тем же струнам.

Применяя данную аппликатуру, легко строить пауэр-аккорды даже начинающему рокеру. Правда, для этого следует назубок знать, какие звуки (ноты) находятся на струнах по всем ладам, разбираться в теоретических основах аккордообразования, выучить и понять интервалы между разными ступенями всех тональностей, как в миноре, так и мажоре.

Но как и в случае с полноценными аккордами на гитаре, тут тоже есть так называемые открытые квинтаккорды: E5 и A5. В первом из них басовой тоникой является 6-я открытая струна, а во втором – 5-я открытая струна. Поэтому зажимаются лишь 5-я и 4-я струны на II ладу при взятии квинтаккорда E5 и 4-я, 3-я струны на том же ладу при игре A5.

Чтобы научиться строить пауэр-аккорды начинающим гитаристам, следует в первую очередь узнать, какие ступени той или иной тональности являются главными. Именно на главных ступенях строятся аккорды практически любой музыкальной композиции. Предлагаем ознакомиться с главными ступенями мажора и минора на примере до мажорной и ля минорной тональностей. Они станут образцом для любой другой гаммы от какого угодно звука.

Таким образом, и в миноре, и в мажоре главными являются I, IV и V ступени гаммы.

Значит, в до мажорной композиции необходимо играть кварт-аккорды C5, F5, G5. В ля миноре их функции выполняют аккорды A5, D5, E5.

Чтобы определиться с гармонией в других тональных гаммах (например, ре мажоре и ре миноре), необходимо сначала построить соответствующие гаммы от звука «ре» и по ним уже отметить нужные ступени.

Гаммы лучше строить по интервалам между соседними ступенями, ориентируясь на приведённые выше до мажорный и ля минорный звукоряды.

Приведём пример определения пауэр-аккордов в тональности ре минор. Между ступенями должны быть следующие звуковые интервалы: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Видим, что все звуки (ноты) гаммы ре минор чистые, кроме звука си (B). Этот звук необходимо было понизить на полутон, чтобы выдержать между V и VI ступенями интервал в 1/2 тона. Выходит, что тональность ре минор содержит в своей гамме ноту си-бемоль. Главные аккорды тональности ре минор: D5, G5, A5.

Мажорные гаммы от любого звука строятся по интервалам, обозначенным выше в гамме до мажора: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Для примера определимся с главными ступенями ре мажорной гаммы:

В этой тональности присутствуют 2 знака диеза: фа-диез и до-диез. Ноты фа и до необходимо было повысить на 1/2 тона, чтобы выдержать необходимые интервалы в 1 тон между III и IV, а также между VI и VII ступенями мажорной тональности. Главные аккорды ре мажора: D5, G5, A5. Точно такие же, что и в ре мажоре.

Вот мы и убедились, что и у минорной, и у мажорной композиции пауэр-аккорды одни и те же.

Как правильно играть?

Играть такие созвучия можно двумя видами аппликатуры: либо тем, что указан в схемах выше (пальцы 1-3-4), либо только двумя пальцами – 1 и 3. Во втором случае палец 1 зажимает басовую тонику аккорда, а палец 3 одновременно ложится и на струну с квинтовым звуком, и на струну с высоким тоническим звуком, находящихся на одном и том же ладу.

Необходимо попробовать оба способа зажатия струн, чтобы найти для себя более удобный.

Правильней будет решение научиться одинаково хорошо пользоваться обоими способами, так как бывают ситуации, когда любой из них окажется не таким удобным, как другой (переход к сольной партии, смена ритма, необходимость сыграть вводные или дополнительные звуки и так далее).

Роковая хватка предполагает звучание только тех трёх струн, которые участвуют в воспроизведении квинтаккорда. Все остальные струны должны глушиться, чтобы не создавать ненужные диссонансы.

В глушении ненужных струн участвует как правая рука, так и левая. Именно поэтому в роковой хватке большой палец левой руки, обхватывая гриф сверху, в любой момент может дотянуться не только до 6-й струны, но и до 5-й, зажать их, заменив тот же первый палец при взятии пауэр-аккорда или просто баса, а также заглушить их. Палец 1 при игре квинтаккордов имеет возможность заглушить все остальные струны лёгким на них наложением.

Не нужно при глушении струн сильно нажимать на них – они могут стать звучащими.

Иногда басовые струны глушатся свободным пальцем 2 левой руки. Тонкие струны (3-я, 2-я и 1-я) глушатся либо пальцем 4, либо пальцем 3 в зависимости от того, каким способом зажимаются квинтовый и высокий основной тон аккорда.

Начинающим рокерам последовательности созвучий нужно выбирать исходя из выбранной тональности упражнения. Начинать лучше с тональностей до и ля. Можно порекомендовать для первых упражнений следующие ходы аккордов:

  1. C5-F5-G5-C5;
  2. С5-D5-G5-C5;
  3. C5-F5-E5-C5;
  4. C5-D5-E5-A5;
  5. A5-D5-G5-C5;
  6. A5-F5-E5-A5.

Правая рука играет медиатором, все удары – сверху вниз. Основная задача – стараться глушить лишние в созвучиях струны.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.