Правильной постановке правой руки при изучении пальцевого метода игры на акустических видах шестиструнной гитары («классике» или разновидностях «акустики») нужно уделять особое внимание. Это относится как к самим обучающимся, так и к преподавателям. Но в первую очередь, конечно, важно выполнять правила постановки руки тем людям, которые учатся играть на инструменте самостоятельно, так как за ними присмотреть некому.
Даже самый безответственный педагог не допустит возникновения грубых ошибок с посадкой и постановкой рук у своих учеников.
Правильная постановка руки
Сразу нужно оговориться: вся информация, что последует ниже о положении правой руки на гитаре при игре, справедлива для тех начинающих гитаристов, у кого на коленях праворукая модель инструмента (для правшей), а не редкий магазинный экземпляр, рассчитанный на Пола Маккартни (для левшей).
Один очень полезный совет для последних: если вы никогда не учились играть на гитаре или других похожих струнных музыкальных инструментах с грифом, то не делайте ошибку, стараясь разыскать инструмент для левшей или переставляя струны на обычной. Учитесь на той гитаре (домре, балалайке и так далее), которая всегда имеется в продаже — для правшей. Для вас не имеет значения, какой рукой вы будете зажимать струны на грифе, а какой извлекать звук.
В первую очередь начинающим музыкантам необходимо понять, что главной функцией пальцев правой руки является извлечение звуков из струн инструмента. Кроме того, правая рука участвует в поддержке инструмента и в большинстве случаев задаёт темп и ритм исполнению музыки.
Но и это ещё не всё. Перечислим и другие возможности правой руки и её пальцев.
Имитация ударных инструментов:
- приём гольпе по верхней деке или специальной накладке (гольпеадору), распространённый среди гитаристов фламенко;
- разнообразные «заглушки», заключающиеся в искусственном глушении звучащих струн, в результате чего имитируется щелчок, напоминающий удар щёток или бонго;
- удар основанием кисти по деке над струнами, имитирующий бас-барабан («бочку») ударной установки, – применяется в фингерстайле;
- удар большим пальцем по струнам нижнего регистра, создающий звук хай-хэта (тоже в основном используется гитаристами акустической гитары с металлическими струнами).
А также пальцы правой руки могут зажимать струны и одновременно извлекать из них звуки (например, техника искусственных флажолетов и тэппинга).
Чтобы правая рука могла свободно и комфортно работать, очень важно научиться правильно располагать руку, кисть и пальцы на инструменте.
Для акустической гитары ставить правую руку следует по следующей схеме.
- Сидя с гитарой в классической позиции (корпус гитары опирается на левое бедро, головка грифа на уровне левого плеча, плоскость деки инструмента перпендикулярна полу, обучающийся сидит прямо, плечи опущены и расслаблены) опустить правую руку вдоль тела и расслабить. При этом внешняя сторона кисти обращена наружу вбок.
- Согнуть без лишнего напряжения кисть так, чтобы пальцы, находясь вместе, приняли своими последними двумя фалангами параллельное положение по отношению к полу. Большой палец по-прежнему выпрямлен вниз и образует с остальными пальцами пересечение в виде креста.
- Не меняя положения кисти относительно предплечья, переносим руку, сгибая её в локте и поднимая за счёт плечевого сустава (при этом сами плечи остаются в прежнем положении) на самую выпуклую часть корпуса гитары.
- Предплечье опирается на ребро корпуса, образованное стыком верхней деки и обечайки, ниже локтя примерно на 5-8 см, что зависит от анатомических особенностей гитариста.
- Кисть в полукруглом состоянии должна оказаться в районе резонаторного отверстия.
- Опустить пальцы на струны: большой палец (обозначается «P») на 6-ю струну, указательный («i») на 3-ю, средний («m») на 2-ю, безымянный («а») на 1-ю. Мизинец в игре не участвует, поэтому его можно немного выпрямить, чтобы он не мешал другим пальцам, не задевал струны.
После постановки правой кисти и её пальцев на струны необходимо проверить правильность расположения всех элементов руки и исправить ошибки:
- направления кисти и предплечья совпадают — они находятся на одной прямой линии;
- кисть имеет округлую форму, похожую на ту, которую можно увидеть, если представить, что между ладонью и струнами находится небольшое яблоко;
- кистевой сустав выгнут наружу, а не внутрь — к деке (грубая ошибка начинающих);
- большой палец немного опережает линию расположения указательного пальца, что особенно видно со стороны начинающего музыканта — если это не так, то исправить ситуацию можно путём чуть большей округлости кисти и подгибания пальцев (i, m, a).
Все ошибки постановки руки и пальцев необходимо устранять сразу же, а затем несколько раз весь процесс повторить с самого начала, то есть с момента опускания руки на исходную позицию и её полного расслабления.
Кроме того, следует твёрдо помнить, что мышцы правой руки всегда должны иметь расслабленное состояние, а пальцы напрягаются лишь в момент звукоизвлечения, после чего они должны снова расслабится, хотя бы на долю секунды.
В таком случае утомляемость во время игры практически не наступает.
Способы игры
Для начинающих основными способами игры правой рукой можно назвать следующие.
- Игра арпеджио на открытых струнах. Здесь нужно научиться свободно перебирать струны, изучая попутно основные способы звукоизвлечения: апояндо и тирандо.
- Попеременное звукоизвлечение на одной или нескольких струнах разными пальцами. Начинать нужно тоже с открытых струн.
- Техника игры большим пальцем: отдельно от других пальцев, вместе с указательным, вместе с двумя, с тремя.
- Игра созвучий (аккордов): большим пальцем, указательным, всеми пальцами.
- Изучение несложных видов ритма (аккомпанемента) с целью изучения аккордов.
Упражнения
Для арпеджио существуют разные схемы игры. Рекомендуется играть по порядку такие:
- смешанное арпеджио: P-i-m-a-m-i (большой палец играет на 6-й струне приёмом апояндо, указательный — на 3-й тирандо, средний — на 2-й тирандо, безымянный — на 1-й тирандо);
- восходящее: P-i-m-a (бас — апояндо, остальные — тирандо);
- нисходящее: P-a-m-i (всё — апояндо).
Для переменного звукоизвлечения на струне применять схемы:
- i-m-i-m;
- m-a-m-a;
- m-i-m-i;
- a-m-a-m;
- i-m-a-m.
Для аккордовой игры выбрать для начала схему боя: удар вниз на 4 счёта. Изучить чёткие удары только большим пальцем, затем указательным и одновременно всеми пальцами из четырёх струн: 6-й, 3-й, 2-й и 1-й пальцами P, i, m, a соответственно.