Гитара — многоголосный музыкальный инструмент, на котором играют пальцами обеих рук. Функции рук, конечно, отличаются. Правая рука задаёт ритм и отвечает за звукоизвлечение, которое должно быть не только своевременным и соответствовать необходимой длительности, но ещё и красивым. Пальцы левой руки должны вовремя и качественно прижать нужный аккорд или отдельный звук на струне, чтобы обеспечить правильное исполнение музыкального произведения.
Для начинающих гитаристов игра на инструменте является каким-то неопределённым и поэтому сложным искусством, которым, как они считают, не каждый сможет овладеть. Но это не совсем правильное видение. Научиться играть на гитаре сможет каждый, кто не пожалеет времени и упорства в познании этого искусства. А всё начинается с самых простых, на первый взгляд, упражнений, о которых и рассказывается в этой статье.
Подготовка
К занятиям на шестиструнной гитаре необходимо каждый раз готовиться, выполняя несложные разминочные упражнения с инструментом или без него.
Это правило не только для начинающих — его выполняют даже музыканты с концертным стажем.
Рассмотрим эти упражнения.
Прежде всего необходима разминка для пальцев и кистей обеих рук. Этим нужно заняться ещё до того момента, как сесть с гитарой.
- Сделать лёгкий массаж ладони и суставов пальцев (левая рука делает массаж правой, а потом — наоборот).
- Немного времени потратить на разные манипуляции, связанные с развитием эластичности мышц кистей рук (их вращение, сгибы вниз и вверх, скручивание и так далее).
- Для пальцев левой руки очень важна растяжка, поэтому 1-2 минуты следует выполнять с помощью правой руки принудительную растяжку соседних пальцев, размещая между ними правую руку в районе её перехода в кисть. То же самое можно проделывать двумя пальцами правой руки, сложив их вместе и действуя ими по подобию клина.
- Выполнить несколько раз самостоятельную растяжку между пальцами обеих рук без внешней помощи.
- Попробовать выпрямить левую ладонь (пальцы — вместе, распрямлены), а потом поочерёдно, начиная с указательного, сгибать их в среднем суставе. Необходимо остальные пальцы удержать на месте, когда сгибается очередной. Согнув все, так же по очереди распрямить их. Второй вариант — начинать сгибание с мизинца. Это упражнение развивает независимость пальцев.
- То же самое проделать и с правой рукой.
На разминочные упражнения затратится время не более 10 минут, но польза от них большая. Мышцы растянутся, приготовившись к более серьёзным испытаниям. Кроме того, усталости в руках долго ощущаться не будет. После этого можно переходить к упражнениям для развития пальцев рук с гитарой.
Примеры простых упражнений
У каждого гитариста имеется свой набор упражнений для развития пальцев обеих рук. Но среди великого множества можно выделить именно те упражнения, которые нужны в первую очередь новичкам, постигающим нелёгкие азы исполнительского мастерства на гитаре.
Для правой руки
Самым верным выбором для начинающего гитариста будет решение освоить технику арпеджио (переборов). Упражнения на разные виды переборов можно начинать практически сразу, как только научились правильно сидеть с инструментом и ставить пальцы правой руки на струны.
Все эти упражнения сначала отрабатываются на открытых струнах (без участия левой руки).
Видов арпеджио на гитаре очень много, но для новичков этот список ограничен следующими основными видами.
- Смешанное арпеджио (рекомендуется именно с него начать развитие пальцев правой руки). В игре участвуют все пальцы: P (большой), i (указательный), m (средний), a (безымянный). Каждый палец извлекает звук из «своей» струны: большой — из басовой 6-й, указательный — из 3-й, средний — из 2-й, безымянный — из 1-й. Последовательность звукоизвлечения (перебора) такая: P-i-m-a-m-i. Счёт: «раз, два, три, четыре, пять, шесть».
- Восходящее. Движение пальцев следующее: P-i-m-a. Счёт: «раз, два, три, четыре». Как и предыдущий вид перебора, исполняется приёмом звукоизвлечения под названием «тирандо» (щипок снизу вверх без опоры на соседнюю струну), кроме большого пальца. Большой палец, соскользнув с басовой струны, останавливается на соседней нижней (там и остаётся до следующего щипка этой же струны, служа опорой всей руке). Но с 4-й струны с опорой на третью играть нельзя в этом арпеджио, так как 3-я играется сразу после баса. Здесь придётся применить щипок без опоры.
- Нисходящее. Схема перебора: P-a-m-i. Вид арпеджио, обратный предыдущему. Одинаковым остаётся лишь начало — бас должен быть на первом месте. Сложность перебора в том, что его следовало бы сыграть приёмом звукоизвлечения под названием «апояндо» (щипок сверху вниз по направлению к верхней деке с опорой на соседнюю струну). Рекомендуется сначала отработать упражнение без опоры, а затем – с опорой.
После разучивания аккордов указанные виды арпеджио необходимо отрабатывать уже в гармонической связке, например, играя несколько последовательностей аккордов:
- Am-Dm-E-Am;
- C-Am-G-C;
- Em-Am-B7-Em.
Бас должен соответствовать играемому аккорду: Am – 5-я струна, Dm – 4-я, E (Em) – 6-я, C – 5-я, G – 6-я, B7 – 5-я. При этом не следует забывать о чистоте звука, а также об ускорении действий без потери качества звучания.
Лучше всего для начинающих выполнять все упражнения с гитарой под метроном, чтобы выработать в себе чувство равномерного ритма.
Для левой руки
Гитарные упражнения для пальцев левой руки начинающего гитариста в основном направлены на их правильную постановку, растяжку и независимость.
- Упражнение №1. Последовательное прижатие струны №1 на первых четырёх ладах всеми пальцами, начиная движение с открытого её звука. Схема такая: 0-1-2-3-4. Здесь обозначены: 0 — свободная (неприжатая) струна, цифры 1, 2, 3, 4 — принятое на табулатуре обозначение номеров ладов на грифе. Номер пальца соответствует номеру лада: указательный - 1, средний — 2, безымянный — 3, мизинец — 4. Важно не убирать предыдущие звуки — нужно лишь ослабить нажим пальцев (расслабить), перенося усилие на тот палец, который работает в данный момент. Пальцы правой руки извлекают звуки приёмом апояндо поочерёдно, например, двигаясь так: i-m-i-m-i (указательный-средний и так далее).
- Упражнение №2. Первая его половина исполняется так же, как и предыдущее упражнение, а затем следует вернуться назад до первого лада. Это сделать уже сложней — необходимо поднимать каждый палец, начиная с мизинца, так, чтобы все остальные оставались на ладах. Схема движения такая: 0-1-2-3-4-3-2-1. Все звуки должны иметь равную длительность. Освоив это упражнение, можно переходить с ним на следующие струны вверх, не останавливаясь до самого конца.
- Упражнение №3 («гусеница»). Хорошая тренировка на растяжку и независимость всех пальцев. Для исходного положения следует разместить пальцы левой руки следующим образом: 1-й палец — зажимает четвёртую струну на IX ладу, 2-й — третью на X ладу, 3-й — вторую на XI ладу, 4-й — первую на XII ладу. Правая рука извлекает звуки восходящим перебором: P — 4-я струна, i — 3-я, m — 2-я, a — 1-я. Схема движения пальцев правой руки: P-i-m-a. Когда арпеджио прозвучит, 1-й палец левой руки сдвигается с IX лада четвёртой струны на VIII, схема арпеджио повторяется. Перед следующим арпеджио сдвигается уже 2-й палец с X лада на IX, в третий раз на один лад вслед за предыдущими сдвигается 3-й палец, в четвёртый раз — 4-й палец перемещается с XII на XI лад.
Упражнение №3 продолжается поочерёдным перемещением отдельного пальца левой руки после каждого звучания всей схемы арпеджио. И это длится до тех пор, пока начинающему музыканту будет удаваться расставить пальцы на ладах. Дело в том, что ближе к головке грифа расстояния между порожками увеличиваются, а потому с непривычки неподготовленные пальцы не смогут передвигаться точно по ладам. Сначала процесс может закончиться в пределах VI или V лада нахождения 1-го пальца, позже мышцы приобретут нужную эластичность, позволяя двигаться далее — к I ладу.
Рекомендации новичкам
Начальное обучение игре на гитаре сопровождается массой возникающих трудностей: кажущееся неудобство посадки с инструментом, неудобно вывернута левая рука, боли в подушечках пальцев, затекание конечностей и плеч и так далее. В связи с этим можно порекомендовать несколько полезных правил для новичков.
Замените на время металлические струны на своей «акустике» на нейлоновые. На электрогитаре этого, конечно, не сделаешь, но есть возможность поменять струны на более тонкие — калибра «8» или «9». Они более мягкие. А если у вас стоит уже «8», то поищите струны не жёсткие, а мягкие.
Выполняя упражнения без гитары, не переусердствуйте: не нужно хрустеть суставами пальцев или до невыносимой боли сгибать или выкручивать кисти. Всё это вредно для неподготовленных мышц: так недалеко и до их растяжений.
На занятиях используйте метроном, выставляя его сначала на 45 ударов в минуту, а со временем увеличивая темп до 90 и более.
При выполнении упражнений с левой рукой старайтесь играть не только пальцами i-m — тренируйте и другие пары: m-a, a-m, m-i, i-a, a-i.