Боем называется способ звукоизвлечения, при котором исполнитель правой рукой ударяет по струнам, создавая таким образом определенный ритм. Испанский гитарный бой относится к видам музыкального аккомпанемента. Как правило, гитаристы не начинают с освоения именно этого способа звукоизвлечения, потому что он требует наличия некоторой подготовки, техники и знаний у исполнителя.
Особенности
Суть испанского боя в том, что правая рука ударяет по гитарным струнам, в то время как пальцы на левой руке перебирают аккорды. Это звучит очень красиво, и кажется, что научиться подобной технике исполнения непросто. Но для тех, кто желает не только освоить основы аккордов, но и играть по-настоящему, нет ничего невозможного, особенно сейчас, когда вся необходимая информация находится в свободном доступе.
Испанский бой на гитаре – одна из первых техник боя. Из названия понятно, что родиной этого вида стала Испания. В основе его лежит «восьмерка», однако акцентом в каждом первом ударе вниз является расгеадо – сложный прием, который требует длительной практики у исполнителя.
Этот способ необходим в первую очередь для того, чтобы исполнять песни, романсы и, разумеется, музыку фламенко, для которой он изначально и был придуман. Одних аккордов в этом случае недостаточно, аккомпанемент будет неполным. Сочетание аккордов и боя делает музыкальное сопровождение песни более полным, насыщенным, красивым.
Испанский вид боя называется «веер», потому что визуально это выглядит как раскрывающийся и закрывающийся веер. Пальцы правой руки словно вылетают из кулака, струны перебираются по очереди, и таким образом звучание приобретает характерный для музыки фламенко колорит.
Главной особенностью испанского боя является то, что в этой манере исполнения участвуют обе руки, причем все 10 пальцев. Скоординировать руки может оказаться довольно непросто, но если начинать осваивать бой в медленном темпе, это будет проще. Совершенно справедливым будет утверждение, что испанская техника требует большого мастерства от исполнителя, и освоить ее быстро, «с наскока» не получится. Необходимо не только знать азы нотной грамоты, но и постоянно тренироваться, разрабатывать гибкость суставов пальцевых фаланг, делать упражнения на придание им подвижности, ведь в испанском гитарном бое преуспевают именно те, чьи пальцы буквально скользят по струнам. Кому-то это дано от природы, большинство же исполнителей нуждается в длительной практике. Возраст, в котором человек начинает обучение, тоже важен – у детей и подростков суставы более подвижны, благодаря этому они быстрее достигают успехов в переборе струн.
Однако и взрослые исполнители не должны отчаиваться – тренировки и усердные занятия обязательно дадут результат.
Виды
Общее название для всех техник испанского боя – расгеадо. Перед тем как начать разучивать аутентичные музыкальные произведения, начинающему гитаристу необходимо освоить ряд элементов расгеадо. Это восходящий, нисходящий, кольцевой виды расгеадо, а также бой указательным пальцем. Во всех видах расгеадо большой палец действует одинаково – защипывает басовые струны. Нюансы – в действиях остальных пальцев правой руки.
При восходящем веерном бое гитарист по очереди проходит по каждой струне пальцами с указательного по мизинец. Таким образом, с короткими промежутками струны с 6-й до первой «пробегают» все пальцы, кроме большого. Разумеется, начинать изучение этой техники нужно с медленного темпа, ускоряясь лишь тогда, когда ритм будет безупречным. Следует помнить о том, что в качественном расгеадо звук получается непрерывным за счет отсутствия временных промежутков между поочередными ударами пальцев по струнам.
В технике нисходящего расгеадо пальцы действуют противоположным образом. Пальцы идут по струнам не вниз, а вверх, и в другом порядке – начиная с мизинца, заканчивая указательным. Чтобы звучание испанского гитарного боя было полноценным, исполнителю нужно уметь совмещать обе техники.
В кольцевом расгеадо совмещаются верхний и нижний. Освоить его могут лишь те, кто достиг значительного прогресса в технике первого и второго элементов. Начинать исполнение нужно с медленного темпа, постепенно наращивая его.
Техника расгеадо, в которой задействован лишь указательный палец, оптимальна для начинающих. Именно она дает точное представление о том, что такое бой. При изучении этой техники исполнитель должен бить по каждой струне поочередно, используя лишь один палец (как следует из названия, указательный). Как только этот прием освоен, можно переходить к другим пальцам. После того как удары всеми пальцами отработаны, можно переходить к координации пальцев: сначала по два, потом по три, потом все четыре.
Как научиться играть?
Чтобы освоить технику испанского боя, нужно в первую очередь уметь поставить барре. Если нет возможности учиться играть на инструменте очно, можно смотреть видеоуроки для начинающих, в которых подробно описана и показана вся последовательность действий.
Освоив барре, можно переходить непосредственно к изучению техники боя. Хорошо, если начинающий гитарист уже знаком со стандартным боем «шестеркой», тогда обучение испанской технике будет для него более понятным. Отличие второго приема от первого в том, что в нем пальцы не просто движутся по струнам, а раскрываются из сжатого кулака по очереди и ударяют по ним, создавая характерное «испанское» настроение.
Об испанском бое на гитаре смотрите в видео.