В той или иной степени ювелирные украшения или их аналоги присутствуют в нашей жизни всегда. Несмотря на то что формы камней в них различны, основное количество огранено в виде кабошонов. Подобный внешний вид драгоценностей привлекал даже членов королевских семей. Что же такое кабошон, какие разновидности существуют, как сделать своими руками, расскажет эта статья.
Что это такое?
Кабошон – это огранка особым методом, при котором камень приобретает специфическую форму в виде гладкой выпуклой поверхности. Таким образом, внешняя сторона камня, обработанного подобным образом, обычно выпуклая, а изнаночная – плоская. Кабошон похож на полусферу, но его форма варьируется: он может быть круглым, овальным, вытянутым и так далее. Главная особенность – отсутствие граней. Как правило, понятие используется в ювелирном деле. Некоторые специалисты в данной области считают описываемую технику не огранкой, а лишь своего рода шлифовкой.
Обычно огранку подобного вида применяют лишь в отношении камней, которые имеют необычный цвет или переход цвета, а также различные градиентные растяжки (оттенков одного цвета). Именно данная процедура в полной мере раскрывает камни с эффектом кошачьего глаза, когда при попадании солнечных лучей на их поверхность возникает вертикальный блик, напоминающий кошачий зрачок. То же самое касается и экземпляров с астеризмом (когда на верхней части изделия появляется маленькая «звездочка») и иризацией (эффект перламутра, когда самоцвет начинает переливаться различными цветами). Зачастую вид кабошонов придают мутным, полупрозрачным камням, полудрагоценным и недрагоценным образцам. Алмазы редко обрабатывают в подобной технике, так как они теряют свой блеск. Нередки случаи, когда из соображений экономии камни подвергают огранке потому, что те имеют дефект. Обычная обработка в этом случае может быть невозможной. Чаще всего можно увидеть кабошоны из стекла – ими всегда переполнены швейные магазины.
Преимуществом данной огранки является и то, что можно подобрать подходящий камень или изделие с ним для человека любого возраста. Кабошоны одинаково хорошо идут как женщинам, так и мужчинам.
История
Подобная технология является одной из самых первых в деле создания ювелирных изделий. Украшения, найденные археологами и датированные временами Древнего Египта, Рима и Греции, часто дополнялись камнями, отшлифованными в виде кабошонов. Популярны они были и в Древней Индии. Старинными и известными кабошонами являются жуки-скарабеи, которых археологи находили при раскопках, относящихся к эпохе Древнего Египта.
На отечественной территории подобная огранка являлась едва ли не единственной очень долгое время. Новые техники стали появляться и внедряться лишь с приходом к власти Петра Первого.
Однако само название появилось гораздо позже (аж в XVII веке) и имеет французское происхождение. Специалисты переводят его так: «гвоздик со шляпкой» или «головка». Примерно в этот период ювелирные изделия с камнями и просто сами камни, обработанные в подобном виде, сделал популярными политик-француз Жуль Мазарен. Его мастера применяли данную шлифовку для того, чтобы максимально снизить «расход», срезая ненужные края самоцветов по минимуму. Таким образом, большинство камней и кристаллов попросту шлифовались. Высшему обществу того времени подобные изделия очень понравились, в результате чего они стали их активно скупать. Этот «бум» продолжался почти III столетия. В XX веке резко возросла популярность бриллиантов, которые могли сверкать множеством своих граней. Кабошоны отошли на второй план, пока, в конце концов, не стали иметь репутацию «камней для женщин преклонного возраста». Все изменилось относительно недавно, когда известные ювелиры стали включать их в свои коллекции.
На отечественной территории данная форма огранки все еще не пользуется большой популярностью. Как правило, украшения с кабошонами носят лишь женщины преклонного возраста или совсем юные леди. На Западе ассортимент куда более разнообразен, и изделия носятся представителями многих поколений и обоих полов. Исключением в этом плане не являются и известные личности.
Виды форм
В целом кабошоны делятся на три большие группы: они бывают высокие, средние и низкие. То, каким образом будет огранен тот или иной камень, зависит от кривизны верха, а также свойств самого минерала/материала. Например, образцы, имеющие эффект астеризма (так называемый эффект «световой звезды») ограняются в виде высокого круглого кабошона. Благодаря этой форме блеск камня будет проявляться во всей своей красе.
Разбирая разновидности данной огранки еще более подробно, можно отметить следующие варианты.
- Низковыпуклая разновидность. У такой огранки плоское основание, но верхняя часть, как очевидно, низковыпуклая.
- Двойная разновидность. Основание у нее слегка выпуклое, как и верхняя часть. Проще говоря, обе стороны явно выпуклые, но основание – в гораздо меньшей степени.
- Одинарная разновидность. У такого камня плоское основание и отчетливо выпуклая верхняя часть. При этом переход от основания к выпуклости гладкий, без острых углов.
- Встречаются довольно редко вогнутые экземпляры. Зачастую делаются под заказ или в дополнение к другим камням. Иногда могут называться вогнуто-выпуклыми образцами. Такую огранку можно применять лишь к прочному материалу. Сбоку подобные камни могут напоминать мостик.
Такая разновидность огранки очень редко используется и не является самой излюбленной среди самих мастеров.
Как правило, кабошоны имеют множество различных форм – все зависит от фантазии специалиста-огранщика, однако чаще всего используются лишь некоторые. В это число входят кабошоны в виде круга (самый популярный вариант), овала, груши, сердечка, капли и креста. Также можно встретить и изделия с «условными» гранями, когда углы (места перехода от грани к грани) сглажены, в результате чего можно видеть объемный многоугольник с несколькими переходящими друг в друга гранями. Выбор формы также зависит от камня. Некоторые разновидности очень легко скалываются и потому могут требовать аккуратного обращения. И самой подходящей для них формой является круг.
Если у камня нет специфических свойств или характеристик, то форма кабошона выбирается в зависимости от того, как в дальнейшем будет использоваться изделие. Например, для мужских колец камни точатся в виде квадратной формы, а для женских серег – в виде удлиненных капель.
Отдельно хочется отметить огранку настоящего жемчуга в виде кабошона. Делать его обточку сложно: материал очень не любит подобного воздействия и легко деформируется. Поэтому заниматься этим могут лишь некоторые мастера. Особенностью подобной огранки является не только придание определенной формы, но и просверливание маленькой ямки для штифта, на который позже будут крепиться «бусины». Подобный жемчуг часто используется для инкрустации корон, диадем, сережек. Иногда жемчуг просверливается насквозь, благодаря чему фиксируется на различных украшениях. В результате можно увидеть маленькую «шляпку», выходящую из середины жемчуга – под ним прячется закрепляющий штифт.
Способы применения
Одними из самых красивых и эффектных считаются украшения с изумрудом или гранатом в виде кабошона. Драгоценные и полудрагоценные камни с подобной огранкой любят использовать в изделиях из благородных металлов (золото, серебро и так далее). Самые популярные украшения данной категории – мужское или женское кольцо с большим гладким камнем яркого оттенка, серьги из золота с одним или несколькими самоцветами, оправа для рубинов (или других драгоценных камней) в виде колье, кулоны, широкие браслеты с одним большим или несколькими маленькими камнями, расположенными на одной линии и так далее.
Недрагоценные камни используются для украшения сумок, кошельков, ремней, одежды, деталей одежды.
Изделия из ювелирного стекла часто используются для бижутерии и рукоделия. В частности, применяются для изготовления различных заколок, бантиков, открыток и других ручных изделий. Почти в половине современной бижутерии можно увидеть кабошоны в том или ином виде. Относительно популярны варианты, оплетенные в технике макраме. В результате получаются изделия с одним большим кулоном, а «цепочкой» служит нитка, использованная для оплетения.
Современные дизайнеры, работающие в сфере высокой моды, активно применяют гладкие шлифованные камни, кристаллы, стекло практически для всех деталей одежды. Без них не обходится практически ни один модный показ. Часто можно увидеть ткань, обшитую бисером, со вставками в виде кабошонов различных размеров. Именно этот прием является одним из самых любимых у дизайнеров. Подобная одежда часто используется для фотосессий и различных сценических образов. Популярно использование кабошонов и в пошиве национальных костюмов – их наклеивают на платья, головные уборы и прочие вещи.
Для того чтобы кабошон держался на изделии, нужно его оплетать. Оплетение можно сделать бисером (простой и бюджетный вариант, подходящий для бижутерии), жемчугом (дорогой вариант) и другими небольшими камнями или материалами. Этот метод, как правило, используется при изготовлении колье. Другие варианты фиксации – клей или штифт.
Как сделать своими руками?
Основа для изготовления кабошона может быть различной: от драгоценных камней до бюджетных и доступных материалов для домашнего рукоделия. Может показаться, что изготовление кабошона своими руками – дело непростое и очень затратное как в плане времени, так и в плане материалов и оборудования. Однако это не совсем так, и шлифовка натуральных камней этому доказательство. Для последней не требуется наличия большого количества инструментов, а при небольших навыках и скромном бюджете можно сделать его и самостоятельно. Изготавливать кабошоны из полимерной глины, пластилина и прочих подобных материалов еще проще.
Каменный
Современные мастера ювелирных изделий, как правило, используют электрический станок для изготовления кабошонов. В данном случае в качестве основного сырья применяются только натуральные камни. Самые известные самоцветы, обрабатываемые в подобной технике, – изумруд, рубин, сапфир. Особенно популярны украшения с гранатом в виде кабошона. Другие менее известные и не такие дорогие камни – бирюза, агат, танзанит, нефрит, лунный камень, кошачий глаз, кварц (особенно розовый кварц), аметист и так далее.
Сначала необработанная порода режется на куски, которые имеют размер больше, чем будет у конечного изделия. Как правило, это параллелепипеды. На них наносятся контуры будущего кабошона. Сделать это легко при помощи уже готовых трафаретов. Далее мастер вручную срезает ненужные части, а после приступает к полировке. Немного отходя от темы, стоит отметить, что в промышленных масштабах всеми этими процессами занимается несколько различных станков на каждом этапе, в том числе «кабошонный» станок.
В завершение изделия смазываются маслом и – в качестве заключительного этапа – шлифуются. Шлифовку можно производить при помощи кожи и фетра. В случае если изделие будет вставляться в оправу или будет оплетено проволокой, то места, которые будут скрыты, можно не шлифовать. Иногда при ручном изготовлении кабошоны имеют более гладкую и правильную форму в отличие от заводских изделий. Камни, склонные к сколам, часто шлифуются при помощи алмазной пасты. Последняя является дорогим удовольствием. Помимо основных моментов, изделия при переходе на разные этапы обработки «купают» в различных растворах для того, чтобы смыть масло или другие покрытия.
О том, как сделать кабошон из агата, смотрите в видео.
Из стекла
Стеклянные кабошоны делать сложнее всего. Причиной является не столько сама технология, сколько наличие или отсутствие необходимых инструментов. Для того чтобы их сделать, необходимо иметь доступ к печи для фьюзинга. Эта печь предназначена специально для плавки стекла. Помимо нее, могут понадобиться станок для обтачивания стекла, стеклорез (или даже несколько), кусачки, линейки для резки. В первую очередь на поверхности маркером рисуется примерный контур будущего кабошона. Далее стекло режется, в результате должны тоже получиться параллелепипеды. После с помощью инструментов для резки вырезается подобие кабошона.
Если вы хотите сделать изделие разноцветным, то необходимо вырезать несколько кабошонов из различного стекла и склеить их вместе по подобию бутерброда. Далее (как в первом случае, так и во втором) изделие помещается в форму и отправляется в печь. После завершения процесса сплавки изделие достается и шлифуется на станке. Процесс сплавки может занять почти половину суток. Важно не вытаскивать изделия до того, как они полностью остынут. В завершение кабошоны моются, сушатся и при надобности смазываются защитными пастами.
О том, как сделать кабошон из стекла, смотрите в видео.
По этой технологии часто в промышленных масштабах изготавливают глаза для кукол.
Из полимерной глины
Поделки из полимерной глины в последнее время приобрели необычайную популярность среди людей, умеющих создавать красивые вещи своими руками. Это не обошло стороной и кабошоны. Технология изготовления гладкого «камня» из полимерной глины довольно проста: нужно всего лишь вылепить фигуру подходящей формы и запечь ее. Далее нужно будет отполировать получившуюся поделку. При использовании глины изделия, как очевидно, прозрачными или полупрозрачными точно не получатся. Однако можно миксовать различные цвета, при этом не смешивая всю глиняную массу до однородного состояния. В результате получится кабошон с причудливыми узорами, который будет гораздо красивее, чем прозрачные аналоги.
После того как изделия были запечены и остыли, можно наложить на них краску. Такой же простотой изготовления отличаются экземпляры из эпоксидной смолы. Для этого нужно лишь смешать раствор эпоксидной смолы и отвердитель, а после залить получившийся состав в готовую форму или сразу же в оправу. Предварительно в них можно положить различные наполнители: от цветов до засушенных насекомых и блесток.
Наглядно ознакомиться с этим процессом можно в видео ниже.