Во многих странах, например, в немецкой Баварии или Швейцарии, традиционный народный костюм надевается не только во время национальных праздников или на сцене, но и в обычной жизни: дома, на улице, даже на работу. В последнее время и в постсоветском обществе стала прослеживаться тенденция обращения к народным костюмам, будь то его элементы, характерная вышивка или интересная стилизация.
История
Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории. Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.
Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.
Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.
Особенности
Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).
Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.
Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.
Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.
Разновидности
Национальный костюм Беларуси, как, впрочем, любая национальная одежда, имеет четкое деление на повседневную и праздничную, мужскую и женскую, досвадебную и послесвадебную.
Мужской повседневный костюм включала в себя рубаху навыпуск, низ и воротник который был украшен вышивкой, подпоясываемую ярким поясом; портков (одних или двух, в зависимости от состоятельности владельца); камизэльки (жилета); бравэрки (однобортного пиджака с хлястиком, сшитого из сукна). В холодное время, опять же в зависимости от состоятельности, надевалась либо суконная епанча, либо тулуп из овчины (обшитый тканью с вышивками), либо меховая шуба (показатель большой состоятельности владельца). Головным убором в летнее время являлся брыль - широкополая соломенная шляпа, в зимнее – меховая аблауха (шапка, к которой пришивались четыре части, две из которых завязывались наверху, а две – под подбородком).
Обувь – лапти (лыковые, пеньковые, из лозы), постолы (обувь, сшитая из кожи), зимой носили валенки, которые подшивались войлочной тканью или кожей.
Женская одежда, даже повседневная, отличалась значительно большим количеством различных вариантов: кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой (имелось три вида кашуль, отличающихся кроем), спадница - юбка (нескольких видов, отличающихся тканью (сукно, шерсть), покроем (андарак, понева, летник, саян), цветом, узором (красные, зелено-синие, клетчатые, полосатые), фартук (являлся обязательной деталью гардероба), гарсет – жилет из ситцевой ткани, бархата, а у состоятельных женщин – из парчи (также украшенный роскошной вышивкой, бисером, разноцветной тесьмой, аппликациями).
Верхняя одежда женщин, несмотря на схожесть покроя с мужской, была все же наряднее: шерстяные свитки и кожушки из овчины. Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей.
Женская обувь мало чем отличалась от мужской – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки.
Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки).
Одежда для девочек и мальчиков практически не отличалась от одежды взрослых людей, за исключением некоторых деталей. Например, девочка, надевшая впервые фартук, считалась девушкой, а девушка, сменившая свадебной намиткой девичий венок – женщиной.
Элементы
Важной особенностью белорусского этнического костюма является то, что он относится к так называемому поясному. Элементы традиционного ансамбля одежды жителей Беларуси – мужской пояс и женский фартук, непременные атрибуты соответственно мужского и женского костюмов, заключающие в себе глубокую символичность – кроме утилитарных, практичных функций (по причине отсутствия в одежде карманов к мужскому поясу крепилась сумочка и все необходимые в хозяйстве вещи, а к поясу женского фартука – ключи и различные мелочи), они имеют обрядовое, обережное значение.
В то время, как в теплое время года, практически все население села ходило босиком, делая исключение лишь для праздничных дней, для мужчины абсолютно немыслимым было выйти из дома без пояса. Даже отсутствие головного убора могло было быть, с трудом, но оправданным, отсутствию же пояса оправданий не было и грозило высмеиванием и даже позором. Такое же значение имел и женский фартук – дополнительный оберег женского лона.
Для изготовления мужского пояс использовался шелк, стоил этот тканый предмет гардероба дорого и являлся предметом гордости обладателя. Женский фартук отделывался кружевом, вышивкой, украшался складками.
Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Намитка, впервые навитая на головку невесты, подобно современной фате, хранилась жизнь и во второй раз надевалась на голову умершей.
Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани, который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.
Ткань
В качестве ткани для шитья одежды использовались доступные натуральные материалы: лен, называемый божьей свечой, шерсть, иногда конопля. При изготовлении теплых вариантов одежды применялась овчина и плотное сукно. Красители также имели естественное происхождение: настои различных видов трав, коры деревьев, болотной руды.
Образы
- Украшенная яркой традиционной вышивкой сорочка выглядит очень стильно и с успехом может быть надета с юбкой или джинсами для простого, но эффектного образа в стиле этно-кэжуал.
- В платье, украшенном роскошной вышивкой в национальном белорусском стиле, любая женщина, несомненно, окажется в центре внимания.
- Заслуживает внимание и футболка с этническим орнаментом, которая подойдет и молодому человеку, и девушке.
- Отлично смотрятся варианты национального орнамента на детских вещах – яркие, притягательные и самобытные.
- Все большую популярность набирают тенденции традиционных или удачно стилизованных свадебных нарядов в белорусском стиле.
- Элементы и мотивы белорусского национального костюма вызывают большой интерес и на мировых подиумах.