История чувашского народного костюма
Формирование чувашского народного костюма происходило под влиянием места, в котором проживали чуваши, перенимавшие многие мелочи и детали одежд ближайших соседей. Традиционные наряды вирьял (они же верховные чуваши) из Чебоксарского района достаточно сильно напоминал костюмы финно-угорского народа России своей простотой и умеренностью конструктивных элементов.
Низовые чуваши, они же антари, во время пошива платьев и костюмов использовали различные оборки, а цветом фартука был выбран насыщенный красный. Полотенца и передники имели необычную вышивку цветными нитками различных оттенков. Костюмы, платья, нагрудники и головные уборы чувашей Самарской области имеют достаточно много сходств с мордовскими национальными нарядами.
Материалы чувашских костюмов
Довольно длительное время чуваши занимались изготовлением ткани и различных натуральных красителей самостоятельно. Чтобы окрасить пряжу, нужно было затратить немало времени, из-за чего основным цветом костюмов и платьев являлся обыкновенный белый цвет.
Вскоре антари обзавелись анилиновыми красками, которые значительно облегчали процесс покраски пряжи, и это дало толчок для развития производства такого материала, как пестрядь. Затем одежды из пестряди были заменены на обычные белые костюмы. Вирьялы и вовсе не использовали пестрядь в изготовлении одежд и платьев.
Цвета костюмов
Белый цвет олицетворял чистоту и являлся основным в традиционных костюмах и платьях чувашей. Свежую белую рубаху надевали на различные праздники и гулянья. Нередко с основным белым цветом сочетали и насыщенный красный, который также символизировал чистоту, святость и жизнь, поэтому почти все швы костюмов и платьев покрывались красной тесьмой.
Для изготовления одежды чуваши использовали особую ткань из нитей разных цветов (такая ткань называлась пестрядь) и в платья и рубахи из такого материала стали наряжаться как на различные празднования, так и на обычные работы в поле. Этим было крайне недовольно и обеспокоено старшее поколение, из-за чего иногда вступал в действие категоричный запрет на одеяния из пестряди, и при нарушении данного правила нарушителя обливали 41 ведром ледяной воды.
Конструкция нарядов
Белая рубаха (она же кепе) была неотъемлемым элементом как женского, так и мужского народного костюма. Конструкция рубахи была довольно простой: складывался холст конопли, а в бока вшивали клинья, расширяющие рубаху в нижней части. Рубахи для женских костюмов изготавливались с длиной 120 см и вырезом в центре на груди. Мужские рубахи имели аналогичные вырезы по бокам.
Мужские костюмы
Изначально чувашские рубахи с поясом для мужчин изготавливались свободными и длинными (до колен). Мужские одежды имели различные богатые и праздничные вышивки, аппликации и шёлковые узоры, в то время как простые костюмы, не предназначенные для праздников, были вполне лаконичными и строгими и на них не наносились никакие узоры.
В далёком прошлом мужчинам было положено обязательно надевать чистые белоснежные рубахи для проведения языческих обрядов. С развитием новых технологий, чувашский народный костюм для мужчин обзавёлся воротником и стал более современным, с плавными линиями круглых пройм. Мужские кафтаны и уборы, предназначенные для различных праздников, щедро украшались в районе груди и воротника, а также по краям одежды.
Женские костюмы
Чувашские традиционные рубахи для замужних женщин имели довольно сложную вышивку необычной формы, в то время как подол с геометрическими нашивками и полосками отличался скромностью и простотой. Во время праздников и обычных будних дней, женщины носили на бёдрах специальный материал с бахромой, узорами и нашивками, изготовленный из шёлковых и шерстяных нитей.
Незамужние девушки носили скромные наряды без вышивок и узоров, дабы не отвлекать внимание от собственной красоты.
Женские украшения с бисером
Комплексы украшений с серебряными монетами, деталями из бисера и дорогих камней составляют:
- женские головные уборы (хушпу);
- наряды на шею и грудь (у чувашей они называются ама, алка, мая);
- браслеты и кольца (они же сула и сере);
- маленькое зеркальце, которое крепится на пояс (тёкер);
- кошелёк для пояса (енчёк)
- подвески на пояс (йёс хуре).
Свадебный костюм
Чувашский наряд для свадьбы имел следующие интересные детали:
- платье невесты украшалось бисером, раковинами и монетами, создавая крупный и сложный узор, дополненный специальным головным убором;
- рубаха, передник и верхняя одежда невесты украшалась шикарной вышивкой, кроме того, девушка надевала кольца, браслеты, подвески и кошелёк с маленьким зеркальцем на пояс (стоит отметить, что данный наряд весил около 16 кг.);
- свадебный чувашский костюм имел одну немаловажную деталь, такую как – перкенчек (большой белый материал или покрывало) с богатыми вышивками по краям, под которым находилась невеста в течение определённого времени, после чего покрывало убирали и девушку переодевали в костюм замужней женщины;
- жених наряжался в рубашку и кафтан с широким цветным поясом, а также надевал перчатки, сапоги и шапку из меха с монетой в области лба.
Детские костюмы
Детские чувашские народные костюмы отличались богатством и роскошью вышивки. Одежды для девочек были довольно простыми и украшались тесьмой или несложными узорами, которые пришивали на подол. Голову покрывали обычными украшениями с бусами и тесьмой. Старшие девочки носили украшение с бисером, которое крепилось на пояс со стороны спины.
Костюмы для маленьких мужчин были достаточно простыми и отличались лишь ярким орнаментом на вороте.
Женские шапки и покрывала
В стародавние времена женские чувашские головные уборы были представлены шапками и покрывалами.
К покрывалам относились сурпаны (повязки на голову) различной длины, чалмы, платки и покрывала невесты, которые предназначались исключительно для замужних женщин.
Длинный или короткий (с более узкими узорами) сурпан низовых чувашек полностью закрывал голову, и его края были щедро расшиты и украшены узорными полосами, орнаментами и кружевами. Сурпаны верховых чувашек были достаточно короткими и украшались вышивками с обеих сторон, представляющих из себя интересные орнаменты, вышитые ярусами, а также бахромой и бисером на концах. Головные уборы и повязки достаточно сильно различались по группам.
Украшения-обереги
В богатом национальном костюме чувашки имеется очень много мелких, но достаточно важных деталей и украшений, указывающих на принадлежность, возраст и социальное положение женщины.
Многочисленные украшения женских нарядов (монеты, раковины, бисер) в первую очередь являются защитой от злых духов, неприятелей и различных опасностей. На праздники или свадьбы чувашки надевали полный набор украшений-оберегов, который весил больше 10 кг.
Обувь
В летний сезон чувашские мужчины и женщины носили лапти. Плелась данная обувь различными и довольно хитрыми способами, из-за чего некоторые модели дошли до наших дней и находятся в настоящий момент в музее. С лаптями надевали удобные суконные гетры. Когда приходила зима, чуваши убирали лапти и надевали тёплые валенки, без которых обойтись было просто невозможно.
В конце 19 века вошло в традицию дарение на свадьбу кожаных сапог сыновьям и кожаных ботинок дочери, которые впоследствии надевали крайне редко и очень берегли.
Современная мода Чувашии
В настоящее время традиционный национальный костюм чувашей потерял свою актуальность и лишь в некоторых деревнях и сёлах чувашские наряды надевают во время проведения праздников или обрядов.
Национальный костюм довольно часто используется и во время различных концертов и выступлений фольклорных групп. Модельеры больше не опираются в своих разработках на традиционные костюмы и рубахи, а пользуются некоторыми схожими образами, в попытках произвести все детали народных украшений, орнаментов и узоров.