Top.Mail.Ru
Мании

Графомания: почему она возникает и как с ней бороться?

Графомания: почему она возникает и как с ней бороться?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Исторические факты
  3. Причины возникновения
  4. Признаки
  5. Как лечить?
  6. Возможные последствия

Графоман в каждом своём литературном опусе видит поцелуй Бога. Самодовольство, самонадеянность и необычайное тщеславие – движущие силы его бездарного промысла. Неуёмная, гипертрофированная жажда славы, безусловного признания и почестей составляют основу его мотивации, становятся смыслом всего его существования. Так погибает творческая составляющая разума. Почему возникает графомания, как с ней бороться – попробуем разобраться.

Что это такое?

Графомания – патологически выраженное, навязчивое стремление к написанию текстов, «трактатов» и «произведений», претендующих на опубликование в литературных изданиях.

По определению, страдающий пристрастием к литературному сочинительству автор может писать о том, в чём слабо разбирается, амбициозно рассчитывая на свои, якобы исключительно высокие литературные таланты. Однако его творческие возможности в значительной степени ограничены. Зачастую написанные графоманом тексты крайне наивны и бессмысленны.

В контексте заболевания рассматривают и её эротическую разновидность – эротографоманию, наблюдающуюся у психопатичных натур, пишущих на любовные темы. Отдельные «продвинутые» эротографоманы сочиняют такие письма в целях возбуждения и получения полового удовлетворения.

Термин «графомания» широко бытует в двух контекстах – психиатрическом (психологическом) и литературном.

Для первого случая существует комплекс признаков, относящихся к теме заболеваний. Во втором – рассматриваются аспекты, касающиеся уровня литературного профессионализма пишущего, степени социальной ценности и полезности написанного. В этом смысле в силу ряда причин грань, разделяющая графоманство и истинный литературный талант, нередко носит размытый характер.

Одной из самых распространённых причин заболевания учёные-психологи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, что означает, что её истоки надо искать в личности автора и истории его жизни. Нередко болезнь возникает как следствие бредовой или сверхценной идеи, идентификации себя с выдающимися писателями.

С научной точки зрения графомания нередко развивается в паре или на основе более явных психических заболеваний – шизофрении, паранойи (сутяжные психопаты), гипоманиакальных состояний и иных расстройствах. Известен и так называемый синдром Кандинского-Клерамбо (явление психического автоматизма), при котором больные ссылаются на то, что к сочинительству их принуждают некие потусторонние, сакральные силы.

Патологическая страсть к банальному и бессмысленному писательству проявляется по различным причинам. Нередко таковыми становятся острая необходимость в гиперкомпенсации комплексов неполноценности, а иногда и наличие у автора каких-либо сверхценных бредовых идей.

Условно выделяют 3 группы графоманов.

  1. Пишут ни о чем, витиевато и красиво, с претензией на создание высокохудожественных образов. Авторы с неплохим образованием.
  2. Сочиняют лихо закрученные сюжеты, но корявым языком, который можно, но трудно редактировать.
  3. Имитируют создание произведений с использованием словесного мусора – типичные графоманы.

    Неконтролируемая потребность к писательству, неуёмная жажда признания приводит графоманов к атакам многих издательств с уверенной надеждой на издание своих «шедевров», пусть даже за свой счёт. При этом мнение других людей по поводу таких сочинений их не интересует, поскольку они уверены в непогрешимости «творений». Своей аудитории графоманы по понятным причинам собрать не могут. Вследствие этого их одиночество и болезнь усугубляются.

    Исторические факты

    Вероятно, что в числе первых графоманов находился римский писатель Гай Юлий Гигин, банально переписавший чужие мифы и поставивший под ними свою подпись.

    Пожалуй, наиболее известным примером графомании являлся Йозеф Геббельс, оставивший «наследие» объёмом в 16000 страниц машинописного текста, посвящённого субъективному и тенденциозно изложенному видению событий Второй мировой войны.

    Эксперты полагают, что такая плодовитость Геббельса была вызвана необходимостью компенсации физических недостатков, которыми автор обладал.

    Эталоном графомании из авторов пушкинской поры считался поэт Д. И. Хвостов. Как автор он прославился выраженной архаичностью поэтического стиля и совершенным отсутствием интереса к актуальным проблемам того времени (отстранённость).

    Его имя, как запредельного графомана, пишущего абсолютно бездарные и неуклюжие стихи, звучало на всю Россию. Граф страстно так же, как и писал свои опусы, издавал «творения» тысячными тиражами за свои деньги.

    Умопомрачительная плодовитость Хвостова оставила в истории благодарную «память» о нём в виде множества анекдотов и эпиграмм.

    Характерно, что граф был и военным, и чиновником, но ни на одном из поприщ преуспеть не смог. Наконец, уединившись в своём имении, граф самозабвенно предался стихосложению:

    «То изломаю ямб, то рифму зацеплю,

    То ровно пополам стиха не разделю,

    То, за отборными гоняяся словами,

    Накрою мысль мою густыми облаками.

    Однако муз люблю на лире величать,

    Люблю писать стихи и отдавать в печать!»

    По своему стилю русская графомания, и, в частности, хвостовская, полна стилистической архаикой для придания тексту особой важности и значимости. По меткому выражению В. Кюхельбекера творения Хвостова представляются как «возвышенность глупости».

    В среде русской эмиграции гремел славой графомана некто Виктор Колосовский, также выступавший на поэтическом поприще.

    Ныне, в век цифровых технологий и компьютерного бума, проблема графомании приняла глобальный характер. Явление приобрело массовые масштабы. Во многом этому способствует падение уровня гуманитарной культуры, уровня художественности, а зачастую и низкий уровень грамотности.

    «Ноне всякий индивид

    Издаваться норовит,

    Но не всякий твердо знает,

    Что такое алфавит.»

    Между тем обвинять в графомании необдуманно, без соответствующего внимательного анализа текста и творческой деятельности претендующего на писательский Олимп автора, его личностных качеств, не следует. Этап графомании, оттачивая своё перо, закономерно проходят многие начинающие писатели.

    Найти себя, свой стиль, свой тематический ряд – сложный, нередко мучительный труд.

    Так, прежде чем стать известным писателем, Михаил Зощенко освоил 15 профессий, а к своему успеху продвигался постепенно.

    Границы продуктивного и непродуктивного творчества весьма размыты. Сочинительство может быть способом самовыражения, преодоления, замещения или восполнения недостающего. Мучительно рождённый текст способен избавить человека от боли и отчаяния, помочь переосмыслить ошибки и переживания. И при этом быть написанным талантливо.

    Непрофессиональность текстов и масса недостатков не означают отсутствие литературных способностей. Для них необходимы знания, опыт и упорство. Игнорирование этого, упрощённый подход к писательскому ремеслу, определённый психологический склад характера – предпосылки развития графомании.

    Причины возникновения

    Нередко графомания развивается на основе внутреннего одиночества. Изливая свои сокровенные мысли на всё терпящую бумагу, графоман испытывает чувство облегчения, снижая уровень дефицита общения. Постепенно наступает период подмены, когда в процессе «творчества» на смену тяжким переживаниям одиночества приходит потребность писать.

    К основным причинам графомании относят:

    • попытки компенсации комплексов неполноценности;
    • наличие бредовых идей различного толка типа сакральных побуждений к писательству «свыше»;
    • наличие сверхценных идей;
    • формы проявления шизофрении или паранойи (часто у сутяжных психопатов);
    • составляющий элемент маниакальных или гипоманиакальных состояний;
    • элемент на фоне синдрома психического автоматизма;
    • срабатывание компенсационного механизма интенсивных переживаний одиночества и отчуждённости.

    Признаки

    Отличить графомана можно по ряду признаков.

    1. Неоправданно серьёзное, болезненное отношение графомана к своим «шедеврам», когда малейшая критика или юмор по поводу его произведений категорически не принимается.
    2. Чрезвычайно сильное стремление к изданию своих опусов. Публичность – непременное условие творчества графомана.
    3. Доминирующая тематика произведений – о себе. Знаний, впечатлений и опыта писать на иные темы, как правило, у автора нет. При этом в описаниях себя любимого содержатся бессознательно изложенные красивые, но, как правило, позитивно искажённые места – попытки объективного изложения отсутствуют полностью.
    4. Графоман демонстративен, он преданнейший ценитель своего «труда» (самопоклонение). Нередко представляет истероидный тип характера. Самореклама всегда и везде!
    5. Привычка поучать и, как правило, менторским тоном. Менторство в природе графомании.
    6. Графоман никогда не подвергает написанный текст переделкам или исправлениям, хотя бы частичным. Это выглядит для него кощунственным.
    7. Настоящий, тяжёлый труд ума для графомана чужд. Усидчивость и трудолюбие – это не про него.
    8. Отсутствие творческих кризисов по причине отсутствия реального творчества.
    9. Завышенная самооценка и непонимание юмора.

      Как правило, тексты графомана имеют ряд отличительных черт:

      • наличие лишь внешних признаков словесного искусства, не приводящих к рождению настоящих, творческих художественных смыслов;
      • обилие мелких, излишних подробностей, засоряющих текстуру;
      • частая повторяемость, нередко неуместная, ряда эпитетов к словам;
      • злоупотребление речевыми штампами и стереотипными выражениями без их творческого, логичного осмысления;
      • излишнее применение разных способов выделения слов и предложений (шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), для выделения своих сверхценных мыслей;
      • нелогичность сюжетов и поступков персонажей, не соответствующих их образному построению и ткани изложения;
      • заимствование образов, плагиат;
      • несвязность изложения, нарушения стиля и синтаксиса.

      Как лечить?

      При лёгкой форме болезни полезно просто вернуть человека к полноценному общению, помогающему в преодолении барьеров одиночества. Желательно стимулировать его к поиску иных хобби или работы, на которой заболевший смог бы сконцентрироваться.

      В случаях устойчивых форм заболевания применяют медикаментозные средства (психотропы и нейролептики) и сеансы психотерапии.

      В этом контексте довольно эффективно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия. Имеются данные о том, что хорошие результаты коррекции поведения показывает опыт семейной психотерапии, если у графомана имеется семья.

      При отсутствии выраженной причины развития графомании применяют также методики символ-драмы, позволяющие эффективно отработать внутренние переживания больного в образных представлениях.

      Возможные последствия

        Человек, страдающий графоманией, не отличается асоциальным поведением, поскольку болезнь носит относительно спокойный характер. В своей лёгкой форме она вполне преодолима.

        Без своевременного лечения болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной изоляции «писателя», поскольку автор полностью погружается в свои сокровенные опусы.

        Постоянные отказы при попытках издания шедевров нередко рождают у неудачника всплески агрессивного поведения, ухудшающего его и без того бедственное положение.

        При её запущенных, длительно протекающих формах графомания может рассматриваться как признак более серьёзных психических заболеваний (шизофрения, паранойя и других). Поэтому обращение больного к психотерапевту показано однозначно.

        Комментариев нет
        Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.