Машинист

Все о профессии машинист электровоза

Все о профессии машинист электровоза

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности профессии
  2. Обязанности
  3. Знания и навыки
  4. Ответственность
  5. Обучение
  6. Трудоустройство

Сеть железных дорог постоянно расширяется, и поэтому потребность в машинистах электровозов стремительно растет. Этот сотрудник является главным членом экипажа локомотива. От него зависит управление пассажирскими или грузовыми поездами и далеко не всем это по плечу.

Особенности профессии

Машинист электровоза (специалист по управлению и обслуживанию) — довольно специфическая профессия, требующая от соискателя на эту должность наличия определенных моральных и физических качеств. Претендент на данную должность должен обладать следующими данными:

  • терпением;
  • физической выносливостью, без которой не обойтись при длительных рейсах;
  • аккуратностью;
  • способностью выполнять часто повторяющиеся однообразные операции;
  • высокой ответственностью и организованностью.

Не получится стать машинистом любого типа локомотивов людям со слабым здоровьем. На медицинской комиссии сразу отсеивают претендентов с сердечными заболеваниями, проблемами со зрением, слухом, астмой и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Желающим стать машинистом стоит знать, что выполнение обязанностей по этой специальности – это не только поездки в кабине электровоза в красивой форме, но и ночи без сна, насыщенный рабочий график, строгая, почти военная, дисциплина.

Обязанности

Перечень обязанностей специалиста по управлению и обслуживанию электровоза очень широк и зависит от вида выполняемых им работ и его квалификации. Но есть и общие требования, которые не зависят от того, где он трудится – на грузовых или пассажирских перевозках.

Машинист электровоза обязан знать:

  • конструкцию и технические параметры локомотива;
  • правила перевозки людей и грузов;
  • режим передвижения составов;
  • состояние железнодорожного полотна, его профиль на участке работы;
  • возможности электровозов при различных условиях работы;
  • характеристики контактной сети;
  • должен уметь находить и устранять неисправности.

Это только основные обязанности. Кроме того, машинист во время работы должен всегда иметь при себе удостоверение, подтверждающее его право на управление электровозом, знать правила противопожарной защиты, инструкции и другие документы по технике безопасности.

Знания и навыки

Работа машиниста требует постоянной концентрации. Представители этой профессии должны обладать набором знаний и навыков:

  • уметь управлять электровозом в типовых ситуациях;
  • знать, как поступать при возникновении нестандартных происшествий;
  • иметь понятие о проведении работ слесарного и инженерного направлений при выявлении и устранении поломок и неисправностей;
  • уметь применять радиосвязь и понимать ее основные принципы;
  • при возникновении чрезвычайных ситуаций уметь общаться с людьми и не допускать паники;
  • знать и выполнять правила движения на железной дороге.

Знания и базовые навыки можно получить в профильном учебном заведении. Все остальное приходит со временем при накоплении опыта. Машинисты регулярно посещают семинары и различные сборы, на которых проходит обобщение знаний и практического опыта. На них опытные практики делятся своими знаниями с молодыми специалистами.

Не стоит забывать и об индивидуальной подготовке. Самостоятельное дополнительное образование может помочь повысить квалификацию и продвинуться по карьерной лестнице.

Ответственность

Работа машиниста нелегкая и очень ответственная, так как от его квалификации и навыков специалиста зависят жизнь и здоровье людей при пассажирских перевозках, а также сохранность груза и подвижного состава при транспортировке грузов. Этот специалист несет ответственность за техническое состояние и целостность оборудования электровоза. В случае нарушения или халатного выполнения своих обязанностей он понесет административное или уголовное наказание согласно законам, действующим на данный момент.

Материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная законом, наступает в определенных случаях.

  1. При нарушении или невыполнении прямых указаний вышестоящего начальства.
  2. Игнорирование или плохое выполнение своих обязанностей и инструкций.
  3. Превышение своих должностных полномочий или использование их в корыстных целях.
  4. Предоставление ложной информации о ходе и состоянии порученных ему лично работ.
  5. Нарушение дисциплины труда.
  6. Если при возникновении угрозы людям или технике работник не принял мер для ее устранения.

Обучение

Если вы выбрали профессию машинист электровоза, то стоит знать, что без получения образования в специализированном учебном заведении на работу вас не возьмут. Нужно настраиваться на длительную учебу, которая может занять в отдельных случаях до пяти лет. Обучение проходит в железнодорожных техникумах или колледжах. Поступить в них можно после 9 или 11 класса. По завершении учебного процесса выпускнику присваивается квалификация «техник».

Сразу после выпуска машинистом никто вас не поставит. Придется продолжительное время работать помощником, набираться опыта и только по пришествии минимум нескольких месяцев, а в среднем этот процесс занимает два года, можно будет занять эту должность.

Если захочется сделать карьеру, то придётся получать высшее образование.

Трудоустройство

Специалисты по управлению и обслуживанию электровозов всегда востребованы. Они нужны на железной дороге, в метрополитенах, в горнорудной и тяжёлой промышленности.

Профессия довольно престижная и одна из самых высокооплачиваемых на железнодорожном транспорте. Средняя зарплата составляет около 60 тысяч рублей. Также существуют различные надбавки (за подземный стаж или работу в отдаленных районах). Имеют значение и трудовой стаж специалиста, и начисление премий. Высококлассный специалист может получать со всеми надбавками и 100 тыс. рублей.

Это показатели усредненные, уровень зарплаты во многом зависит от региона и места работы.

1 комментарий
Алексей 13.01.2022 10:49
0

Вот вам честное мнение от работника ТЧМ. По поводу усредненной ЗП... так такая только на Московской дороге или на Севере, для остальных регионов- делите на два. В основном, парк локомотивов- как на последнем фото (технике по 40 лет и выше), притом что нет нормального обслуживания и соответствующего ремонта (ездят на честном слове). Где там может быть безопасность движения??? К этому добавьте условия труда для локомотивных бригад, а их нет...В итоге, если так все плохо, зачем люди там работают?

1. Идёт горячая сетка (раньше на пенсию).

2. Люди предпенсионного возраста уже привыкли, да и пойти им в другое место особо некуда (из-за возраста).

3. Ездят в другие регионы на работу, где есть доплаты и ЗП выше (та же самая Москва- там почти все локомотивные бригады приезжие, для местных не подходят условия труда и низкая ЗП).

4. Железная дорога для данной местности градообразующая, пойти в другое место особо и некуда.

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.