Сеть железных дорог постоянно расширяется, и поэтому потребность в машинистах электровозов стремительно растет. Этот сотрудник является главным членом экипажа локомотива. От него зависит управление пассажирскими или грузовыми поездами и далеко не всем это по плечу.
Особенности профессии
Машинист электровоза (специалист по управлению и обслуживанию) — довольно специфическая профессия, требующая от соискателя на эту должность наличия определенных моральных и физических качеств. Претендент на данную должность должен обладать следующими данными:
- терпением;
- физической выносливостью, без которой не обойтись при длительных рейсах;
- аккуратностью;
- способностью выполнять часто повторяющиеся однообразные операции;
- высокой ответственностью и организованностью.
Не получится стать машинистом любого типа локомотивов людям со слабым здоровьем. На медицинской комиссии сразу отсеивают претендентов с сердечными заболеваниями, проблемами со зрением, слухом, астмой и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Желающим стать машинистом стоит знать, что выполнение обязанностей по этой специальности – это не только поездки в кабине электровоза в красивой форме, но и ночи без сна, насыщенный рабочий график, строгая, почти военная, дисциплина.
Обязанности
Перечень обязанностей специалиста по управлению и обслуживанию электровоза очень широк и зависит от вида выполняемых им работ и его квалификации. Но есть и общие требования, которые не зависят от того, где он трудится – на грузовых или пассажирских перевозках.
Машинист электровоза обязан знать:
- конструкцию и технические параметры локомотива;
- правила перевозки людей и грузов;
- режим передвижения составов;
- состояние железнодорожного полотна, его профиль на участке работы;
- возможности электровозов при различных условиях работы;
- характеристики контактной сети;
- должен уметь находить и устранять неисправности.
Это только основные обязанности. Кроме того, машинист во время работы должен всегда иметь при себе удостоверение, подтверждающее его право на управление электровозом, знать правила противопожарной защиты, инструкции и другие документы по технике безопасности.
Знания и навыки
Работа машиниста требует постоянной концентрации. Представители этой профессии должны обладать набором знаний и навыков:
- уметь управлять электровозом в типовых ситуациях;
- знать, как поступать при возникновении нестандартных происшествий;
- иметь понятие о проведении работ слесарного и инженерного направлений при выявлении и устранении поломок и неисправностей;
- уметь применять радиосвязь и понимать ее основные принципы;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций уметь общаться с людьми и не допускать паники;
- знать и выполнять правила движения на железной дороге.
Знания и базовые навыки можно получить в профильном учебном заведении. Все остальное приходит со временем при накоплении опыта. Машинисты регулярно посещают семинары и различные сборы, на которых проходит обобщение знаний и практического опыта. На них опытные практики делятся своими знаниями с молодыми специалистами.
Не стоит забывать и об индивидуальной подготовке. Самостоятельное дополнительное образование может помочь повысить квалификацию и продвинуться по карьерной лестнице.
Ответственность
Работа машиниста нелегкая и очень ответственная, так как от его квалификации и навыков специалиста зависят жизнь и здоровье людей при пассажирских перевозках, а также сохранность груза и подвижного состава при транспортировке грузов. Этот специалист несет ответственность за техническое состояние и целостность оборудования электровоза. В случае нарушения или халатного выполнения своих обязанностей он понесет административное или уголовное наказание согласно законам, действующим на данный момент.
Материальная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность, предусмотренная законом, наступает в определенных случаях.
- При нарушении или невыполнении прямых указаний вышестоящего начальства.
- Игнорирование или плохое выполнение своих обязанностей и инструкций.
- Превышение своих должностных полномочий или использование их в корыстных целях.
- Предоставление ложной информации о ходе и состоянии порученных ему лично работ.
- Нарушение дисциплины труда.
- Если при возникновении угрозы людям или технике работник не принял мер для ее устранения.
Обучение
Если вы выбрали профессию машинист электровоза, то стоит знать, что без получения образования в специализированном учебном заведении на работу вас не возьмут. Нужно настраиваться на длительную учебу, которая может занять в отдельных случаях до пяти лет. Обучение проходит в железнодорожных техникумах или колледжах. Поступить в них можно после 9 или 11 класса. По завершении учебного процесса выпускнику присваивается квалификация «техник».
Сразу после выпуска машинистом никто вас не поставит. Придется продолжительное время работать помощником, набираться опыта и только по пришествии минимум нескольких месяцев, а в среднем этот процесс занимает два года, можно будет занять эту должность.
Если захочется сделать карьеру, то придётся получать высшее образование.
Трудоустройство
Специалисты по управлению и обслуживанию электровозов всегда востребованы. Они нужны на железной дороге, в метрополитенах, в горнорудной и тяжёлой промышленности.
Профессия довольно престижная и одна из самых высокооплачиваемых на железнодорожном транспорте. Средняя зарплата составляет около 60 тысяч рублей. Также существуют различные надбавки (за подземный стаж или работу в отдаленных районах). Имеют значение и трудовой стаж специалиста, и начисление премий. Высококлассный специалист может получать со всеми надбавками и 100 тыс. рублей.
Это показатели усредненные, уровень зарплаты во многом зависит от региона и места работы.