Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства. Среди большого количества железнодорожных специальностей многие из них выбирают профессию помощник машиниста.
Описание профессии
Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.
С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.
Таким образом, помощник машиниста является не только специалистом, решающим технические вопросы локомотива, но и полноценным дублёром машиниста.
Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.
- Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
- Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
- Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
- Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.
Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.
Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.
Поэтому при выборе данной специальности необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», учитывая не только плюсы, но и минусы профессии.
Обязанности
Круг должностных обязанностей специалиста регламентируется должностной инструкцией и предполагает как интеллектуальную, так и физическую деятельность. Ниже рассмотрены основные обязанности члена локомотивной бригады, обслуживающей грузовые и пассажирские составы, так как электрички и поезда метро чаще обслуживаются одним опытным машинистом без присутствия помощника.
До поездки
Помощник машиниста обязан осмотреть электровоз (тепловоз) перед поездкой и оценить его техническое состояние. Прежде всего специалист должен внимательно ознакомиться с записями бортового журнала, где прописываются недостатки в работе локомотива и проверить, устранены ли они. Особое внимание требуется уделять колёсным парам, проверяя их на отсутствие сколов, ползунов, остроконечного наката и подреза гребня, а также рессорам и пружинам. Следует обращать внимание и на состояние буксового узла: проверить затянутость болтов, удостовериться в том, что смазка из-под крышки не вытекает и при необходимости произвести смазку буксовых челюстей.
Помощник обязан проверять тормозное оборудование, исправность контрольно-измерительного оборудования, звуковых сигналов и освещения, а также наличие противопожарного инвентаря. Кроме того, специалист должен убедиться в наличии смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых ремонтных инструментов. При выявлении неисправностей локомотива или отсутствии нужного инвентаря помощник обязан немедленно сообщить об этом машинисту и сделать соответствующую запись в бортовом журнале.
Более того, помощник обязан проверять правильность сцепления локомотива с вагонами и качество связи с диспетчерским пунктом и машинистами других поездных бригад.
В поездке
Во время движения электровоза (тепловоза) помощник машиниста должен чётко и быстро выполнять указания машиниста, а также периодически повторять разрешённую на данном участке скорость движения, показания сигналов семафора, положение контроллера и давление воздуха в тормозах. Кроме того, помощник должен напоминать машинисту о приближении к установленным местам пробы автотормозов, а при внезапной потере работоспособности машинистом – взять управление поездом на себя.
В таких ситуациях специалист обязан незамедлительно доложить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному по станции и предпринять все меры по безопасной доставке состава до станции, выполняя установленный регламент переговоров. Также специалист обязан следить за работой звуковых и световых сигналов, обеспечивать стабильную радиосвязь с диспетчерским пунктом и внимательно отслеживать изменения показаний приборов и датчиков, сообщая о них машинисту. В обязанности помощника входят информирование машиниста о скоростном режиме на том или ином участке пути и немедленное сообщение о превышении или потере скорости локомотивом.
После поездки
По прибытии на станцию, где происходит смена локомотивной бригады либо в пункт назначения помощник машиниста обязан сдать локомотив. Он должен сделать в бортовом журнале необходимые отметки и записать в него замечания по работе оборудования. Далее специалист должен убрать помещение кабины, закрыть люки, окна и дверь.
Кроме того, помощник машиниста обязан знать устройство электровоза (тепловоза), уметь производить ремонт его агрегатов во время поездки, а также должен быть знакомым с техникой безопасности и пожаротушения.
Специалист должен следить за недопущением самопроизвольного движения состава на остановках, знать нормы расхода электроэнергии и дизельного топлива при разных режимах движения, не допускать их перерасхода и вносить предложения по экономии данных ресурсов.
Личностные качества и необходимые навыки
Профессия помощник машиниста относится к сложным техническим специальностям и требует от человека целого набора личностных качеств и специальных навыков. Так, молодой человек, желающий стать помощником машиниста, должен быть дисциплинированным и ответственным, обладать хорошей реакцией, внимательностью и осторожностью, быть осмотрительным, выносливым, стрессоустойчивым, иметь хорошую зрительную память и обладать способностью быстро переключать внимание. Приветствуются высокая координация движений, хороший глазомер, острые зрение и слух, технический склад ума. Кроме того, кандидат должен обладать молниеносной реакцией и отменным здоровьем.
Обучение
Отучиться на помощника машиниста можно в ссузе Министерства путей сообщения – техникуме, училище или колледже по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» либо «Помощник машиниста». Профессия не предполагает учебы в вузе, а потому поступить на данную специальность можно как после 11 класса, так и после 9-го. Ввиду высокой востребованности, конкурс на данную специальность достаточно большой. От абитуриентов требуется хорошее знание таких предметов, как информатика, физика и математика.
Многие ссузы осуществляют целевой набор по заказу локомотивных депо и других железнодорожных подразделений. Поэтому, несмотря на высокий конкурс, реальные шансы поступить на бюджет всё же существуют. Для этого необходимо специальное обращение от железнодорожной организации, в которую будущий выпускник будет обязан трудоустроиться по окончании учёбы. Поступающие проходят строгую медкомиссию, оценивающую годность состояния здоровья абитуриента к работе на железной дороге.
В связи с этим лицам, страдающим нервно-психическими расстройствами, хроническими заболеваниями ЖКТ, туберкулёзом, болезнями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, а также плохим зрением или слухом, дальтонизмом и ночной слепотой, следует поступать на другие специальности.
Зарплата
Заработная плата помощников машинистов на РЖД разнится в зависимости от региона, стажа и специфики работы. Так, специалисты, работающие на грузопассажирских перевозках, получают немного больше, чем помощники машинистов маневровых поездов. Более того, если у помощника имеется допуск к управлению тепловозами (электровозами), то он может рассчитывать на надбавку в размере 10% к тарифной ставке повременщика. За работу в праздники прибавка составляет 2,2%, за работу в ночь – 40%, за труд в условиях Крайнего Севера – 30%. Также существуют надбавки за выслугу лет, которые колеблются от 5 до 30%.
Немалая доля в зарплате специалиста приходится на премии. Так, помощник машиниста пассажирских поездов получает премию 20% за проведение составов согласно расписанию, а работник, выполняющий ежемесячный план по производительности локомотива на грузовых перевозках, может рассчитывать на 15% к окладу. В среднем помощники машиниста со стажем зарабатывают от 22000 рублей (Костромская область) до 55000 рублей (Свердловская область и Екатеринбург). Для сравнения, в США заработная плата такого специалиста в переводе на российские рубли составляет 30-160 тысяч, в Казахстане – 21-22 тысячи, на Украине – 19-24 тысячи и в Беларуси – 16-26 тысяч рублей.