Машинист

Все о профессии помощник машиниста

Все о профессии помощник машиниста

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Описание профессии
  2. Обязанности
  3. Личностные качества и необходимые навыки
  4. Обучение
  5. Зарплата

Работа на железной дороге во все времена считалась очень престижной. Железнодорожники имеют собственные больницы, санатории, детские сады, дома культуры, спортивные клубы и другие социальные объекты, а потому многие молодые люди хотели бы работать именно в этой отрасли народного хозяйства. Среди большого количества железнодорожных специальностей многие из них выбирают профессию помощник машиниста.

Описание профессии

Помощником машиниста называют специалиста, находящегося в подчинении у машиниста тепловоза или электровоза и выполняющего вспомогательные функции относительно обслуживания локомотива. История профессии уходит своими корнями в середину XIX века – время появления паровозов, когда для их обслуживания были задействованы сразу несколько человек: машинист и пара кочегаров.

С появлением тепловозов бригады сократились до двух человек – машиниста, осуществляющего управление локомотивом, и дизелиста, контролирующего работу дизельной установки. Современные локомотивные бригады состоят из машиниста и его помощника, способного в любой момент заменить своего наставника и взять управление электровозом в свои руки.

Таким образом, помощник машиниста является не только специалистом, решающим технические вопросы локомотива, но и полноценным дублёром машиниста.

Высокий спрос на данную специальность в специализированных учебных заведениях обусловлен рядом неоспоримых достоинств этой сложной и ответственной профессии.

  1. Поезда по-прежнему остаются самым массовым и популярным видом транспорта, а потому востребованность в помощниках машиниста очень высока. Человек, получивший данную специальность, гарантированно будет трудоустроен в любой точке страны, где есть железнодорожное сообщение, что делает профессию очень популярной среди молодёжи.
  2. Работа помощника машиниста считается довольно высокооплачиваемой, и даже вчерашние выпускники ссузов могут рассчитывать на заработную плату в 16-25 тысяч рублей в зависимости от места проживания, специфики работы и наличия северного коэффициента.
  3. Существование карьерного роста также добавляет популярности профессии. После нескольких лет безаварийной работы помощник может быть отправлен предприятием на курсы машинистов электровозов, по окончании которых он получает свидетельство установленного образца и может начать работать по новой, более ответственной и высокооплачиваемой специальности. Более того, помощник машиниста может быть принят в локомотивное депо на должность мастера либо начальника участка.
  4. Врачебный предрейсовый контроль и ежегодное прохождение медицинской комиссии позволяют следить за своим здоровьем и не пропустить начало серьёзного заболевания. Тем более что диспансеризация, обследования и лечение работников ЖД проводятся абсолютно бесплатно и в хорошо оборудованных медицинских учреждениях, принадлежащих Министерству путей сообщения.

Однако, несмотря на очевидные преимущества данной профессии, недостатки у неё всё же есть. К ним относят тяжёлые условия труда, что обусловлено работой в замкнутом пространстве при постоянном воздействии шума, вибрации, мощного электромагнитного поля и дорожной пыли. Нельзя забывать и о риске аварий и катастроф, которые хоть и крайне редко, но всё же происходят на железнодорожном транспорте, а также о чувстве повышенной ответственности за жизнь людей, что иногда приводит к постоянному чувству тревоги и нервному напряжению.

Кроме того, работа предполагает сменный график с регулярными поездками в ночное время и, как результат, частое и длительное отсутствие дома, что может негативно сказываться на отношениях в семье.

Поэтому при выборе данной специальности необходимо тщательно взвешивать все «за» и «против», учитывая не только плюсы, но и минусы профессии.

Обязанности

Круг должностных обязанностей специалиста регламентируется должностной инструкцией и предполагает как интеллектуальную, так и физическую деятельность. Ниже рассмотрены основные обязанности члена локомотивной бригады, обслуживающей грузовые и пассажирские составы, так как электрички и поезда метро чаще обслуживаются одним опытным машинистом без присутствия помощника.

До поездки

Помощник машиниста обязан осмотреть электровоз (тепловоз) перед поездкой и оценить его техническое состояние. Прежде всего специалист должен внимательно ознакомиться с записями бортового журнала, где прописываются недостатки в работе локомотива и проверить, устранены ли они. Особое внимание требуется уделять колёсным парам, проверяя их на отсутствие сколов, ползунов, остроконечного наката и подреза гребня, а также рессорам и пружинам. Следует обращать внимание и на состояние буксового узла: проверить затянутость болтов, удостовериться в том, что смазка из-под крышки не вытекает и при необходимости произвести смазку буксовых челюстей.

Помощник обязан проверять тормозное оборудование, исправность контрольно-измерительного оборудования, звуковых сигналов и освещения, а также наличие противопожарного инвентаря. Кроме того, специалист должен убедиться в наличии смазочных и обтирочных материалов, а также необходимых ремонтных инструментов. При выявлении неисправностей локомотива или отсутствии нужного инвентаря помощник обязан немедленно сообщить об этом машинисту и сделать соответствующую запись в бортовом журнале.

Более того, помощник обязан проверять правильность сцепления локомотива с вагонами и качество связи с диспетчерским пунктом и машинистами других поездных бригад.

В поездке

Во время движения электровоза (тепловоза) помощник машиниста должен чётко и быстро выполнять указания машиниста, а также периодически повторять разрешённую на данном участке скорость движения, показания сигналов семафора, положение контроллера и давление воздуха в тормозах. Кроме того, помощник должен напоминать машинисту о приближении к установленным местам пробы автотормозов, а при внезапной потере работоспособности машинистом – взять управление поездом на себя.

В таких ситуациях специалист обязан незамедлительно доложить о случившемся поездному диспетчеру и дежурному по станции и предпринять все меры по безопасной доставке состава до станции, выполняя установленный регламент переговоров. Также специалист обязан следить за работой звуковых и световых сигналов, обеспечивать стабильную радиосвязь с диспетчерским пунктом и внимательно отслеживать изменения показаний приборов и датчиков, сообщая о них машинисту. В обязанности помощника входят информирование машиниста о скоростном режиме на том или ином участке пути и немедленное сообщение о превышении или потере скорости локомотивом.

После поездки

По прибытии на станцию, где происходит смена локомотивной бригады либо в пункт назначения помощник машиниста обязан сдать локомотив. Он должен сделать в бортовом журнале необходимые отметки и записать в него замечания по работе оборудования. Далее специалист должен убрать помещение кабины, закрыть люки, окна и дверь.

Кроме того, помощник машиниста обязан знать устройство электровоза (тепловоза), уметь производить ремонт его агрегатов во время поездки, а также должен быть знакомым с техникой безопасности и пожаротушения.

Специалист должен следить за недопущением самопроизвольного движения состава на остановках, знать нормы расхода электроэнергии и дизельного топлива при разных режимах движения, не допускать их перерасхода и вносить предложения по экономии данных ресурсов.

Личностные качества и необходимые навыки

Профессия помощник машиниста относится к сложным техническим специальностям и требует от человека целого набора личностных качеств и специальных навыков. Так, молодой человек, желающий стать помощником машиниста, должен быть дисциплинированным и ответственным, обладать хорошей реакцией, внимательностью и осторожностью, быть осмотрительным, выносливым, стрессоустойчивым, иметь хорошую зрительную память и обладать способностью быстро переключать внимание. Приветствуются высокая координация движений, хороший глазомер, острые зрение и слух, технический склад ума. Кроме того, кандидат должен обладать молниеносной реакцией и отменным здоровьем.

Обучение

Отучиться на помощника машиниста можно в ссузе Министерства путей сообщения – техникуме, училище или колледже по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» либо «Помощник машиниста». Профессия не предполагает учебы в вузе, а потому поступить на данную специальность можно как после 11 класса, так и после 9-го. Ввиду высокой востребованности, конкурс на данную специальность достаточно большой. От абитуриентов требуется хорошее знание таких предметов, как информатика, физика и математика.

Многие ссузы осуществляют целевой набор по заказу локомотивных депо и других железнодорожных подразделений. Поэтому, несмотря на высокий конкурс, реальные шансы поступить на бюджет всё же существуют. Для этого необходимо специальное обращение от железнодорожной организации, в которую будущий выпускник будет обязан трудоустроиться по окончании учёбы. Поступающие проходят строгую медкомиссию, оценивающую годность состояния здоровья абитуриента к работе на железной дороге.

В связи с этим лицам, страдающим нервно-психическими расстройствами, хроническими заболеваниями ЖКТ, туберкулёзом, болезнями сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, а также плохим зрением или слухом, дальтонизмом и ночной слепотой, следует поступать на другие специальности.

Зарплата

Заработная плата помощников машинистов на РЖД разнится в зависимости от региона, стажа и специфики работы. Так, специалисты, работающие на грузопассажирских перевозках, получают немного больше, чем помощники машинистов маневровых поездов. Более того, если у помощника имеется допуск к управлению тепловозами (электровозами), то он может рассчитывать на надбавку в размере 10% к тарифной ставке повременщика. За работу в праздники прибавка составляет 2,2%, за работу в ночь – 40%, за труд в условиях Крайнего Севера – 30%. Также существуют надбавки за выслугу лет, которые колеблются от 5 до 30%.

Немалая доля в зарплате специалиста приходится на премии. Так, помощник машиниста пассажирских поездов получает премию 20% за проведение составов согласно расписанию, а работник, выполняющий ежемесячный план по производительности локомотива на грузовых перевозках, может рассчитывать на 15% к окладу. В среднем помощники машиниста со стажем зарабатывают от 22000 рублей (Костромская область) до 55000 рублей (Свердловская область и Екатеринбург). Для сравнения, в США заработная плата такого специалиста в переводе на российские рубли составляет 30-160 тысяч, в Казахстане – 21-22 тысячи, на Украине – 19-24 тысячи и в Беларуси – 16-26 тысяч рублей.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.