Механик-водитель — это специалист, в задачи которого входят ремонт, техобслуживание, а также управление гусеничной и колесной техникой повышенной проходимости. Подобные агрегаты могут использоваться в военизированных службах, в частности, во всех отделениях МВД и подразделениях армии РФ, а также в гражданских условиях — в автопарках и сельском хозяйстве.
Чем занимаются эти специалисты, какие профессиональные требования предъявляются к соискателям, рассмотрим в нашем обзоре.
Описание и классификация
Механик-водитель осуществляет управление вверенным ТС, производит его техобслуживание, плановый и срочный ремонт и наладку. Исполнение профессиональных обязанностей требует обязательного знания особенностей устройства и эксплуатации техники. Этому работнику зачастую приходится исполнять обязанности в условиях, когда отсутствует возможность получить автосервисное обслуживание, в аварийных ситуациях, при плохой погоде и на бездорожье.
Широкое распространение должность водителя-механика получила в рядах ВС. Чтобы военная машина в течение всего периода передвижения была исправна, а также для экономии места внутри экипажа обязанности специалиста по ремонту и водителя совмещает один и тот же специалист. На данной позиции он может управлять машиной и осуществлять ремонт следующих разновидностей боевой техники:
- танк;
- БМП;
- многоосный дизельный автомобиль;
- разведывательная дозорная техника;
- вездеход;
- снегоболотоход;
- ТС зенитно-ракетного комплекса;
- тяжёлый механизированный мост (ТММ);
- машина-амфибия.
В гражданской жизни этот специалист может самореализоваться в сельском хозяйстве, а также в любой компании, имеющей собственный автопарк. На данную должность могут претендовать люди, которые обладают одновременно навыками вождения и обслуживания ТС.
Обязанности
В соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником механик-водитель обязуется выполнять исключительно те трудовые функции, которые указаны в его должностной инструкции. Поскольку в большинстве случаев данная позиция встречается в армии и смежных структурах, то никаких дополнительных обязанностей этому работнику не вменяется.
В задачи вакансии включены:
- поддержание безаварийного функционирования всех типов автотранспортного оборудования;
- обеспечение корректной эксплуатации техники;
- выполнение своевременного техобслуживания и качественного ремонта ТС;
- мониторинг состояния ТС, проведение профилактических ремонтных работ;
- участие в приемке и постановке на учёт ТС;
- управление вверенной машиной в любых погодных и социально-политических условиях;
- мониторинг технического состояния машины перед выездом;
- оформление путевых листов;
- проверка сохранности перевозимых на ТС грузов, обеспечение их безопасной транспортировки;
- проверка заполнения сопроводительной документации на перевозимый груз;
- подготовка необходимых для выгрузки документов.
Кроме этого, деятельность любого механика-водителя подразумевает устранение мелких неполадок в процессе эксплуатации транспорта. Этот сотрудник должен содержать машину в чистоте, строго выполнять все указания руководителя и соблюдать правила безопасности во время работы.
Требования
Должность механика-водителя могут занять работники, обладающие базовым набором профессиональных компетенций и личных качеств.
Личные качества
Чтобы найти работу на позиции водителя-механика, соискатель должен обладать такими личностными характеристиками, как:
- способность быстро запоминать и воспроизводить любые манипуляции, связанные с обслуживанием автомобильной техники;
- умение сохранять конструктивность мышления и скорость реакции в чрезвычайных ситуациях, под действием внезапных внешних воздействий или сильного страха;
- умение сохранять повышенную работоспособность в экстремальных условиях и в авральном режиме работы;
- четкая координация движений, умение работать одновременно и руками, и ногами;
- быстрая и точная реакция на любой движущийся объект.
Кроме того, водитель-механик должен быть находчивым, выносливым и умеющим адаптироваться к любым некомфортным условиям работы.
Соискатель на вакансию водителя-механика должен иметь крепкое здоровье. На должность не могут утверждаться лица с патологиями нервной и сердечно-сосудистой систем, нарушениями зрения, болезнями опорно-двигательного аппарата и психическими расстройствами.
Знания и навыки
Водитель-механик должен обладать большим набором узкоспециализированных профессиональных знаний. В частности, этот человек должен иметь практические знания в следующих областях:
- назначение, конструкционные особенности и механизмы работы агрегатов, а также любых других обслуживаемых автотранспортных средств;
- правила БДД для автомобилей, способы предотвращения опасных ситуаций на дороге;
- особенности технической эксплуатации автотранспорта;
- методы обнаружения поломок, возникших в ходе эксплуатации ТС, способы их оперативного устранения;
- требования эксплуатации и утилизации автомобильных покрышек и аккумуляторов;
- нормы хранения ТС в гаражах, а также на открытых автостоянках;
- меры оказания медицинской помощи;
- порядок экстренной высадки пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
Кроме того, в своей трудовой деятельности водитель-механик должен руководствоваться правилами внутреннего распорядка организации, в которой он работает, и правилами техники безопасности.
Права и ответственность
В процессе выполнения своих профессиональных функций водитель-механик имеет право:
- внесения руководящему составу любых предложений, связанных с его профессиональной деятельностью;
- пользоваться инструкциями, приказами, распоряжениями и прочими нормативными документами, регламентирующими его работу;
- ставить в известность администрацию об обнаруженных в ходе эксплуатации вверенной техники неисправностей;
- требовать предоставления всей нужной для исполнения должностной инструкции информации.
Этот специалист имеет право на предоставление ему бесплатной спецодежды и её своевременную очистку. Водитель-механик может рассчитывать на повышение своей квалификации, а также оказание руководством содействия во всех вопросах, связанных с соблюдением его прав.
В то же время этот специалист несёт и ответственность. Она наступает в случаях:
- неисполнения либо ненадлежащего выполнения своих обязанностей, перечисленных в должностной инструкции;
- причинения ущерба имуществу организации;
- нарушения установленных правил внутреннего распорядка работы;
- некорректного обращение с сотрудниками;
- совершения любых правонарушений во время выполнения своих обязанностей.
В зависимости от тяжести проступка предусмотрена уголовная, материальная или административная ответственность.
Водитель-механик, работающий в частной или государственной фирме, также несет ответственность за разглашение коммерческой тайны, графиков и маршрутов передвижения транспортного средства. Для специалистов, числящихся на службе в рядах ВС, предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны — в этом случае предполагается уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обучение
Чаще всего водителем-механиком становятся люди, имеющие удостоверение тракториста/тракториста-машиниста после прохождения дополнительного образования. Обучение может проводиться как за счёт компании-работодателя, так и по собственному желанию. По окончании курса теоретических и практических дисциплин обучающиеся сдают экзамен и получают удостоверение, подтверждающие их новую специализацию.
Для гражданских специальностей обучение механиков-водителей проводится в ПТУ и колледжах, а также на курсах. В соответствии с действующим законодательством любой специалист, занимающий эту позицию, в обязательном порядке должен проходить переаттестацию раз в 3 года или 5 лет, вне зависимости от того, где он работает. Для некоторых категорий, деятельность которых связана с перевозками большого числа людей, возможно более частое подтверждение собственных профессиональных навыков. После переаттестации водитель-механик может претендовать на позицию старшего специалиста.
Чтобы получить специальность, потребуется уровень образования не ниже полного общего, приветствуется среднее, а также начальное профессиональное.