Несмотря на то что менеджером сегодня называют практически каждого специалиста с высшим образованием, на деле эта профессия включает в себя конкретный перечень специальностей с определенными должностными обязанностями. Материал данной статьи расскажет читателям, что подразумевается под словом «менеджер» и каковы основные виды этой профессии.
Что это за профессия?
Менеджером называют специалиста по управлению производственным процессом. В его обязанности входит решение управленческих задач разного рода. По сути, это профессионал в определенной деятельности, который занимается организацией и производством, сбытом и сервисом, способный самостоятельно решать административно-хозяйственные вопросы.
Это руководящая должность служащего в определенной сфере работы. В его должностные обязанности входят разные задачи, например:
- организация производства конкурентноспособных изделий;
- внедрение в рабочий процесс новых технологий;
- улучшение качественных характеристик выпускаемых товаров;
- доведение производственного процесса до совершенства;
- уменьшение финансовых затрат на производство;
- увеличение прибыли предприятия;
- удовлетворение потребностей покупателей;
- увеличение эффективности хозяйствования.
Основные типы
Профессия «менеджер» не является универсальной. Специалисты не решают одинаковые задачи, они отличаются функциональным уровнем (например, бывают рядовые и главные сотрудники предприятий). Каждая организация имеет собственную дифференциацию, связанную с уровнем сложности задач и обязанностей, возлагаемых на конкретного специалиста. Согласно вертикальному делению, условно менеджеров классифицируют на 3 звена: высшее, среднее и низшее.
Высшее звено
Топ-менеджеры такого уровня – генеральные директора, директора, а также члены правления. Именно они определяют основное направление работы конкретного предприятия. Они ставят цели и задачи, определяют стратегии формирования бизнеса, налаживают контакты с поставщиками сырья, банками, органами власти. Ведущие специалисты отлично разбираются в своей работе, они являются самой высокооплачиваемой категорией управленцев.
Они знают технологию производства, реализуют программы и планы работы, контролируют деятельность подчиненных, умеют расстанавливать кадры в соответствии с вертикальным разделением труда.
Эти сотрудники компаний занимаются постоянным анализом информации, поступающей от руководителей среднего уровня. На ее основе они вносят коррективы в план работы предприятия.
Среднее
Специалисты среднего управленческого звена подчиняются топ-менеджерам и отвечают за практическую реализацию их решений и стратегий. Они занимаются планированием, организацией, координацией, а также контролем работы сотрудников своих подразделений. К этой группе специалистов относятся директора коммерческих структур, руководители подразделений конкретного предприятия (начальники отделов, заведующие). Эти менеджеры знают не меньше коллег высшего уровня.
Однако они ограничены в плане принятия самостоятельных решений. Это руководители-посредники между менеджерами высшего и низового звеньев. Они занимаются подготовкой информации, на основе которой высшее руководство принимает те или иные решения.
Принятые решения такие специалисты подают в более удобной с технологической точки зрения форме руководителям низового звена.
Низшее
Менеджеры производства занимаются решением оперативных задач. Это младшие начальники, в подчинении которых находятся исполнители и рабочие. Их работа – управление конкретными группами внутри структурных подразделений. Наряду с руководящей деятельностью такие менеджеры принимают непосредственное участие в выполнении поставленных задач.
Это наиболее многочисленная группа управленческого персонала. Они занимаются планированием работы персонала, его мотивацией, следят за тем, чтобы ресурсы расходовались рационально. Кроме того, собирают, анализируют и предоставляют вышестоящему руководству информацию о результатах работы своего отдела.
Виды по роду выполняемой деятельности
Классификация менеджеров подразумевает деление руководителей по типу выполняемых ими задач. В список специалистов входят более 10 разновидностей и направлений. Каждое из них подразумевает определенные требования к человеку. Распределение по служебным обязанностям считается одним из лучших способов классификации.
Управленцы бывают разными. К ним относятся административные, операционные, креативные, инновационные, банкетные, визовые руководители, управляющие колл-центра, склада. Помимо них, это могут быть такие специалисты: бар-менеджер, SEO-менеджер, менеджер по бронированию, страхованию, комплаенс-менеджер, представитель торгового зала, оператор.
Деление менеджмента бывает вертикальным и горизонтальным. Второе определяет линейных организаторов работ. Линейные руководители дают работу сотрудникам своего подразделения на своем уровне, при этом уровень менеджера зависит от иерархии компании. Функциональные менеджеры несут ответственность за деятельность вверенных им отделов компании. Они позволяют линейным руководителям принимать самостоятельные решения.
По продажам
Эти руководители отвечают за финансовое благополучие компании. Нанимают таких специалистов для увеличения объема продаж, расширения клиентской базы, укрепления партнерских отношений. Менеджер по продажам должен быть стрессоустойчивым, коммуникабельным, инициативным. Помимо организаторских способностей, такой руководитель обладает клиентоориентированностью, аналитическим и математическим мышлением.
Он умеет не только слышать людей, но и убеждать их, проявляет терпение и обязательность. Такой специалист работает на результат на тактическом уровне. Он выявляет потенциальные возможности сбыта, а также прорабатывает стратегию продвижения товара.
Это высокооплачиваемая работа с возможностью карьерного роста.
По закупкам
Должностной обязанностью данного руководителя является закупка товаров у поставщиков по ценам, оптимальным для конкретной компании. Такой специалист не только внимателен и коммуникабелен. Он ответственен, активен, порядочен, стрессоустойчив. Список его функциональных обязанностей отличается от иных коллег.
Менеджер по закупкам отлично разбирается в ассортименте товара предприятия, на котором работает, а также методах ценообразования, основах гражданского и коммерческого права. В его обязанности входят контроль за наполнением складских помещений необходимыми товарами, планирование их объема. Оператор по закупкам находит поставщиков с низкими ценами, решает с ними вопросы претензионного характера.
По рекламе
Менеджера по рекламе можно назвать специалистом по продвижению товаров и услуг. От маркетолога эта работа отличается практичностью подхода, использованием различных средств для увеличения продаж. Руководитель общается с коллективом предприятия, он налаживает внешние контакты, разрабатывает промокампании и рекламную тактику.
Специалист этой профессии выбирает стратегию продвижения товара, увеличивает объем продаж, анализирует деятельность фирмы, нарабатывает клиентскую базу. Он заключает договоры, ведет документацию, размещает рекламные материалы. Помимо этого, он работает с графикой и дизайном. В зависимости от специфики деятельности компании он может заниматься презентациями.
По маркетингу
Такие специалисты востребованы как в крупных, так и в небольших организациях. Они занимаются проведением мероприятий, целью которых является выявление целевой аудитории с ее потребностями. Эти управленцы занимаются вопросами исследования востребованности товара, изучают рынок конкурентных товаров и услуг. Они мониторят отрасль производства, организовывают работу интервьюеров, которые выясняют предпочтения покупателей.
Профессиональные маркетологи не только исследуют рынок, они разрабатывают и продвигают бренды, привлекают потребителей. Такие специалисты разбираются в основах экономики, социологии, психологии, культурологии, массовой коммуникации, лингвистики.
Они разрабатывают и корректируют маркетинговые планы, несут ответственность за достоверность информации отчетов, а также за качество проведенного анализа.
Бренд-менеджер
Данный специалист занимается продвижением товаров конкретной торговой марки или бренда. Он использует все доступные методы для того, чтобы популяризировать продукцию своей компании. Это стратег с организационно-прикладными должностными обязанностями. Такой специалист занимается изучением и анализом спроса и предложений на конкретную продукцию компании.
Руководитель такого типа востребован у производителей товаров в крупном и малом бизнесе. Он мониторит репутацию компании, изучает рынок конкурентов, занимается планированием продвижения бренда, формирует цены и ассортимент. В его обязанности входит проведение маркетинговых исследований. Он работает с мерчендайзерами, прогнозирует объем продаж, разрабатывает схемы сбыта продукта, составляет отчетность.
По транспорту
Менеджер по транспорту прекрасно разбирается в организации погрузочно-разгрузочных работ. Он координирует транспортировку сырья и готовой продукции предприятия. Это специалист, разбирающийся в состоянии рынка транспортных услуг. Он оценивает состояние, тенденции рынка транспортных услуг, знает адреса основных заказчиков и поставщиков.
Его должностные обязанности заключаются в координации транспортировки сырья и готового товара с целью получения оптимального результата соотношения затрат и качества услуг. Он выбирает лучшие маршруты, организует работу собственного транспорта, сотрудничает с транспортными компаниями.
Такой руководитель несет ответственность за сохранность вверенных ему материальных ценностей.
По работе с клиентами
Менеджер по работе с клиентами улавливает настрой заказчиков и предлагает им то, в чем они больше всего нуждаются. Специалисты ищут клиентов по разным доступным каналам. Такие управленцы анализируют рынок, выявляют целевую аудиторию и мониторят работу конкурентов. Помимо того, они привлекают заказчиков, формируя их заинтересованность в продукте компании.
В должностные обязанности этих специалистов входит обработка входящих звонков, а также электронной почты. Они клиентоориентированы, работают на высоком уровне, превращая потенциальных клиентов в постоянных заказчиков фирмы. Это руководящее звено компании, менеджеры по работе с клиентами составляют бизнес-планы, коммерческие предложения и договоры.
По развитию
Менеджер по развитию есть не кто иной, как внутренний консультант компании, занимающийся развитием бизнеса. Он смотрит на бизнес в целом, находит критические точки для его роста и развития. Его работа заключается в налаживании отношений с заказчиками. Он продумывает стратегию общения, реализует ее в каждом из отделов предприятия.
Такой человек умеет управлять персоналом, он оперативно решает конфликты, находит выход из сложных ситуаций. Это уверенный пользователь ПК, работающий в графических редакторах, в совершенстве владеющий английским языком. Он умеет убеждать, активен, тверд, настойчив, строг, обучаем, пунктуален, порядочен.
Этот руководитель оперативно справляется с большим потоком информации, он умеет подкреплять свои доводы аргументами.
Менеджер проекта
Такие специалисты занимаются выполнением и сдачей в срок проектов заказчиков. Должность считается высокоответственной, руководитель контролирует каждый этап выполнения проекта. От его работы зависят конечный результат и удовлетворенность клиента. Среди востребованных отраслей профессии стоит отметить сферы финансов, строительства, спорта, IT-технологий.
Специалист ведет проект, определяется со сроками его выполнения и бюджетом. В его полномочия входит заключение договоров, он полностью руководит проектной кампанией, согласует с клиентом сроки выполнения, оговаривает нюансы проектов.
Помимо этого, профессия предусматривает ведение технической документации.
Финансовый
Данный специалист занимается управлением деньгами предприятия. Его обязанностями является эффективное использование ресурсов, а также оптимизация денежного оборота. Финансовый руководитель оценивает потенциальные возможности фирмы, он занимается планированием и контролем расходов, работает с заказчиками, обеспечивает платежеспособность и ликвидность компании. Помимо этого, у него есть и организационные обязательства.
Поскольку финансовый менеджер занимается финансовой деятельностью и управлением, у него должно быть высшее экономическое образование. Такой специалист должен разбираться в анализе финансового рынка. Это человек со знанием бухгалтерского учета, который умеет работать с ценными бумагами и кредитными организациями. Он нужен для привлечения финансирования предприятия.
По персоналу
Такой руководитель отдела необходим для формирования кадрового состава предприятия. В обязанности HR-менеджера входит подбор необходимых для компании специалистов. Кроме контроля кадрового резерва, он занимается созданием нематериальной мотивации труда. Менеджер по персоналу разрабатывает организацию тренингов и курсов повышения квалификации сотрудников.
Он работает с кандидатами, проводит собеседования, обеспечивает укомплектование организации служащими нужных профессий. HR-менеджер руководит подчиненными ему работниками. Он наблюдает за рынком труда, информирует руководство о ситуации с кадрами, их заработной плате.
Такой специалист ведет личные дела сотрудников, принимает решения по вопросам найма, перевода, продвижения по служебной лестнице нанятых сотрудников.
Другие специализации
Помимо основных видов деятельности, в число менеджеров входят и другие специалисты. Например, менеджер по туризму занимается организацией туристических поездок. Он берет на себя работу по программе отдыха клиентов своей компании. Такой руководитель разрабатывает стратегию маршрута до места отдыха и обратно.
Он выбирает местность, гостиницу, подбирает развлекательную программу, реализует продукт компании. Кроме того, такой менеджер анализирует деятельность фирм-конкурентов и занимается проектировкой рекламной продукции.
Офис-менеджер занимается документацией, контролирует состояние техники на предприятии. В его обязанности входит закупка необходимых канцелярских принадлежностей. Он ведет табель рабочего времени, подготавливает деловые встречи, оформляет пропуска, следит за обслуживанием техники.
Бар-менеджер отвечает за бар, это главный человек в баре. Он организует работу, обеспечивает бар необходимым оборудованием. В его должностные обязанности входят общение с поставщиками, обеспечение должных условий для хранения алкогольных и безалкогольных напитков. Такой человек является главным консультантом дизайнера при составлении проекта барной зоны.
Менеджер по клинингу контролирует уборку помещений. Он обучает персонал основам правильной технологичной уборки, разрабатывает и корректирует технологические карты клининга. Этот управленец распределяет задания и участки уборки между подчиненными ему сотрудниками. Помимо того, он контролирует внешний вид работников, поддерживает в коллективе позитивный психологический климат.
Производственные менеджеры занимаются вопросами оптимизации объема продукции. Снабженцы и сбытчики ответственны за закупку, доставку, хранение сырья и товаров, занимаются подписанием договоров. Инновационные менеджеры управляют научно-исследовательскими работами. Они создают опытные образцы продукции.
Еще больше информации об этой профессии смотрите в следующем видео.