В современном обществе довольно популярной и востребованной является профессия менеджера, но далеко не каждый в полной мере понимает суть данного вида деятельности. К тому же многие имеют о данной работе несколько обобщенное представление, и мало кто знает, что профессия менеджера подразделяется на множество отдельных отраслей. Например, менеджеры по персоналу специализируются на подборе квалифицированных кадров, а event менеджеры основывают свою деятельность на организации разного рода мероприятий. Существует также отрасль специалистов по закупкам, деятельность которых кардинально отличается от работы прочих представителей данной профессии.
Рассмотрим подробнее суть деятельности менеджера по закупкам, основные должностные обязанности, требования и прочие важные нюансы, связанные с этой профессией.
Кто это такой?
Менеджер по закупкам является довольно важным звеном штата любой компании, особенно если речь идет о торговом предприятии. Именно в обязанности этого специалиста входит поиск наиболее выгодных торговых предложений, общение с поставщиками, закуп всего необходимого и оформление соответствующей документации.
От квалификации и личных навыков профессионала будет напрямую зависеть уровень снабжения организации всем необходимым, а также в какой-то степени финансовое положение компании, поскольку грамотный специалист всегда сможет организовать работу таким образом, что на закупке некоторых товаров или оборудования получится выгодно сэкономить не в ущерб качеству приобретенного.
В некоторых особо крупных компаниях для этих целей создается даже специальный отдел, сотрудники которого имеют определенные, разграниченные задачи, благодаря чему их работа более слаженная и размеренная, ведь всем процессом занимается не один человек, соответственно, отсутствует спешка, риск возникновения путаницы сведен к минимуму. Например, практика распределения сотрудников на отделы свойственна для организаций, занимающихся госзакупками. Это может быть и сельхозпродукция различного спектра, а также различные сорта и виды зерновых культур. В некоторых случаях менеджеру может даже понадобиться помощник, на которого он сможет возложить часть обязанностей по закупке зерна и прочей продукции.
Очень часто отделы по закупкам могут выстраиваться следующим образом:
- главный менеджер занимает руководящую должность в отделе и основная часть самых обязанностей, соответственно, лежит на нем, что делает его ответственным за работу всего отдела;
- у руководителя есть несколько ассистентов, упрощающих его работу, которые могут помогать в поиске выгодных предложений и организации встреч с поставщиками.
Достоинства и недостатки профессии
Как и у любой другой сферы деятельности, у профессии менеджера по закупкам существуют свои достоинства, но не обходится и без недостатков.
К неоспоримым достоинствам можно отнести следующие:
- постоянное изучение рынка предложений, которое в той или иной мере способствует более интенсивному развитию профессиональных навыков;
- благодаря огромному числу контактов с производителями различных товаров и представителями продающих фирм можно обзавестись неплохим кругом знакомств, которые могут оказаться полезными в дальнейшей жизни;
- в некоторых случаях возможно приобретения товаров иностранного производства, выбрать которые на расстоянии невозможно, поскольку необходимо лично удостовериться в качестве продукта; именно поэтому специалистам в данной области обеспечены регулярные заграничные командировки, в которых также можно найти время для личного досуга;
- уровень заработной платы всегда будет зависеть лично от ваших навыков и профессионализма, поэтому можно быть уверенным, что действительно качественная работа всегда будет оценена по заслугам.
Среди недостатков наиболее часто подмечают следующие:
- очень высокая степень ответственности, которая возлагается на специалиста – от менеджера по закупкам зависит функционирование компании в целом, поскольку качеств товара и выгодность сделки напрямую скажется на финансовом положении предприятия;
- при отсутствии необходимых материалов и сырья у привычных поставщиков специалисту придется экстренно искать новых, договариваться и составлять новые условия контрактов;
- необходимо грамотно рассчитать количество товаров и сырья, которое предстоит приобрести, поскольку недостаток может привести к проблемам в производстве, а избыток – к проблемам финансового плана.
Обязанности и функции
Должностные обязанности менеджера по закупкам, а также функции, которые выполняет этот специалист, весьма разнообразны, хоть и сводятся в итоге к одному – проведению закупок.
Рассмотрим подробнее, чем именно занимается профессионал такого типа:
- как уже ранее было сказано, основной обязанностью является обеспечение предприятия всем необходимым для функционирования;
- каждый сотрудник, занимающийся закупками, должен знать, как поддержать хорошие деловые отношения с уже имеющимися поставщиками, как найти новые выгодные предложения;
- составление заявок в текущем времени, которые обозначат будущие заказы – одна из основных задач;
- процессы поставок должны находиться под тщательным контролем, особенно если речь идет о сотрудничестве с новыми поставщиками, поэтому в функциональные обязанности менеджера также входит отслеживание поставок;
- помимо этого, специалист должен заниматься постоянным мониторингом рынка предложений, находясь в поисках новых поставщиков, а также отслеживая изменение в ассортименте старых;
- в соответствии с уровнем продаж, которые могут увеличиваться или снижаться, необходимо также производить коррекцию количества закупаемого материала, чтобы не возникло ситуации с его нехваткой или избытком;
- очень важно отслеживать новые предложения постоянных поставщиков, поскольку в таких случаях можно договориться о более выгодных условиях сделки;
- в случае закупки какого-либо категорийного сырья, например, на производство продуктов питания или в ресторан, необходимо убедиться в качестве товаров, а также в сроках его годности;
- и, конечно же, необходимо вовремя решать финансовые вопросы, чтобы избежать долгов перед поставщиками.
Требования
Соискатели работы, желающие связать свою деятельность с данной профессией, должны знать, что существуют определенные требования, которые касаются не только профстандарта, но и личных качеств. Без совокупности всех требований и определенного уровня компетенции невозможно стать настоящим профессионалом своего дела.
Поэтому необходимо подробнее ознакомиться с требованиями и, сопоставив их со своими личными навыками, сделать все необходимое для того, чтобы соответствовать должности менеджера по закупкам.
Качества
Конечно, человек, занимающий такую должность, должен быть весьма незаурядный и иметь активную, уверенную жизненную позицию. Это необходимо для поисков выгодных коммерческих предложений, соответствующих запросам компании. Кроме того, твердый внутренний «стержень» поможет грамотно взаимодействовать с конкурентами и вести здоровое соперничество. Уверенным в себе людям, обладающим также такими качествами, как коммуникабельность, позитивность и общительность, будет гораздо проще вести переговоры и найти общий язык с непосредственными партнерами. Менеджер по закупкам, обладающий аналитическим складом ума, сможет с легкостью разрешать даже самые сложные задачи, если и не в пользу своей компании, то хотя бы не во вред ей.
Ответственность и пунктуальность поможет во взаимодействии с начальством и партнерами, поскольку именно эти качества помогут вам выглядеть профессиональнее в глазах окружающих. Быстрая обучаемость, целеустремленность, а также высокий уровень работоспособности – те качества, которые помогут вам развиваться в профессиональной сфере и добиться более быстрого карьерного роста.
Многозадачность, целеустремленность и стрессоустойчивость – это те личностные характеристики, которые помогут при столкновении с трудностями достойно отстоять свою позицию в любом вопросе, выполняя при этом должностные обязанности на высшем уровне.
Существует также множество других личностных характеристик, которыми должен обладать профессиональный агент по закупкам. Но в данном случае представлены основные качества, без которых невозможно стать надежным специалистом в своем деле.
Знания и навыки
Что касается знаний и профессиональных навыков, то здесь все немного сложнее. Дело в том, что без некоторых личных качеств можно обойтись, если специалист в совершенстве владеет профессиональными навыками, но закрыть глаза на отсутствие даже некоторых из них работодатель просто не может, даже если вы являетесь обладателем весьма привлекательных личностных характеристик.
Специалист должен иметь следующие знания и навыки:
- прежде всего, профстандарт определяет необходимость наличия высшего образования в области менеджмента, благодаря которому вы будете знать все тонкости работы хотя бы в теории, если отсутствует практический опыт;
- невозможно обойтись и без определенного уровня подготовки в вопросах проведения деловых переговоров; особенно ценятся сотрудники, прошедшие курсы подготовки по данному направлению, где подробно изучаются все тонкости и важные нюансы процесса;
- в некоторых случаях может возникнуть необходимость работы с очень большими объемами разной информации, поэтому настоящий профессионал должен хорошо ориентироваться в материале и уметь быстро переключать внимание с одной задачи на другую;
- помимо этого, необходимо обладать знаниями в области логистики, а также иметь определенный уровень познаний в области гражданской и коммерческой правовой системы;
- приветствуются знания в области ценообразования, уверенное пользование персональным компьютером и опыт работы в сфере продаж.
Образование и карьера
Несомненно, каждый специалист должен иметь профильное образование в своей сфере, которое позволяет ему хотя бы в теории составить представление о той должности, что ему предстоит занять в будущем. Но зачастую многие думают, что для работы в сфере закупок достаточно иметь лишь диплом, подтверждающий квалификацию в области менеджмента. Это мнение ошибочно, поскольку необходимо иметь более узкие, профильные знания о данной области. Даже если вы имеете высшее образование в области менеджмента, вам обязательно нужно пройти курс переподготовки или прослушать курс дополнительного образования в сфере управления закупками и отдельно ознакомиться с госзакупками, которые кардинально отличаются от коммерческой деятельности частных предприятий.
Кроме того, многие работодатели являются сторонниками проведения регулярного обучения своих сотрудников, направленного на повышение квалификации и обновление знаний, соответствующе смене ситуации на рынке и в экономике страны. Стоит быть готовым к тому, что при получении данной должности в любой компании, абсолютно любого формата и масштаба, изначально вы будете начинать свою карьеру с оплачиваемой стажировки, при успешном окончании которой вы уже сможете считаться полноценным менеджером по закупкам. В дальнейшем, чтобы у сотрудников не пропадала мотивация к работе, начальник должен заинтересовать специалистов, обеспечив им возможность карьерного роста. Например, в крупных компаниях, где существуют целые отделы по закупкам, вы можете начать свою карьеру с младшего специалиста, затем получить повышение до профессионала среднего или старшего уровня и постепенно дойти до должности начальника отдела.
Вместе с повышением по карьерной лестнице будет также меняться и уровень ответственности, и количество задач, а также уровень оплаты труда.
Правила составления резюме
Для того чтобы из всех соискателей обратили внимание именно на вас, необходимо составить грамотное резюме, в котором вы будете представлены в самом выгодном для работодателя свете.
Рассмотрим следующие основные правила составления резюме:
- не стоит растягивать рассказ о себе и своих достижениях на несколько страниц; информация должна быть краткой и понятной;
- категорически запрещается искажать факты, касаемо вашего обучения и опыта работы, поскольку эту информацию вы должны будете подтвердить документально при помощи диплома об образовании или трудовой книжки;
- оформление должно быть целостным, поэтому рекомендуется использовать одинаковые приемы для выделения каких-либо важных деталей, а также единый шрифт;
- чтобы заранее заполучить благосклонное расположение работодателя, рекомендуется прикрепить к резюме свою фотографию; лучше всего, если это будет профессиональный снимок, где вы представлены в достаточно стильном, но сдержанном образе;
- резюме должно быть чистым с точки зрения пунктуации и орфографии, а также иметь определенную направленность – рекомендуется изначально указать должность и уровень оплаты труда, к которому вы стремитесь;
- указание личных достижений, полученных на прежних местах работы, также приветствуется.
В некоторых случаях можно дополнить резюме сопроводительным письмом, в котором вы можете уведомить работодателя о том, что вы сочли вакансию весьма привлекательной для вас и находите себя вполне достойным и подходящим по определенным параметрам соискателем. А также можно перечислить некоторые личные качества и кратко указать ключевые моменты из резюме.