Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Английский рожок: описание и способы игры

Английский рожок: описание и способы игры

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Устройство
  3. Звучание в оркестре
  4. Техника игры

В военных и симфонических оркестрах среди духовых музыкальных инструментов может присутствовать так называемый английский рожок (English horn). Этот инструмент вряд ли знаком людям, редко посещающих концерты классической музыки, оперные и балетные постановки. Думается, что далеко не каждый любитель высокой музыки, считающий себя завсегдатаем музыкальных постановок и концертов, тоже не сразу скажет, как выглядит английский рожок. Слушая музыку, не все интересуются самими инструментами, особенно теми, что редко бывают сольными.

Что это такое?

Интересен тот факт, что английский рожок по большому счёту назвать рожком довольно трудно непосвящённому человеку: выглядит он, скорее, как гобой. Недаром другое распространённое название этого духового музыкального инструмента — альтовый гобой. Правда, возник он на основе охотничьего рожка, но ничего общего с прародителем во внешнем виде не имеет.

Кроме того, этот инструмент вовсе не является английским — как нередко бывает, роль сыграло неверное толкование того или иного иностранного слова в переводе или звучании.

Есть 2 основные версии, как можно правильно называть этот инструмент:

  • «ангельский» (от немецкого engellisch);
  • «изогнутый углом» (от французского anglais).

Поначалу этот инструмент имел изогнутую форму, однако сейчас у него изогнутой является лишь одна деталь — бокал, соединяющий корпус с тростью.

За счёт изогнутости бокала имеется возможность держать рожок под любым удобным для музыканта углом. Корпус инструмента — абсолютно прямая расширяющаяся труба, имеющая на конце раструб в форме груши с очень узким отверстием. На теле корпуса расположены игровые клапаны и системы рычагов и клавиш для управления ими. Общая длина инструмента – 810 мм.

Устройство

Устроен английский рожок по тому же принципу, что и консерваторский гобой, но по размеру немного длиннее и имеет 16 отверстий, когда как у стандартной модели гобоя их насчитывается 23. Кроме того, его отличительной чертой, не позволяющей спутать с каким-либо другим инструментом, является наличие грушевидного раструба.

То же самое можно сказать и про изогнутую форму трубки (бокала), к которой крепится двойная трость инструмента - далеко не у каждого духового инструмента имеется такая деталь.

Корпус инструмента изготовляется из таких пород древесины, у которых волокна прямые, позволяющие звуку равномерно распределяться во внутренней полости трубки. Это могут быть, например, бук, самшит или палисандр. Язычки гобоя в основном выполняются из чёрного дерева, произрастающего на Мадагаскаре и в некоторых районах Африки, а иногда — из лиственницы. Изогнутая трубка выполняется из металла.

Рожок состоит из нескольких частей, на которые его можно разобрать и почистить:

  1. бокал с тростью;
  2. верхнее колено с системами клапанов и клавиш;
  3. среднее колено клапанами и клавишами;
  4. раструб.

Внутри корпуса имеются под особым углом устроены перегородки-язычки, за счёт которых и возникает звук инструмента. По причине увеличенной длины корпуса (если сравнивать с консерваторским гобоем) звучание английского рожка заметно гуще, плотнее, мягче.

Звучание в оркестре

В оркестровых партитурах редко значится присутствие двух английских рожков. В основном одного инструмента достаточно даже для большого симфонического оркестра. В случаях отсутствия альтового гобоя в инструментальном составе оркестра его партию играет стандартный инструмент. Но такая замена не годится для тех моментов в музыкальных композициях, которые писались композиторами именно для английского рожка, учитывая «восточный» колорит его тембра. Например, вряд ли целесообразно заменять альтовый гобой другим инструментом в следующих постановках и отдельных сочинениях:

  • опера Глюка «Орфей и Эвридика»;
  • опера Россини «Вильгельм Телль»;
  • оперы Вагнера «Лоэнгрина», «Тангейзер» и «Тристан и Изольда»;
  • Опера Сен-Санса «Самсон и Далила»;
  • симфоническая легенда Сибелиуса «Туонельский лебедь»;
  • «Трио» Бетховена, op. 87;
  • «Адажио Фа мажор» Моцарта;
  • симфоническая картина Бородина «В Средней Азии»;
  • опера и балет Глинки «Руслан и Людмила»;
  • «Аранхуэсский концерт» Родриго;
  • поэма «Колокола» Рахманинова;
  • сочинения, написанные специально для английского рожка композиторами Йозефом Штарцером и Михаэлем Гайдном, а также самими исполнителями – Й. Фиалой, И. Мальцатом и другими.

Почти во всех указанных выше произведениях имеются сцены восточного мотива, который описываемый музыкальный инструмент передаёт очень натурально. Этому способствует его тембр звучания.

Музыкантам, играющим на альтовом гобое, иногда приходится исполнять партии 3-го гобоя в оркестровой партитуре. Это обозначается так:

  • «Согпо inglese muta in Oboe»;
  • «Oboe 111° muta in Согпо inglese» – так обозначено, если нужно возвратиться к игре на альтовом инструменте.

Звучание альтового гобоя по причине увеличенной длины корпуса при схожей аппликатуре с обычным гобоем на чистую квинту ниже последнего. Звуковой диапазон рожка равен двум с половиной октав, что в действительном звучании начинается от ноты «ми» малой, а заканчивается нотой «си-бемоль» второй октавы. Партия этого инструмента записывается в скрипичном ключе, где первым — самым низким звуком — является нота «си» малой октавы. То есть — как раз на чистую квинту выше реального звучания:

Звуки коротких длительностей воспроизводить на рожке труднее, нежели на стандартном гобое, поэтому его партии отличаются протяжёнными звуками легированного (связанного) вида. Даже в сольном исполнении преобладают тягучие, романтические длительности. При этом диапазон высокого регистра (вторая октава) встречается очень редко.

Техника игры

По технике игры и аппликатуре английский рожок и стандартный гобой полностью совпадают, но только первый звучит, как указывалось ранее, на чистую квинту (3,5 тона) ниже написанного.

Тембр рожка, как и классического гобоя, богат дополнительными призвуками (обертонами). Музыкант, держа в губах тонкую трость, может в любой момент изменить звучание, добиваясь тем самым нужных ему эффектов и звуков. Правда, возникновение новых звуков на этом инструменте имеет несколько затянутый процесс. Недаром о нём отзываются, как о «лениво-романтичном» музыкальном инструменте, звуки которого немного запаздывают от момента подачи струи воздуха в трость.

Эта медлительность не позволяет выполнять отчётливое стаккато на звуках низкого (малая октава) и высокого (вторая октава) регистров. Но в диапазоне первой октавы стаккато звучит ничуть не хуже, чем у «шустрых» духовых инструментов наподобие флейты. Это всё, конечно, следует учитывать при обучении и игре на английском варианте гобоя.

А также следует избегать воспроизведения самого высокого звука «си-бемоль» второй октавы («фа» третьей октавы по нотной записи) из-за сложности его получения исполнителями, не имеющего большого опыта. Им лучше всего ограничиться пока что максимально высокой нотой «соль» второй октавы («ре» третьей октавы в нотной записи).

Зато в технике легато можно играть практически без ограничений, если только она не перемешивается с очень короткими длительностями и продолжительными стаккатными отрезками.

Удобнее всего играть на любом из разновидностей гобоя в позиции стоя, держа инструмент под углом в 45 градусов относительно плоскости пола. При этом вес тела следует равномерно распределить между обеими ногами. Гобой своим раструбом должен находиться прямо перед музыкантом, напротив его выпрямленного корпуса.

Трость инструмента следует достаточно глубоко погрузить в полость рта, чтобы не получить на выходе разрозненный звук. Не нужно дуть в трость слишком сильно, иначе звук исказится, станет неприятным.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.