Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Все о музыкальном инструменте бузуки

Все о музыкальном инструменте бузуки

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Строй
  3. Техника игры

Бузуки — струнный щипковый музыкальный инструмент, имеющий богатую историю. В этой статье мы подробно рассмотрим, что он собой представляет, а также какова специфика музыки и игры на данном инструменте.

Что это такое?

Бузуки — довольно редкий музыкальный инструмент, относящийся к лютням. Произошёл от древнегреческого инструмента кифары. Другое название – «баглама». Инструмент когда-то получил широкое распространение в Греции, Израиле, Турции, Ирландии, на Кипре.

В классическом виде инструмент имеет 4 двойные металлические струны. Существует также разновидность бузуки, именуемая «багламазаки», у которой лишь 3 двойные струны. Но она считается более древней конфигурацией. Багламазаки используется в греческих классических оркестрах, исполняющих музыку в стиле ребетика. Этот стиль нередко сопоставляют американскому блюзу.

Ребетика стала популярна в начале XX века в тюрьмах и злачных местах портовых городов возле Эгейского моря. Самый рассвет этой музыки пришёлся на период между двумя мировыми войнами. Ансамбль музыкантов состоял из певца, двух исполнителей на бузуки и музыканта с багламой, на которой удобно исполнять стаккато. В страстных песнях главной темой были любовь и смерть, деньги и наркотики, бандиты и проститутки. Сочинялись они на основе народной музыки, исполнялись в ритме традиционных танцев. Ранние исполнители — Маркос Бамбакарис и Иоаннис Папиану.

На протяжении многих лет сам инструмент и музыка для бузуки в Греции была под строгим запретом. Она звучала лишь в тавернах, где её любили слушать люди, имеющие проблемы с законом. С годами репутация хулиганской музыки стала меняться. Благодаря таланту композитора Василиса Цицаниса инструмент вошёл в моду. Искусный исполнитель и виртуоз Цицанис гармонизировал музыку по западным принципам, но при этом сохранял танцевальные ритмы. Песни стали чаще звучать на эстраде, становясь традиционными.

Цицанис первым поверил в потенциал лютни, открыл ей широкий путь к народу. На похороны музыканта пришли тысячи греков, которые размахивали над головами бузуками и багламами.

Об инструменте широко заговорили лишь в 60-е годы XX века. Произошло это событие в связи с тем, что греческий композитор Микис Теодоракис сочинил музыку для популярного в те годы фильма «Грек Зорба». После выхода этого фильма сиртаки стал известнейшим греческим танцем, одним из символов страны. А также популярна стала и музыка, исполняемая на бузуки.

Ирландская история инструмента относится к 1960 году. Первопроходцами в использовании классического вида инструмента стали музыканты Джон Мойнихан и Эндрю Ирвин. С их лёгкой руки национальная ирландская музыка зазвучала совсем иначе. Другой музыкант — Алекс Финн — использовал греческий вид лютни.

Изначально инструмент только аккомпанировал другим: флейте, скрипке. Со временем он стал солирующим. Этому способствовал измененный строй.

Работа ирландских мастеров по модернизации инструмента велась годами. Сначала она затронула нижнюю деку (её сделали плоской). Это сказалось на звуке – он стал четким, сухим. Кроме того, стало легче ставить те или иные музыкальные акценты, необходимые при исполнении ирландской музыки. Внешне инструмент тоже преобразился: с корпуса исчезли орнаменты, верхняя дека тоже стала плоской, имела единственное круглое отверстие резонатора, похожее на гитарное. Иногда можно встретить инструмент с отверстием овальной формы, а также с декоративными украшениями.

Инструмент очень полюбили на земле св. Патрика. Дело в том, что народная музыка страны звучала повсеместно. Звуки скрипки и волынки были знакомы каждому человеку. И вот появляется новый звук бузуки. Его сравнивают со звучанием цимбала, причём в пользу бузуки, лишенного гулкости и хаотических обертонов. Восторгаются слушатели и глубоким тембром инструмента. Благодаря сдвоенным струнам аккорды звучат красиво, чётко.

Строй

Как уже упоминалось, существуют две конфигурации струн:

  • 3 группы по 2 струны (3 хора) — это более древний вид бузуки;
  • 4 группы по 2 струны (4 хора) — классический вид.

Звук очень звонкий, громкий, необычный.

На протяжении второй половины XX столетия производились эксперименты, направленные на то, чтобы с помощью электронной техники усилить звучание бузуки. В итоге изобретаются новые виды инструмента — так называемые электробузуки.

Работу по электроусилению провели музыканты из Греции Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас. Мастерами были применены новейшие звукосниматели и пассивные датчики. Звучание кардинально поменялось.

Некоторые части инструмента (например, верхняя дека) выполняются из дерева. Это может быть ситкинская ель, виргинский можжевельник, коа. Нижняя дека и обечайка у ирландского инструмента, а также ребра резонатора у греческого изготавливают из красного дерева, махагона, клёна, ореха, коа.

На современных моделях инструмента натянуты металлические струны, на них исполняется этническая и барочная музыка.

Техника игры

При игре музыканты обычно используют медиатор. Толщина медиаторных пластин составляет:

  • у самого гибкого изделия — 0,46 мм;
  • у среднего — до 0,96 мм;
  • у жёсткого — более 1 мм.

Чаще всего манера игры — переменный штрих. Такая манера применима как для аккомпанирующего инструмента, так и для солирующего.

Перед каждой игрой инструмент нуждается в настройке. Производится она с помощью камертона или цифрового тюнера. Некоторые разновидности мастера умеют настраивать по слуху.

При сидячем исполнении музыки инструмент кладут на бедро. В то же время нельзя прижимать его к телу плотно, так как это мешает игре правой рукой и негативно сказывается на звуке.

При игре в положении стоя необходимо использовать ремень, используемый для классической гитары. Ремень следует отрегулировать так, чтобы рука при игре находилась практически под прямым углом. Резонаторное отверстие должно быть на уровне пояса, а головка грифа — на уровне груди или чуть выше.

Некоторые музыковеды и музыканты сопоставляют будущее инструмента с историей гитары, которая ранее в Европе считалась специфичным инструментом, а сегодня является универсальным. Бузуки закрепил свои позиции в кельтской музыкальной традиции. Нередко появляется среди исполнителей блюграсса и олд-тайма (народной музыки). Многие музыканты-новаторы взяли его на вооружение. Теперь звук бузуки можно услышать в альбомах известных поп- и рок-гитаристов.

Приняли инструмент не только в Ирландии и Штатах, но и в скандинавских странах. Он украшает музыку местных фолк-групп. А также полюбили его любители музыки во Франции и других европейских странах.

Музыканты с неизменным интересом исследуют корни лютни. Исследуют то, как музыка балканских народов может переплетаться и взаимодействовать с ирландской музыкой и джазом. Многих профессиональных музыкантов приводит в восторг одновременное сочетание древности и современности в этом инструменте.

Определенный спрос есть, он иногда даже превышает предложение. Мастерами меняется дизайн, обновляются используемые материалы и конструкции. Это добавляет возможностей для музыкантов.

Можно смело предположить, что и в будущие века бузуки будет радовать людей своим экзотическим звучанием.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.